Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=547&size=3
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
...Смелый Нагарджуна *, почерпнувший на озере Юмцзо * мудрость из бесед с Нагом — «змеиным царем».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные.
*Нагарджуна (I или II в. н. э.) — крупнейший философ, ученый и реформатор буддизма, основатель первой и важнейшей школы махаяны — мадхьямики, в которой признается только одна неопределимая абсолютная реальность — бог; в этом мадхьямика сближалась с брахманизмом и адвайтой. *Озеро Юмцзо (Юмцо) — озеро Ямдок, находится в центральной части южного Тибета. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Имеется и ряд картин, посвященных выдающимся реформаторам буддизма в Тибете. ...В этой серии следует отметить картину «Нагарджуна — победитель змия» — он властелин над собой, над своими духовными огненными центрами и пребывает в гармонии с окружающим. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Среди знаменитых мыслителей и поэтов Древней Индии одно из главных мест по праву принадлежит Нагарджуне (санскр. «Победитель Нага»), заслужившему эпитет «Второй Будда». Он – автор обширного письменного наследия и основоположник махаяны – пути Великой колесницы. Махаяна преодолела рамки монастырских обителей и стала широким общественно-культурным течением государств Индостана, Центральной и Восточной Азии. Великая сила Любви и Сострадания ко всему живому определили непреходящую ценность его трудов. Согласно ламаистской традиции, Нагарджуна родился спустя около четырех столетий после паринирваны Будды, то есть в I веке до н.э., и жил шестьсот лет. Наиболее достоверное время его деятельности приходится на II и III века н.э. Предания доносят интересный эпизод из его жизни, связанный с тем, как неустрашимый Нагарджуна почерпнул мудрость из бесед с Нагом, змеиным царем. Наги в индийской мифологии – змееподобные полубожества. «Они суть стражи сокровищ и священных границ, предохраняют святое от всякой профанации и позволяют прикоснуться к нему лишь посвященному и достойному. Змеи символизируют мудрость»163. Известна легенда о том, как однажды Будде встретились два змея, изрыгавших дым и огонь. С помощью высших сил Просветленный победил змеев и обратил их в свою веру. Считается, что Будда скрывал свою истинную доктрину и передал ее только нагам. Она должна была храниться ими до тех пор, пока люди не созреют до ее понимания. В древнейшем житии Нагарджуны описывается, как царь драконов Нагараджа взял его в свой дворец на дне озера и показал семь драгоценных хранилищ с книгами сокровенного содержания. Нагарджуна читал их в продолжение 90 дней и постиг единый смысл сутр. После этого Нагараджа вручил ему сохраненные сакральные тексты 164. До наших дней дошли два подготовительных рисунка к картине. Один из них – это первичное изложение замысла. Как всегда, рождающаяся идея у Рериха воплощалась легким, еле заметным касанием карандаша с многократным повтором штрихов, с «выискивающим» движением руки для обрисовки нужных очертаний. В центре рисунка – встающая из озера Юмцзо фигура Царя нагов в человеческом облике, с короной на голове. Пространство замыкается конусами гор. В левом нижнем углу изображен сидящий Нагарджуна. В окончательном варианте он будет перемещен вправо. Поражает, какой огромный путь проделал художник от этого наброска к готовой картине! Сколько было испытано творческих мук, прежде чем окончательно сложилось живописное полотно! На втором рисунке, композиционно уже более близком к картине, Рерих специально прорабатывал образ Нага. Линия здесь более быстрая и уверенная. Интересно, что автор пошел на некоторое усложнение сюжета и воспроизвел в общих чертах мифологический сюжет рождения высшего божества, творца мира – Брахмы. Согласно легенде, Брахма появился на цветке лотоса, который распустился из пупка Вишну. Сам Вишну в это время удобно возлежал на змее Шеше рядом со своей женой Лакшми. Несколькими скупыми линиями обрисованы божественные персонажи с бутоном лотоса в окружении змеиных голов. На картине Рериха Вишну и Лакшми отсутствуют, зато на груди у Нагараджи просматривается Брахма в огненном сиянии. Традиционно он изображается красным, с четырьмя головами и четырьмя руками, сияющим, подобно тысяче солнц, сидящим на распустившемся многолепестковом лотосе. Царь нагов предстает в облике многоголового змея, похожего на зонтик, сложенный из капюшонов кобр. Рерих следует тут традиционной иконографии, ярко выраженной, например, в каменных скульптурах Аджанты VI века. Тело Нага обвивает вулкан, сдерживая адский подземный огонь и не давая погибнуть чудесному цветку всепобеждающей Мудрости. Неподвижная, как горы, фигура Нагарджуны олицетворяет духовную стойкость: она открыла ему путь к сокровенным знаниям Царя нагов. Смысл таинственных знаков, выбитых на скале, в левом углу картины, проясняется благодаря высказываниям самого Нагарджуны: Знай же, что мысли подобны рисункам На глади вод, на земле и на камне. Первые лучше для омраченных; Последние Лучше Для Праведных, чистых 165. О чем же пророчествуют древние знаки? Не о гибели ли мира? Ведь не случайно тревожно полыхает небо. Ведь согласно планам Брахмы, после калиюги огонь, вырвавшийся со дна океана, уничтожит Вселенную. Хватит ли теперь знаний и мужества у праведных и чистых, чтобы спасти планету от угрожающей экологической катастрофы или ядерного взрыва? Прислушаемся ли мы к древней мудрости и убережем ли красоту Земли? Такие мысли, исполненные современного звучания, рождает эта картина, вдохновленная глубокими символическими образами индийской культуры.
163.Цит. по: Андросов В.П. Нагарджуна и его учение. М.: Наука, 1990. С. 45. 164.Там же. С. 227. 165.Цит. по: Буддийская мудрость. С. 142. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ... 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Нагарджуна - победитель Змия
Серия «Знамена Востока» сложилась…11. «Нагарджуна - победитель Змия» видит знамение на озере владыки Нагов. Н.Рерих. Алтай - Гималаи. III. Пир-Панджал (1925)
Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо мудрость из бесед с Нагом – «змеиным царем» Н.Рерих. Алтай - Гималаи. IV. Ладак (1925)
Кольца Змея «Нагарджуны» обвивают вулкан и не дают вырваться подземному огню. Скованность волей Победителя энергия КАМЫ претворяется в чудесный пламенный цветок всепобеждающей Мудрости – Жизнетворящей Всеначальной Энергии Лотоса. Н.Уранов. Огненный подвиг. Тайны Любви Начал. 26 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Статья Жуковой Н.В. "Победитель Змия" на сайте "Адамант" |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Нагарджуна - победитель змия. (НАГАРДЖУНА - ПОБЕДИТЕЛЬ ЗМИЯ видит знамение на озере Владыки Нагов.) Картина входит в серию "Знамёна (Учителя) Востока". Змей - символ мудрости, но мудрости земной, часто идущей против Бога. Нагарджуна побеждает в себе страсти, желания, соблазны физического тела, что символически и изображено на картине. В путевом дневнике Н.К.Рерих пишет: "Сильные духом отдельные Учителя искренне пытались снова явить прекрасный лик Учения... Смелый Нагарджуна, почерпавший на озере Юмцзо (озере Нагов) мудрость из бесед с Нагом - "змеиным царём"... и многие другие, одинокие, понимающие предуказанную эволюцию, очищали пыль условности с заветов Будды. Их труды снова прикрывались слоем механических ритуалов. Условный ум обывателя, даже признав Учение Будды, всё-таки пытался одеть его по своему предрассудочному разумению." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи) "Энергетический процесс взаимодействия духа и материи был крайне сложным и трудным в Космической эволюции и в истории человечества, ибо сам человек, как мы знаем, был двойственен и нёс в себе и дух и материю, и Небо и Землю. В мифологии эта двойственность, имевшая важнейшую философскую нагрузку, изображалась птицей и змеёй. Птица - дух, змея - земля. Гаруда и Наг - в индийской мифологии, Пернатый змей или Кецаль-Коатль в мексиканской и т.д. Неразрывно связанные между собой, они как бы всё время сталкиваются, отвоёвывая друг у друга энергетическое пространство. Взаимодействие птицы и змеи, или духа и материи, в различных Культурах понималось по-разному. С этой точки зрения представляет большой интерес философское осмысление мифологического образа Кецаль-Коатля... Дух должен не уничтожать материю, но так повлиять на неё, чтобы она могла эволюционировать и добиваться трансцендентности, т.е. выйти за свои собственные пределы. Вот почему так важна эта сфера сочетания противоположностей, которую символизирует соединение птицы Кецаля со змеей. Следуя земному стремлению к возвышению, всё более укрепляя в человеке сознание, можно посредством созидательного труда одухотворить материальный мир",- пишет Х.Л.Портильо, Кецаль-Коатль, с.224. В течение многих веков на планете формировался сложный и своеобразный культ Нага или змия, уходивший своими корнями к изначальному мифологическому образу. Этот культ имел немало аспектов, но нас будет интересовать только поклонение мудрым и всемогущим Нагам, смысл которого тесно связан с понятием культурного героя. Того мифологического героя, который приносит людям знания, обучает их многим полезным вещам, подсказывает им, как обустроить социальную и духовную жизнь. Во время моего гималайского путешествия мне удалось попасть в район, расположенный у подножия Великого Гималайского хребта, где сохранился культ Нагов, в очень незначительной степени задетый более позднею индуистской религией. В небольшом горном селении Бхадрава, в его окрестностях, на горных трактах стояли храмы и святилища, на алтарях возвышались изображения нагов. Это были божества, мудрецы и герои, над головами которых поднимались змеиные капюшоны. Местные легенды повествовали о том, что наги жили в подземных убежищах, куда простому смертному было трудно проникнуть. Об этом же рассказали легенды Кашмира, хотя ислам за несколько веков и размыл, а в некоторых случаях исказил содержание изначальных легенд и мифов. Змея - наг в этих районах считалась знаком мудрости. Однако, в трактовках этого знака была определенная сформировавшаяся веками прямолинейность, которая, подобно занавесу, скрывала какой-то сложный духовно-энергетический процесс. Н.К.Рерих создал за свою жизнь около 20 картин, посвященных "змеиной" тематике. Среди них картина "Нагарджуна - победитель Змея". На ней изображен Нагарджуна, один из крупнейших буддийских философов, на фоне огромного, свёрнутого кольцами змея, поднявшего над собой многоглавый капюшон. Согласно легенде, змей передал Нагарджуне знания, которые тот, как победитель, справедливо заслужил. Но каким образом он одержал победу над этим сильным и неповоротливым чудовищем и в чем заключался смысл победы - об этим лишь оставалось догадываться. Потом мне попалось в Индии нетрадиционное изображение Нагарджуны. У него над головой поднимался змеиный капюшон, который, без всяких сомнений, знаменовал мудрость. В одном из своих писем Е.И.Рерих писала: "Урей - священный символ, изображающий голову кобры, носимый на головном уборе Посвященными и фараонами Египта, также украшающий Богов Индии. Так Урей есть символ посвящения и скрытой мудрости. Змий всегда был символом мудрости, и древние мудрецы Индии назывались Нагами." Иными словами, мифологический символ змеи или нага означает не столько мудрость самой змеи или материи, а мудрость того, кто одолел эту материю, сумел одухотворить её и в силу этого получил доступ к источнику самой мудрости. Ибо мудрость - высшее внутреннее знание возникает лишь тогда, когда взаимодействие духа и материи переходит или в гармонию этих двух противоположных начал, или же на более высокую ступень - синтез. И тогда посвященного или победителя отмечают символом претворённой им материи - змеёй. Египетские фараоны, изначально обожествляемые, еще долгое время носили на своих коронах голову кобры, как знак победы, сделавшего кого-то из их предшественников мудрыми. Мифы о Нагах и сам культ Нагов, имеющие глубокое философское значение, есть земной след тех неизвестных разумных сил Вселенной, о которых писал К.Э.Циолковский, и той одухотворенной Мерархии Света, о которой повествуют книги Живой Этики-. (Л.В.Шапошникова. Веление Космоса, М., 1995, с. 62-67) "От небольшого городка Бхадрава храмы и святилища Нагов тянулись к Великому Гималайскому Хребту, пересекали его и уходили на восток туда, где находились древние сапфировые шахты Падара. Веками там добывали синие и голубые сапфиры. Мифы и легенды украшали этими сапфирами короны королей нагов. Те же мифы связывали нагов с мудрецами - риши. Они как бы перетекали друг в друга, сливаясь нередко в одно понятие, в один образ. Наги и риши были божествами Гималайской долины Кулу. Их бронзовые и золотые маски хранились в древних храмах. Тем и другим приписывалась великая мудрость, чудесные способности, знание тайн природы и всемогущество. Риши и наги наставляли людей в искусстве и ремеслах, в знаниях и обрядах. Некоторые из них оставляли после себя реальные книги, такие как "Химават пурана" Синего Нага, правителя Кашмирской долины или книга буддийского реформатора Нагарджуны, в которую вошли знания, сообщенные ему Великим Нагом". ("Утренняя Звезда", Альманах МЦР 1, Шапошникова Л.В., Учителя, 1993, с.7) "На этой картине хаос представлен подземным огнем, зажатым спиралями змея. Эти спирали - последовательные, постепенные циклы овладения стихийными силами планеты. Этот хаос ( половая энергия) претворен в великолепный огненный цветок, расцветающий на голове змея, т.е. в конец всех спиралей - кругов жизни, воплощений, завершающихся полным овладением половой энергией (своим мышлением и всеми страстями планетной жизни). Девять голов - девять элементов, 9 дифференциаций единой первичной Субстанции Земли. 9 голов - 9 стихийных сил, склонившихся над чашей завершения, возносимой при отрыве от земного магнетизма. Десятая - синтез девяти. Фаллическое число 10 представлено здесь как 10 голов. Кольца спиралей - жизненные круги адепта Нагарджуны, жизни, проведенной в борьбе, в творческом претворении половой энергии в высшие формы планетного творчества - привели, наконец, его к окончательной победе над низшими полюсами творческой энергии. Вулкан страсти постепенно восходящими циклами зажат волей адепта совершенно. Чаша победного опыта накоплена и теперь будет вознесена, т.Е. последний подвиг освобождает победителя от необходимости дальнейших воплощений на Земле и дает ему право перехода на следующую ступень космической эволюции - следующий мир на лестнице семи планет. В картине, в подвиге Нагарджуны, воплощен идеал успешной эволюции человечества на нашей планете. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=3319812 SALE 9760 IMPORTANT SILVER, OBJECTS OF VERTU AND RUSSIAN WORKS OF ART New York 19 October 2001 LOT 185 NIKOLAI KONSTANTINOVICH RERIKH [ROERICH] (1874-1947) "Banners of the East": Nagarjuna, The Conqueror of the Serpent Price realised USD 99,500 Estimate USD 30,000 - USD 50,000 monogrammed and dated '25' (lower left) tempera on canvas 29x46in. (73½x117cm.) painted in 1925 in Kashmir, India
Provenance Roerich Museum, New York Louis Horch Baltzar E. Bolling Then by direct descent Literature N. Roerich and others, Roerich Himalaya, (New York, 1926) ill. p. 25 A. Yaremenko, N.K. Roerich, (New York, 1931) ill. p. 100 Exhibited New York, Roerich Museum, (1930) n. 552 Grand Haven, Michigan, Grand Haven Community Center,Exhibit of Paintings by Nicholas Roerich, (1969)
Lot Notes See footnote for lot 181 |