Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=520&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...В большой галерее героев духа, созданной Рерихом, истинно, каждая личность есть явление своеобразное, неповторимое, увиденное совсем в ином аспекте, нежели его соратники по духовной борьбе. ...Также и «Моисей Водитель» на горе Синай внемлет приказам Всевышнего. Вокруг его головы пламенеет сияние, горные ущелья и дали тонут в фантастическом фиолетовом мареве. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического.
...Также неординарно решает Рерих и картину «Моисей Водитель» (1925). Ветхозаветное событие – получение Моисеем скрижалей каменных – произошло на горе Синай, когда её осенила слава Господня. Сюжет этот не раз трактовали многие художники. Александр Иванов воплощает его в своих библейских эскизах при ясном свете дня как предстояние Моисея со склонённой головой и сложенными руками перед телесно неощутимым, но всё же реально очерченным, сидящим на каменном троне и сливающимся с небесным светом Богом в облике человека. У Рериха гора Синай – не плоский подиум, как у Иванова, а скалистая вершина. Её накрыло облако, темнее ночи, а слава Господня представлена на картине в виде извивающейся ленты северного сияния. Такую художественную идею Рериха нельзя считать абсолютно надуманной, поскольку известно, что на такой южной широте авроральные явления всё же регистрируются ионосферными станциями, несмотря на свою черезвычайную редкость. Моисей, словно венчая вершину, протянул руки вверх и почти касается льющихся из Космоса потоков света. Параллельные мазки светло-зелёного с белыми корпускулами на иссиня-чёрном фоне рождают ощущение фосфоресцирующего сияния. И набегающие одна на другую рифмованные колонки лучей полярного сияния – всё это, как раскрытая книга скрижалей, как проявление космического огня, логосу которого внимает Моисей. У Рериха космический огонь – духовно-материальная субстанция, способная соединить высшее и земное, Бога и человека. С её помощью можно передать озарённую огненную мысль – так надо понимать смысл «огневидения» Моисея. Рерих в каком-то смысле продолжает стремление Иванова создать атмосферу неземного мистического света, однако в поисках его источников он уже не привязывает себя к земле, а обращает взор в космическое пространство. Оттуда, из поднебесья, пришли к нему его холодные светящиеся краски. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ветхозаветное событие – получение Моисеем скрижалей каменных – произошло на горе Синай. «И взошел Моисей на гору, и покрыло облако гору, и слава Господня осенила гору Синай; и покрывало ее облако шесть дней, а в седьмой день (Господь) воззвал к Моисею из среды облака. Вид же славы Господней на вершине горы был пред глазами сынов Израилевых, как огонь поядающий. Моисей вступил в средину облака и взошел на гору; и был Моисей на горе сорок дней и сорок ночей» (Исх. 24:15-18). Сюжет этот привлекал многих художников. Александр Иванов воплощает его в своих библейских эскизах при ясном свете дня как предстояние Моисея со склоненной головой и сложенными руками перед реально очерченным, сидящим на каменном троне и сливающимся с небесным светом Богом в облике человека. У Рериха гора Синай – не плоский подиум, как у Иванова, а скалистая вершина. Ее накрыло облако темнее ночи, а слава Господня представлена на картине подобно северному сиянию. Эту художественную идею Рериха нельзя считать абсолютно надуманной, поскольку известно, что на такой южной широте авроральные явления всё же регистрируются ионосферными станциями, несмотря на чрезвычайную редкость. Моисей, словно венчая вершину, почти касается льющихся из космоса потоков света. Параллельные мазки светло-зеленого с белыми корпускулами на иссиня-черном фоне рождают ощущение фосфоресцирующего сияния. И набегающие одна на другую рифмованные колонки лучей полярного сияния – всё это как раскрытая книга скрижалей, как проявление космического Огня, логосу которого внимает Моисей. У Рериха космический Огонь – духовно-материальная субстанция, способная соединить высшее и земное, Бога и человека. С ее помощью можно передать озаренную огненную мысль – так надо понимать смысл огневидения Моисея. Рерих в каком-то смысле продолжает стремление Иванова создать атмосферу неземного мистического света, однако в поисках его источников он уже не привязывает себя к земле, а обращает взор в космическое пространство. Оттуда, из поднебесья, пришли к нему его холодные светящиеся краски. Примечательно, что гору Синай и окружающие ее вершины Рерих рисует в китайском духе, как встающие одна выше другой каменные волны. Библейские земли, родина великих пророков и Иисуса Христа, – это тот же Восток. Общностью стилистики художник сближает полотна серии. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ...Следует отметить, что огненная стихия очень увлекала Рериха, как художника. В [20]-е годы он поставил перед своим искусством задачу создания "ощущения космической правды"[62], которая бы отразила реальность светоносной огненной материи. ...Высшими свойствами Светоносного Начала наделено авроральное явление в картине "Моисей-водитель" (1924), внимающего Логосу пространственного Огня. 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. 62. Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924.- С. 69. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...а в концепциях его новых картин усиливается звучный колорит и богатство их построения: ...Моисей — в творящем приказе в фиолетовой мгле вершины Синая; |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Моисей - водитель
Серия «Знамена востока» сложилась. ...2. «Моисей - водитель» - на вершине, окруженный сиянием неба. Н.Рерих. Алтай - Гималаи. III. Пир-Панджал (1925)
Хочу ещё передать, что Моисей должен быть включен в цепь Имен М.М. Теперь понятно, почему эта картина так величественна и прекрасна. Е.И.Рерих.Письма. Том 1.37. Ноябрь (1928) |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Моисей водитель. Эта картина входит в серию "Знамёна (или Учителя) Востока", которую художник начал писать с 1925 г. На вершинах гор (на горе Синай) стоит Моисей, окруженный сиянием, протянувший руки к Высшему, Небесному Свету. Он изображен как Великий Посвященный, ученик египетских жрецов, с Огненным сиянием над головой. Он вознес руки к Небу с молитвой ко Всевышнему за всё погрязшее во тьме человечество. Тут на вершине, Он обращается к Учителю и получает от Него Указы. "Моисей был, воистину, великим вождем, он явился создателем народа израильского, но не идеи Единобожия, которая существовала от древнейших времен. Моисей, будучи учеником египетских жрецов, был посвящен в их тайное знание, в единство Космоса, единство в многообразии. И эту идею единства он утвердил в виде Единоначалия, именно, в массах закрепив почитание единого аспекта Божества как Иеговы. Моисей был евреем. И все измышления о его египетском происхождении есть величайшее заблуждение. Даже с чисто психологической точки зрения оно не выдерживает никакой критики. Весь ход, всё развитие Моисеевой Эпопеи решительно противоречит этому измышлению. Моисей был вождём и законодателем, и на нём лежала тяжкая задача создать народ из кочевого племени, находящегося в полном рабстве и, в силу этого, усвоившего многие отрицательные черты, и заложить в нём основы порядка, государственности и строительства. Все намёки на жестокость и мстительность установленных им законов несостоятельны. Ибо, просматривая их непредубеждённым умом, изумляешься их мудрости и милосердию. Во многих отношениях они справедливее и милосерднее законов, ныне существующих. И не нам, в наш век ужасов, жестокости, самых страшных преступлений и растлений, говорить о жестокости законов Моисея. Кроме того, назовёте ли Вы уничтожение диких зверей, угрожающих пожрать всех домашних животных, мстительностью, жестокостью, непримиримостью и т.д.? А среди выведенных из Египта представителей израильского народа немало было, по свидетельству самой Библии, именно таких необузданных звероподобных, и вождю нужно было спасти от них лучший элемент, который мог бы стать семенем будущего народа израильского. Отсюда и суровость ради справедливости и милосердия. Суровость и милосердие в основе своей - одно понятие. Представим себе положение, в котором бы очутился Моисей, если бы он не стал противиться злому и предоставил худшему и грубейшему элементу растлить и уничтожить всех лучших, могущих воспринять основы нравственности и порядка. Что стало бы с его Заданием? На его обязанности вождя и земного законодателя лежала защита вверившегося ему народа и ограждение нарождающегося порядка, и потому противление злу должно было быть положено в основание строительства". (Е.И.Рерих. Письма. Минск, 1992, с.190) Урикова Н.В. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Биография Моисея на проекте "Академия" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=3319808 SALE 9760 IMPORTANT SILVER, OBJECTS OF VERTU AND RUSSIAN WORKS OF ART New York 19 October 2001 LOT 181 NIKOLAI KONSTANTINOVICH RERIKH [ROERICH] (1874-1947) "Banners of the East": Moses the Leader Price realised USD 99,500 Estimate USD 45,000 - USD 55,000 unsigned tempera on canvas 29x47in. (73.5x119.5cm.) painted in 1925 in Kashmir, India
Provenance Roerich Museum, New York Louis Horch Baltzar E. Bolling Then by direct descent Literature J. Decter, Nicholas Roerich, (London, 1989) ill. p. 152 Exhibited New York, Roerich Museum, (1930) n. 541 Grand Haven, Michigan, Grand Haven Community Center,Exhibit of Paintings by Nicholas Roerich, (1969) Lot Notes "Before his trip to the United States and Europe in 1924, Roerich had begun another series of works, "Banners of the East," which he completed upon his return. Each of the nineteen paintings in the series depicts one of the great spiritual teachers of humanity, including Jesus Christ, the Chinese philosopher Lao-Tse, Padma Sambhava, who brought Buddhism from India to Tibet; Moses; Buddha; Mohammed; Confucius; St. Sergius; Dorje, the daring Tibetan lama; Milarepa, the hermit and seer; Oirot, the spiritual leader of an Altai tribe and messenger of the tribe's messiah, the White Burkhan; and one feminine figure, the Mother of the World.
Roerich does not always deify these holy figures, but portrays most of them in the time and place in which they lived, carrying out their spiritual tasks. In this respect the "Banners of the East" series resembles Tibetan spiritual paintings, or tankas. As a lama tells a seeker in Roerich's book Himalayas: Abode of Light, "By our symbols, by our images and tankas, you may see how the great Teachers functioned; among the many great Teachers you see only few in complete meditation. Usually they are performing an active part of the great labour. Either they teach the people or they tame the dark forces and elements; they do not fear to confront the most powerful forces and to ally themselves with them, if only it be for the common well-being...
Moses kneels on Mount Sinai, his arms outstretched to the Lord, who appears as a great ribbon of cloud." J. Decter, Nicholas Roerich, (London, 1989) pgs. 148, 150, 151 |