Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Две чаши. # 21 [Будда дающий]
1932

Н.К.Рерих. Две чаши. # 21 [Будда дающий]. 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=53&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Две чаши. # 21 [Будда дающий]
Год 1932
Где находится Bharat Kala Bhavan. Индия.(Индийский дом искусств в Бенаресском индуистском университете, в Варанаси)
Материалы, размеры Холст, темпера. 130 x 78 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Николай Рерих дал целый ряд образов Будды.

...«Будда Дающий»—великий Учитель познания стоит на ступенях, перед ним склонился старец, протягивая чашу, он просит у Учителя «влагу истины».

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

Чаша Будды чудотворна и неистощима - это чаша жизни.

Вспомним о почитании чаши бессмертного напитка, о борьбе из-за которого так поэтично повествует Махабхарата. Индра берет от царя Нагов чашу и относит ее на небо. У мусульман в Кандахаре есть тоже своя святая чаша.

По персидским сказаниям, когда Джемшид стал рыть основание города Истакара, была найдена волшебная чаша "Джами Джемшид", из бирюзы, полная драгоценного напитка жизни.

Сказание Соловецкого монастыря о ветхозаветных лицах упоминают чашу Соломона: "Велика чаша Соломона, сделана из драгоценного камня. В ней написаны три стиха самарийскими письменами, и никто истолковать их не может".

В Харране имеется священная чаша Фаа Фага. Из нее пьют принимающие участие в мистерии и на седьмой день возглашают:

"Учитель, да возвестится неслыханное!"

В обрядах ведизма, буддизма, маздоизма всегда является священный символ чаши жизни.

Джатака рассказывает о происхождении чаши Будды:

"Тогда с четырех стран пришедшие четыре хранителя мира поднесли чаши, сделанные из сапфира, но Будда отказался. Снова они предложили четыре чаши, сделанные из черного камня мугаванны, и он, полный сострадания к четырем учениям, принял четыре чаши. Одну и другую поставил и приказал: да будет одна! И края четырех чаш стали видимы только как черты. Все чаши вошли в одну чашу и, насытившись, совершил благодарение".

Лалита Вистара, рассказывая о таинстве чаши Будды, приписывает Благословенному следующие значительные обращения к царям принесшим чаши: "Поклонись чашею Будде и ты будешь в чаше как в сосуде познания".

Предложив чашу Нам подобному не будешь оставлен ни памятью, ни суждением". "Кто дает чашу Будде, тот не будет оставлен ни памятью, ни мудростью".

Эта чаша - ладья жизни, чаша спасения - скоро снова должна быть найдена. Так знают в пустыне.

Н.К. Рерих «Сердце Азии», с.105-106, Нью-Йорк, 1929 г.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Будда и Саньясин.

По крутым ступеням, расположенным высоко в горах, спускается Владыка Будда. Высоко в небе светит месяц, освещая скалы, напоминающие горный хрусталь. В правой руке у Благословенного Чаша Знаний, в левой - посох, символ мудрости. Белое одеяние и ореол над головой Благословенного свидетельствуют о могуществе Его духа, чистоте и огненности Его мыслей. Пришедший ученик получает благословение нести Знания и подвиг на Земле, в жизни каждого дня.

И чаши рук сложили люди, всё достоянье Солнцу дав,

Взор устремляя к Лику Будды, к улыбке вещей на устах.

О.Ауновская

Великий Будда жил в 6 веке до н.э. Он был сыном царя, воспитан в роскоши, утонченности, музыке, получил блестящее образование, но с ранних лет проявлял необычайное сострадание ко всему окружающему. Когда царевичу исполнилось 16 лет, он, по обычаям своего времени, женился, у него родился сын. Но личное счастье не могло удовлетворить огненное устремленное сердце Гаутамы, отзывающееся на каждое горе. Он оставил семью, своё царство и посвятил всю свою долгую жизнь помощи людям, освобождению мира от страданий и невежества. Он жил и в нищете, и в голоде, и среди монахов, смиренно переносил клевету и страдания. Постепенно приобщился к Высшим Знаниям и стал осторожно давать своё Учение подготовленным ученикам. Будда дал миру знание великой материи и эволюции, выступил против каст и преимущества классов, утверждал ценность труда на Общее Благо без привязанности к его результатам, положил основание общине, проповедовал отказ от личной собственности и необходимость нравственной чистоты. Его Учение способствовало раскрепощению женщины. Миссия Будды на планете Земля очень высока.

Нелюбовь Учителя к установлению многочисленных, неподвижных правил, в особенности запрещений, и желание сохранить жизненность общины, ярко выражена в его последнем наставлении ученику Ананде: "Поручаю общине видоизменять правила малые и малейшие". Но многие слабые души спокойнее, если их обязанности строго определены, отсюда увеличение правил и запрещений в позднейшем буддизме. Много легче подчиняться правилам, хотя бы даже и стеснительным, нежели проявлять личную, сознательную энергию, которую требовал Учитель от своих учеников.

"Поговорим о Владыке Будде. Люди не уясняют себе основу учения Благословенного. Основа - дисциплина. Духовно и телесно монах Общины старался удержаться на пути. Первые годы он нёс тяжелое послушание. Ему воспрещалось убивать себя упражнениями столпника, но предписывалось вести битву единым началом духа. Так сурово Будда учил учеников. Воистину, только в духовной битве знали они радость, потому говорится о терниях пути. Только когда воля подвижника рождалась подобно льву и серебряная узда духа сверкала на чувствах ученика, только тогда Владыка приоткрывал завесу и давал задачу. Затем уже постепенно ученик посвящался в тайные знания.

Благословенный сказал: "Истина - единственный Источник мужества". Правильно понятая Истина является прекраснейшей и мудрейшей главою в книге Космоса". (Озарение. ч.2, гл.12, 1 и 2)

Биография Будды

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика