Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Настасья Микулична. # 33
1938

Н.К.Рерих. Настасья Микулична. # 33. 1938

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=553&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Настасья Микулична. # 33
Год 1938
Где находится Новосибирский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Холст, темпера. 92 x 152.8 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Загружено 2 изображения. № Ж-85, инв. № КП 577, 041045. Репродуцирована в рижском альбоме 1939 года (см. в описаниях: Репродукция 1939 года и выписки из документов). Дата 1943, принятая в музее, надо полагать, заимствована директором Е.П. Маточкиным из "Граней Агни Йоги" (запись 30.10.1960). Возможно, в записи смешалась информация о 2-х вариантах.

Б.Н.Абрамов "Грани Агни Йоги"

1960 г. Окт. 30. Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен – это картина «Настасья Микулична». Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична – это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее – поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

В этой связи интересна его запись, сделанная в Индии при работе над картиной "Настасья Микулична" (1938): "Настасья Микулична" - величественный прообраз русского женского движения - давно был нам близок. Характерно женское движение в русском народе - в народах Союза. Выросло оно самобытно, как и быть должно. Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица удалая... Народы волею своею показали здоровое, преуспевающее строительство".

Н.Д. СПИРИНА Колокола Будущего Журнал Восход: № 2 (94), Февраль, 2002

А теперь мы поговорим о следующей картине из той же серии. Называется она «Настасья Микулична».

В книге «Озарение» сказано: «Нет прошлого, есть свет будущего — им идите» (1).

И вот в торжественный момент рассвета, предваряющего великое завтра, непреклонно шествует могучий конь, несущий на себе богатыршу Настасью Микуличну — символ России Азиатской, РОССАЗИИ.

РОССАЗИЯ — «это имя державы, данное Р[оссии] от Сергия»(2) через Елену Ивановну Рерих.

Новая Заря уже светит на новом горизонте. Полыхают огни победы Нового Мира.

В книге «Зов» Учитель обращается к нам с торжественными, призывными словами: «Вы допущены к работе постройки Нового Мира; вам Говорю: укрепляйте глаза, чтобы не ослепнуть, когда Приоткрою край завесы Грядущего»(3).

«Могут спросить — как же в Вашей Общине отведено не малое место старинным постройкам и книгам? Почему эта старина не влияет на устремлённость в будущее? Две причины: первая — устремлённое сознание не оглядывается; вторая — постройки создавались и предметы собирались только для движения в будущее. Наслоение устремления в будущее наполняет всё существование Общины. Тонет в потоке устремления всё притяжение предметов. Столбы базальта не вызывают прошлых событий, но прочностью своей подтверждают пригодность для будущего. Книги не уносят мысль в прошлое, но свидетельствуют лишь опыт для будущего. Перенесение всего сознания в будущее может утвердить существование Общины»(4).

Что мешает звучать в нашем сердце колоколам будущего? Что препятствует устремлению в будущее? — Страх будущего, который назван в Учении Живой Этики «ужасом Мира». «Он вторгается в жизнь под различными пониманиями. Он постепенно разлагает ум и омертвляет сердце. Такой страх ложен в природе своей. Люди знают, что каждое их местонахождение не вечно, значит, разумно будет немедленно приготовлять нечто будущее. Но части хаоса, аморфные и неподвижные, прикрепляют сознание к призрачным местам. Нужно напрячь познание действительности, чтобы признать ложь Майи и понять, что правда лишь в будущем, когда мы приближаемся к Обители Огня. Невозможно описать, как люди пытаются прикрыть страх перед будущим. Они стараются показать, что не будущее, но прошлое должно занимать их мышление. Они постыдно избегают всего, что напоминает о движении в будущее. Они забывают, что таким образом появляется пагубный яд пространства. Даже на самых чистых местах можно заметить волны такого яда. И люди отравляются взаимно. Но самая здоровая и прекрасная мысль будет о будущем. Она соответствует Миру Огненному»(5).

Мы будем думать не о том, что есть,

Но лишь о том, что непреложно будет,

И Дней Твоих ликующая весть

Огнями радость в наших днях пробудит.

И только так не задохнёмся мы

В последний час

на дне земной тюрьмы.

Н.Д.Спирина. Капли

1 Листы Сада М. Озарение. 1–IX–13.

2 Рерих Е.И. Письма. Т. 1. М., 1999. 7.07.1930.

3 Листы Сада Мории. Зов. 31.03.1923.

4 Община. 199.

5 Мир Огненный. II. 281.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Е. П. МАТОЧКИН Николай РЕРИХ. Завещано Сибири / Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008. - 76 стр.

...Годы войны, несомненно, наложили свой отпечаток на полотна мастера и определили их сурово-торжественную интонацию.

...Из мирового пожарища на могучем коне подымается богатырша на картине «Настасья Микулична» (1943). На своей несокрушимой длани она несёт спасённых ею людей.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Настасья Микулична.(1943 г.)

Изображена русская богатырша Настасья Микулична. В былине рассказывается, что она настолько сильна и могуча, что, когда Добрыня хотел побороться с ней и ударил её по голове, то она даже не почувствовала. Удивился тогда Добрыня: "Неужели растерял я всю свою прежнюю силу?" Ударил в крепкий дуб - раскололся дуб на щепки. Ударил Добрыня Настасью еще сильнее. Оглянулась на него богатырша и говорит: "А я думала, меня комарики покусывают, а это богатырь дерется."

Взяла Настасья Добрыню за русые кудри, подняла одной рукой, спрятала вместе с конем в карман и едет себе дальше. Взмолился тут конь богатырши: "Не могу тебя больше возить с богатырём, да еще коня богатырского!" Вынула она Добрыню из кармана и говорит: "А вот я посмотрю на богатыря, как он мне понравится: если стар да нехорош, так голову ему отрублю, а если молодой да пригожий - так замуж за него пойду." И понравился Добрыня Настасье Микуличне. Поехали они вместе в Киев к князу - Солнышку, сыграли весёлую свадебку.

Эта картина - одно из замечательных полотен художника. Его надо смотреть издалека, и тогда красоты оживают и начинают сиять и светиться. И кажется, что это не просто картина, а великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь оно написано в 1943г., когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей стране и война была в самом разгаре. И в это трудное время Рерих уже предвидел победу над врагом. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи нашей великой Родины.

Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою является Россия, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир и в длане её - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира.

Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твёрдо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и её ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несёт Миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены миллионы людей во всех уголках планеты, ибо духовный свет Родины зальёт весь мир.

Конь поднимается на возвышенность, он еще на неё не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Россия предстанет, вновь объединенная, во всей своей непобедимой мощи единения, утверждая мир и счастье для всех народов Земли, и полную, окончательную победу Нового Мира над старым. Таким образом, былинному образу художник придал глубочайшее духовное значение - русский дух, русское богатырство едины с Великим Женским Началом. И Женщина, вдохновляющая на подвиг, Ведущая, спасёт Россию и весь Мир. В Живой Этике сказано: "Приходит время, когда человечество обязано выявить все свои духовные силы и возможности. Женщины, опоясанные силой любви, венчанные венцом подвига, как светлый дозор, как рать непобедимая, ополчаются против тьмы и зла и придут на помощь человечеству, которое пребывает в небывалой еще опасности."

И. СЕРЕБРОВА Журнал Восход № 3 (143), Март, 2006 Фрагмент статьи «В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЕТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА»

"Если говорить о женских богатырских образах, то можно вспомнить известное полотно Н.К.Рериха «Настасья Микулична». На нём изображена богатырша-великанша, с которой сравниться может разве только древнерусский великан Святогор. Как рассказывают легенды, Настасья Микулична была так могуча, что сам Илья Муромец не мог с ней справиться. Как известно, эта картина символизирует Россию Азиатскую, но посмотрим на неё с другой точки зрения — насколько часто женские образы встречаются в легендах о богатырях. Оказывается, в русском былинном героическом эпосе есть немало женщин-богатырш. «Поляничищи удалыя» —так их называли (от слова «поляне» — древнее восточнославянское племя). Это степные наездницы, которые меряются силой с богатырями, а также совершают подвиги в битвах с иноплеменными завоевателями. Среди них Богатырша-поляница Златыгорка (Латыгорка), которая билась с Ильёй Муромцем; Настасья-королевична, которая билась с богатырём Дунаем Ивановичем. Поляница Савишна, жена Ильи Муромца, переодевшись в его платье богатырское, спасла Киев от злого Тугарина. Известно ещё немало женщин, чьи имена в героическом эпосе стоят рядом с именами знаменитых богатырей."

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Н.Ф.ВАСИЛЬКОВА Журнал Восход № 12 (152), Декабрь, 2006 Николай Рерих и древняя Русь (2)

«Талант художника-живописца и глубокое знание предмета учёного-археолога — слились в Н.К.Рерихе в одно неразделимое целое. Картина — это не просто полотно, воспроизводящее в определённом рисунке и красках сюжет давно исчезнувшего быта, картина — это как бы окно, прорубленное в самую глубь исторического ведения удивительною кистью этого единственного в своём роде художника»1, — писал Н.Николаев, современник Н.К.Рериха.

«Но мало того, — пишет другой его современник, Андрей Карелин, — фантазия [Рериха] идёт далее того, чтобы лишь вообразить былую сцену или давно минувшее событие только по имеющимся археологическим находкам... Нам совершенно понятно, что наплыв образов и картин, рисующихся в воображении художника, так велик, настолько разнообразен и интересен, как могущий дать в воплощении на холсте наглядное представление об эпохе, не оставившей о себе ни описаний, ни картин, что Рерих спешит... поделиться всей массой своего знания и воображением продуманного былого. (...)

Художник работает над последовательным циклом изображений, которые должны показать, как начала быть русская земля. Задача огромная...»2

Обращаясь ко временам начала Руси (VIII – X вв.), Н.К.Рерих писал: «В Новгородской области, с Поморья, вдоль берегов Балтийских губерний, по Волхову и Ильменю, шёл великий водный путь торговый, путь дружин из «Варяг» в «Греки»»3.

Этот путь способствовал не только торговым контактам, но и связывал воедино восточнославянские земли. Здесь располагались такие крупные города, как Киев, Смоленск, Любеч, Новгород, возникали новые.

Путь «из Варяг в Греки» шёл из Варяжского (Балтийского) моря, через реку Неву в Ладожское озеро или, как его называли в древности, озеро Нево; далее по реке Волхов в озеро Ильмень, затем по реке Ловать, откуда суда перетаскивались волоком в Днепр. Возможно, именно этот момент Рерих воспроизвёл на картине «Волокут волоком» (1915). Далее путь следовал через Чёрное море к Византии — в её столицу Константинополь.

Благодаря варяжскому пути происходило знакомство Древней Руси с культурой других стран и их благотворное взаимодействие. Николай Рерих писал: «Вспоминая постоянную восточную, цареградскую струю и приток с севера культуры скандинавской, становится ясным разнообразие культурных влияний в области новгородских славян, пожалуй, не уступающих в этом отношении югу...»4

В статье «Радость искусству» Николай Константинович отмечал: «Глубины северной культуры хватило, чтобы напитать всю Европу своим влиянием на весь X век. Никто не будет спорить, что скандинав­ский вопрос — один из самых красивых среди задач художественных. Памятники скандинавов особенно строги и благородны. Долго мы привыкали ждать всё лучшее, всё крепкое с Севера. Долго только ладьи с пёстрыми парусами, только резные драконы были вест­никами всего особенного, небывалого. Культура северных побережий, богатые находки Гнездова, Чернигова, Волховские и Верхне-Поволжские — всё говорит нам не о проходной культуре Севера, а о полной её оседлости. Весь народ принял её, весь народ верил в неё»5.

Вспомним некоторые события из истории Древней Руси. В 869 году умер Рюрик, оставив малолетнего сына Игоря на попечение своему родственнику Олегу, который, став опекуном и получив власть, удерживал её в своих руках до конца жизни. Олег стремился объединить все восточнославянские племена, обеспечить безопасность торговых путей для купечества и овладеть важными в стратегическом отношении территориями — устьем Днепра и Дуная, Керченским проливом. Пробыв в Новгороде три года, он собирает дружину из варягов и подвластных ему племён и идёт в поход по варяжскому пути, подчиняя себе все племена и города. Войдя в Киев, Олег заявил: «Да будет Киев матерью городам русским», — читаем в «Повести временных лет». Это было в 882 г. Так возникло единое древнерусское государство.

В 907 году Олег двинулся морем на Константинополь (Царьград). Византия запросила мира, и Русь получила право беспошлинной торговли в Константинополе. В знак заключения мира великий русский князь повесил свой щит на ворота Царьграда. Позже Олег подтвердил свой мирный договор — так впервые в истории Восточной Европы появился письменный договор. В нём речь шла и о заключении военного союза; отныне в византийском войске во время походов появляются русские отряды.

В преданиях князь Олег представлен мудрым, вещим, то есть способным предвидеть. При нём Русь утвердилась как единое восточнославянское государство, по своим масштабам не уступающее Византийской империи. Последние годы жизни Олега овеяны легендами. Одну из них рассказал А.С.Пушкин в своём произведении «Песнь о Вещем Олеге».

Когда власть перешла к князю Игорю, границы Руси продвинулись за Днепр. Именно в это время на сцену русской истории выходит великая княгиня Ольга — жена князя Игоря; она была из варяжского рода.

После гибели Игоря Ольга осталась с малолетним сыном Святославом, и киевляне безоговорочно признали её право на престол. Среди русских князей она была единственной женщиной-правительницей. С первых же шагов своего княжения Ольга проявила себя твёрдой, решительной и дальновидной правительницей. Она не воевала, а правила государством. Законов не писала, но давала самые простые и нужные для людей того времени «уставы». В результате стало меньше конфликтов, установились межевые знаки княжеских земель — первые государственные границы. Это было начало великих преобразований на Руси.

Обычно, начиная с осени, князь с дружиною объезжал свои владения, собирая с населения дань. При княгине Ольге каждому племени была устанавлена своя норма. Сама княгиня уже не ездила за сбором дани, этим занимались её люди. Основной мерой дани являлись меха, продукты питания, одежда. На картине «Собирают дань» (1908) Н.К.Рерих отобразил своё видение событий той далёкой эпохи.

Наведя порядок внутри государства, Ольга стала укреплять внешние связи с соседями, для чего, лично возглавив посольство, отправилась в Константинополь в 955 году, где была принята по высокому рангу.

Важнейшим событием во время переговоров, помимо продления прежнего договора и военного сою­за с Византийской империей против арабов и Хазарии, было крещение русской княгини.

К середине IX в. почти все государства Западной Европы приняли христианство — по римскому или византийскому образцу. Это способствовало обогащению духовной культуры народов и поднимало их на новую ступень. Но для языческого мира этот процесс был непростым и болезненным. Ольга, будучи прозорливой правительницей, пони­мала, что принятие христианства укрепит русское государство и поднимет дух народа, хотя и предвидела сложности, которые могли возникнуть там, где было велико влияние волхвов.

Княгиня Ольга принимает только личное крещение, тем самым положив начало этому процессу в княжеской среде и став духовной матерью для своего народа — «предтечей» Святого Владимира, крестившего Русь.

Она пыталась склонить к христианству и своего единственного сына Святослава, но он оставался ярым язычником, и Ольга в одиночестве прошла путь духовных исканий, пронеся огонь своей веры через всю жизнь и стараясь передать её своему народу.

В Житии рассказывается о том, как однажды, во время объезда тех мест, откуда Ольга была родом, на реке Великой, ей было видение в виде трёх светоносных лучей, исходящих с неба. Ольга решила, что радостное знамение предрекает крещение земли русской, и, пророчествуя, сказала всем присутствующим при этом явлении, что здесь будет великий город и храм во имя Пресвятой Троицы, а затем велела поставить на этом месте крест. Так было предсказано возникновение города Пскова.

Спустя столетия, в 1909 году, псковитяне воздвигли мост через реку Великую, назвав его Ольгиным мостом. Обсуждался вопрос и о памятнике княгине, на что откликнулся и Н.К.Рерих: «Памятники должны вполне отвечать сущности лица, которому они посвящены. Разве может ответить широко думавшей княгине Ольге памятник-фигура?.. Только памятник-музей, который в будущем запечатлеет всю жизнь родного края, может быть достойным памяти святой Ольги... собирательнице земли»6. По преданию, хранимому жителями Гдовского уезда, Ольга водрузила крест и на берегу реки Нарвы, куда ездила из Пскова через Чудское озеро на охоту, «в память спасения от гибели, угрожавшей ей в Нарвских порогах»7. Это мес­то, в 45 верстах от Нарвы, называется «Ольгин Крест».

За огромный вклад в становление Руси княгиня Ольга была причислена к лику святых как равноапостольная, то есть равная апостолам.

В 1915 году Николаем Рерихом был создан эскиз мозаики «Святая Ольга» и эскиз росписи «Святая Ольга». На эскизе росписи Ольга изображена в полный рост, от земли до небес, под льющимися лучами света, данными ей как знамение о предстоящем крещении Руси, на фоне огромных просторов с городами и будущими храмами. В одной руке княгиня держит крест, в другой — храм-символ, который начинает воздвигаться ею. И начинает она это возведение с храма Пресвятой Троицы, что изображён у её ног, в основанном ею городе Пскове, на земле которого и изобразил её художник, со строгим ликом, в золотой одежде под цвет лучам, струящимся с Высот.

За вклад и значимость для Руси Николай Константинович изобразил Святую Ольгу в такой же мощи, как и Воеводу земли русской — Преподобного Сергия, с таким же храмом-символом в руках, как на картине «Святой Сергий Радонежский».

На картине «Никола» (1916) Николай Константинович также изобразил подобный храм: он стоит за стенами белокаменного града, расположенного на высоком зелёном холме, на фоне ослепительно белых облаков, символизирующих Мир Надземный.

Ольга продолжала управлять государством и при правлении её сына Святослава, который был князем-воином и большую часть жизни провёл в походах, продолжая дальнейшее расширение Руси. Внешней политике он придал такие масштабы, что поразил воображение не только современников, но и потомков. Историки назвали его Александром Македон­ским Восточной Европы.

Вот как говорит о нём летопись тех лет: «В походах же не возил за собою ни возов, ни котлов... Не имел он и шатра, но спал под открытым небом, положив под голову седло»8. «Древняя летопись сохранила для потомства ещё прекрасную черту характера его: он не хотел пользоваться выгодами нечаянного нападения, но всегда заранее объявлял войну народам, повелевая сказать им: «Иду на Вы!»»9.

Святослав погиб как воин в неравном бою с печенегами. После его смерти начались междоусобицы. Сыновья Святослава, посаженные отцом на правление в разные земли, стремились отделиться от Киева и стать самостоятельными правителями. Младшему сыну Владимиру пришлось бежать к варягам, где он провёл более двух лет, после чего вернулся в Новгород с отрядом и, собрав там большую рать, двинулся на юг — к Киеву, повторяя путь Олега.

С 980 года князь Владимир становится единственным правителем Руси. Он не был воинственным князем, главной чертой его деятельности является защита русской земли от степных варваров. Для их отражения была создана целая оборонительная система, состоявшая из городов-крепостей, построенных на границах государства.

Но самым главным в этой оборонительной системе было привлечение сюда смелых и сильных воинов, в основном с севера, считавшихся храбрейшими. Здесь, в городах-крепостях, в постоянных сечах с печенегами, формировались русские богатыри — защитники народа, обладавшие огромной физиче­ской силой.

Именно к этому времени относится возникновение былинного эпоса Древней Руси. Главной темой былин стала защита земли русской и её народа от лютых врагов. Богатыри служили князю Владимиру, выполняя его просьбы о защите Отечества, и брались за оружие лишь тогда, когда другого выхода не было.

Всем нам хорошо известен «Богатырский фриз», созданный Н.К.Рерихом в 1910 году, который целиком посвящён легендарным народным богатырям.

Микула Селянинович — богатырь-пахарь, один из двух наиболее знаменитых старших богатырей. Он пахал «такою тяжёлою сохой, что её не могла вытянуть из земли вся дружина мимоезжего князя Вольги Всеславовича, а он, Микула, брал её одной рукой и кидал за ракитов куст». Именно хлебопашца народная мудрость в былинах возвела в самого старшего и сильного богатыря.

Другой старший богатырь — Святогор-Богатырь, необыкновенный силач.

У Микулы Селяниновича было три дочери-богатырши, младшая из них — Настасья Микулична. Та самая Настасья Микулична, в образе которой Рерих отобразит позднее всю мощь России Азиатской.

Вольга Святославович на картине Рериха изображён выезжающим «во чисто поле», со своею дружиною.

Среди младших богатырей наиболее знаменит был Илья Муромец. Вот как в древних песнях-былинах говорилось о нём:

Приехал Илья Муромец во Киев град

И вскричал он громким голосом:

«Уж ты, батюшка, Владимир князь!

Тебе надо ль нас, принимаешь ли

Сильных, могучих богатырей...»10

Богатыри, защитники рубежей земли русской, и дороги очищали от разбойников, что также приравнивалось народом к подвигу. Много легенд сложено и о победе Ильи Муромца над Соловьём-разбойником. Этот момент художник отобразил на картине «Соловей-разбойник», где показал кульминационный момент их борьбы.

Картина «Витязь» тоже относится к сюите «Богатырский фриз». На ней изображён витязь у стен крепости с луком в руках.

К теме русского богатырства Рерих обращался в разные периоды творчества. Так, ещё в годы учёбы в Академии художеств он создаёт две картины, посвящённые богатырской теме: «Вечер богатырства Киевского» и парную к ней «Утро богатырства Киев­ского» (1896).

Как писал один из исследователей, на картине «Утро богатырства Киевского» показан переходный момент от богатырства старшего, представителями которого являются Святогор, Микула, к богатырству младшему — Илье Муромцу, Добрыне Никитичу... Старшие богатыри — это богатыри «стихийных начал... кочевья, титанических подвигов»11. При появлении оседлости они обречены на неподвижность, умирают. На картине Рериха изображён заключительный момент поэтической былины: на горе гроб Святогора, в который заключён богатырь, с горы спускается задумчивый Илья Муромец. Наступает начало новой эпохи — богатырства Киевского.

Картина «Вечер богатырства Киевского» отображает заключительный этап богатырства. Постоянные победы над врагами вселили самоуверенность в богатырей, стали они похваляться:

...Подавай нам силу хоть небесную:

Мы и с тою силой, братцы, справимся...12

В наказание за самохвальство им посылаются небесные воители, число которых растёт во время боя.

Испугалися могучие богатыри,

Побежали... и окаменели13.

На картине изображён богатырь на коне, который как бы замер на ходу — окаменел.

Интересно, что к этому образу Рерих вновь возвращается в 1940 году: тогда появляется картина «Богатыри проснулись». В дневнике художника читаем: ««Богатыри проснулись» сейчас пишется. Посвящается Великому Народу Русскому. Когда-то слагали былину «Как перевелись Богатыри на Руси», но тогда же верили, что проснутся они в час суждённый. Выйдут из гор, из пещер и приложатся к строительству народному. Вот и пришёл час»14.

Время правления князя Владимира связано с таким важнейшим историческим событием, как принятие Русью христианства.

В летописи говорится, как Владимир посылал бояр для «изведывания вер». По возвращении они подробно рассказывали о каждой вере. ««Подожду ещё немного», — говорил Владимир, по свидетельству начального летописца киевского»15. Принятие христианства от цесаря и патриарха византийских расценивалось «как знак признания вассальной зависимости Руси от греков»16, что явно не устраивало князя Владимира. И он «вздумал... завоевать веру христианскую и принять её святыню рукою победителя»17.

О том, что на самом деле двигало князем, спорят историки до настоящего времени. Известно, что в 988 году Владимир, собрав многочисленное войско, вы­ступил на судах на Корсунь (Херсонес)18 — центр византийских владений в Крыму; там находилась самостоятельная митрополия во главе с митрополитом, и здесь, согласно летописи, в первом веке проповедовал Андрей Первозванный — первый, кого Христос избрал своим учеником.

Н.К.Рерих говорит о посещении Апостолом Андреем и Киева: «В Киеве был Апостол Андрей. Зачем прибыл в далёкие леса Проповедник? Но появление его становится вполне понятным, если вспомним таинственные, богатые культы Астарты малоазийской, открытые недавно в Киевском крае. Эти культы уже могут перенести нас в 17 – 16 века до нашей эры. И тогда уже для средоточения культа должен был существовать большой центр. Можно с радостью сознавать, что весь великий Киев ещё покоится в земле в нетронутых развалинах»19.

На картине Н.К.Рериха «Поход Владимира на Корсунь (Красные паруса)» (1900) отображён историче­ский момент — шествие могущественной эскадры военных кораблей. Впереди, в носовой части ладьи, выделяется фигура князя в красной одежде. Эскадра изображена на фоне «огненных столпов», по преданию, появившихся на небе и предвещающих победу Владимира. У Рериха есть также картина «Красные паруса», которая, возможно, тоже относится к этому моменту истории. Согласно византийским и араб­ским летописям, взятие Херсонеса совпадает с появлением на небе «огненных столпов», предвещавших падение Херсонеса, и с появлением кометы, которую можно было наблюдать в течение двадцати дней. После этого последовало большое землетрясение в Константинополе и рухнул величественный свод храма Софии, что, по мнению византийцев, было недоб­рым знаком20.

После длительной осады город, на протяжении многих веков отражавший приступы завоевателей, был взят. Владимир отправляет гонца в Константинополь к императорам Василию и Константину с требованием отдать ему в жёны их сестру — царевну Анну, в противном случае грозится взять Царьград. «Условия диктовал победитель, который хотел за­крепить мир женитьбой на византийской царевне...»21 Единственным условием византийских императоров было принятие Владимиром христианства. Князь, уже готовый к этому, дал согласие на крещение, «подчерк­нув тем самым добровольность этого акта со стороны Руси и независимость от воли Византии»22. «Одним из результатов крещения было то, что сын Владимира... получил высочайший в Европе титул «цесаря», т.е. императора»23.

Анна, в сопровождении епископа и христианских сановников, прибыла в Корсунь. Владимир принял крещение, вернул грекам город и, взяв с собой иконы, церковную утварь, священников, мощи святого Климента и его ученика Фива, отправился в Киев.

В Киеве крещение приняли дети Владимира и его окружение. Идолы были ниспровергнуты, и началось крещение народа.

Владимир сразу же начинает построение церквей по всем городам и селениям, начав с церкви св. Василия, имя которого получил при крещении. И сразу же начинает строительство главного храма Руси — собора Пресвятой Богородицы, на содержание которого он выделил десятую часть княжеских доходов. С тех пор церковь стали называть Десятинной.

В 1240 году при нашествии Батыя Десятинная церковь была разрушена. «В разное время были открываемы части бывшей Десятинной церкви: осколки мраморных колонн, картины, куски мозаичного пола, кафели, остатки мозаики и фресок, — пишет Н.К.Рерих в «Записных листках» о Десятинной церкви в Киеве. — Все эти остатки, так же как и намёки летописи, ясно говорят нам о действительном великолепии Владимирова храма. В мечтах можем мы ярко представить себе величие и благородство этого памятника, украшенного лучшими предметами греческой работы. И сделанное греческими мастерами в Киеве, и, главное, вывезенное из Корсуня, без сомнения было высокохудожественно. Чем вернее представим себе древний Киев... тем выше будет наше суждение о первоначальном виде Десятинной церкви»24.

С трудом христианство вводилось в Новгороде и в других землях. Крещение шло по Руси с «мечом и огнём». И лишь через несколько веков христианство взяло верх над язычеством, которое до конца так и не сдалось. На Руси осуществилось двоеверие — не­обычное сочетание христианства и язычества. Это явилось отличительной чертой Русского государства. Праздник Коляды слился с Рождеством Христовым. Масленица отмечалась перед Великим постом. Люди, веря в Христа и святых угодников, продолжали считаться с лешими и русалками.

Священников, прибывших из Царьграда, из Корсуня и из Болгарии, было недостаточно. И князь Владимир решает укрепить христианство через распространение книжного учения. По приказу Владимира детей из богатых семей отправляли учиться в храмы. Только так их можно было сделать твёрдыми христиа­нами. «Матери плакали по ним, как по мёртвым», — сказано в летописи, — не зная, для чего это делается. Но в какие-то двадцать лет возросло поколение людей, по уровню своих понятий далеко шагнувших вперёд и ставших основателями христианского общества на Руси.

Христианство вносило в мораль и нравы древнерусского общества такие понятия, как «не убей», «не укради», «возлюби ближнего своего, как самого себя» и другие. Всё это говорит о верном пути, который был понят и избран Владимиром для начала новой жизни Руси.

Сам Владимир был грамотен, он «любил книжное чтение», — это первый русский князь, который был отмечен летописцем как человек образованный. Церковные писатели и летописцы назвали его святым и равноапостольным, а в народных преданиях и былинах Владимир назван «Красное Солнышко», «Володимер-Солнце».

Он был истинно великим человеком. По словам Николая Константиновича Рериха, «Великий Владимир сдвигал массы»25. В результате сложилось могучее славянское государство, прочное единством влас­ти, веры, общностью языка и культуры.

Итак, по словам исследователя Льдова, «первобытная русская древность нашла в [Рерихе] вдохновенного истолкователя, создавшего совершенно новый жанр искусства, опирающегося на глубокое археологическое исследование. В образах Н.К.Рериха древний русский обиход воскрес с почти сказочною живостью воссоздания. (...) ...В нём больше, чем в ком-либо из современных русских художников, заметны черты прирождённой «гениальности»...»26

Н.Ф.Василькова

Начало в №11 – 2006. Продолжение следует

--------------------------------------------------------------------------------

1 Николай Рерих в русской периодике. Вып. III. СПб., 2006. С. 356.

2 Николай Рерих в русской периодике. Вып. II. СПб., 2005. С. 154.

3 Рерих Н.К. На кургане // Глаз добрый. М., 1991. С. 31.

4 Там же.

5 Рерих Н.К. Радость искусству // Там же. С. 98 – 99.

6 Цит. по: Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. Самара, 1999. С. 527.

7 Там же. С. 416.

8 Цит. по: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времён до конца XVIII века.М., 2000.

9 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. Ростов-на-Дону, 1995. С. 137.

10 Нечволодов А. Сказания о Русской Земле: В 4 кн. Кн. 1. Кемерово, 1991. С. 238.

11 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск I. СПб., 2004. С. 54.

12 Там же. С. 41.

13 Там же. С. 42.

14 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 2000. С. 328.

15 Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М., 1992. С. 42.

16 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. М., 1988. С. 456.

17 Карамзин Н.М. История государства Российского. Кн. 1. С. 160.

18 Корсунь — древнерусское (до XV в.) название Херсонеса. Находился на территории современного Севастополя.

19 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 61.

20 Как была крещена Русь. М., 1988. С. 155, 253.

21 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 456.

22 Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. С. 61.

23 Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. С. 456.

24 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С. 530.

25 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 60.

26 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск III. С. 232 – 233.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательнейших полотен - это картина "Настасья Микулична". Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше из коридора, и тогда красоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это непросто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей Стране и вторая Отечественная война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей Страны время Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи Нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающегося от темного наследия прошлого, от войн, крови, насилий, колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно горит над планетой. И ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру мир и в длани ее - поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира. Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа, и конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвидения обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз во всех уголках планеты, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающиммся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь. Конь поднимается на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда ступит, рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет во всей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру, и счастье для всех народов земли, и полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабство во всех его видах будут лишь в прошлом.

Грани Агни Йоги, т. 1. Октябрь 30

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«И Настасья Микулична - величественный прообраз русского женского движения давно был нам близок. Характерно русское движение в русском народе - в народах Союза. Выросло оно самобытно, как и быть должно. Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица удалая...

Привет Родине!»

Н.К. Рерих «Из литературного наследия», «Старые друзья» 1939 г., с.174, М., 1974г.

«Вся на огненном облаке. Видимость ее немного азиатская. Но ведь и богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже недалеки друг от друга».

Ежегодник «Контекст», «Встречи» 1940г., с. 404, 1973г.

«Творчество Гуру своеобразно, самобытно, необычно и производит совершенно особое впечатление на сознание, вызывая порой целый поток мыслей. Одно из его замечательных полотен эта картина "Настасья Микулична". Ее надо смотреть из самого дальнего угла комнаты, а еще лучше - из коридора, и тогда фасоты ее оживают и начинают сиять и светиться. И чем больше покоится глаз на этой картине, тем больше мыслей рождает она в сознании. И кажется, что это не просто картина, но великое будущее нашей Родины, запечатленное на полотне. Ведь она написана в 1943 году, когда гитлеровские орды, оснащенные продукцией техники всей Европы, еще угрожали нашей стране и Вторая Отечественная Война была в самом разгаре. И в это трудное для нашей страны время, Рерих уже предвидел конечную победу над врагом, над нашими врагами и недоброжелателями. Настасья Микулична - это символ непобедимой мощи нашей великой Родины. Мощная фигура женщины, мощный конь на фоне пылающей зари Нового Мира, когда Родина Наша, отразив всех врагов, выходит как победительница на мировую авансцену. Заря Нового Мира, освобождающаяся от темного наследия прошлого, от войн, от/ крови, насилий колониального рабства и всех видов угнетения и порабощения человека человеком, победно/горит над планетой. И ведущей мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощенная в /образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и ^сильном коне.

Она в доспехе, но не вооружена, она не/ бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несет Миру Мир и в длани ее, поддерживаемые ею фигурки людей! словно символ малых народов или всего человечество в целом. На охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит она в пылающих красках зари Нового Мира.

Она еще в броне и доспехе, чтобы предательская вражья рука не могла нанести внезапно удар из-за спины. Но такой силой уверенности и несокрушимости веет от этого образа. И конь столь твердо ступает вперед в это сияющее победой и счастьем будущее, что невольно возникает вопрос: каким глубоким чувством предвиденья обладал Рерих, чтобы так жизненно изобразить его на полотне? Он словно видел эту победную поступь Нашей Родины и ее ведущую роль на мировой сцене. Да, она никому не угрожает, да, она несет миру мир, да, она является защитницей малых народов и всех угнетенных, да, к ней с надеждой и верой устремлены ныне миллионы глаз, да, она возглавляет борьбу со старым, обреченным, уходящим и разлагающимся миром и ведет за собою народы и эту победную мощь.

Мы только что видели, как они утверждали себя на Ассамблеи ООН, когда все страны мира и даже заядлые враги Нового Мира и Нашей Родины, несмотря на послушное механическое большинство единогласно вынуждены были голосовать за предложение Советского Союза. Голосовали против своего желания, побежденные неотразимой правотой и логикой жизни и страхом перед судом мировой общественности. Правильно сказал Н. С. Хрущев, что будет рассвет, и на картине будущего Нашей Родины мы уже видим пылающую зарю, рассеивающую последние тени уходящей по небу тьмы. Конь поднимается' на возвышенность, он еще на нее не ступил, а когда вступит рассеются последние тучи мрака и Наша великая Страна предстанет перед народами мира во всей своей непобедимой мощи, утверждающей мир всему миру и счастье для всех народов земли. И полную окончательную победу Нового Мира над старым, когда войны, насилия и рабства во всех видах будут лишь в прошлом».

Из записей Б.Н. Абрамова, 1960 г.

И.Н.КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

"Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты – с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят отражение темы Подвига, Героя, Мужества и Созидания."...

..."Под стать ему образ былинной русской богатырши-поленицы удалой Настасьи Микуличны на гнедом коне на фоне огненного неба. «Видимость ее немного азийская. Но ведь богатыри князя Владимира и восточные богадуры тоже не далеки друг от друга»181, – поясняет художник.

Как всегда, трактовка героев у Н.К. Рериха многозначна. Так, Настасья Микулична – это не только конкретный персонаж героического русского эпоса, но еще, по определению художника, и «величественный прообраз... женского движения... в русском народе – в народах Союза...»182."

181.Рерих Н.К. Встречи // Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 195.

182.Рерих Н.К. Старые друзья // Рерих Н.К. Из литературного наследия. С.174.

Н. КОЧЕРГИНА Завещано Сибири Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

Ощущением грандиозности Грядущего проникнута картина «Настасья Микулична» (1943) — одна из центральных в коллекции. Наступающая эпоха связана с духовным пробуждением женщины и вхождением её во все сферы общественной жизни. Первый вариант картины с таким названием Рерих создал в 1938 году3. Как писал художник, Настасья Микулична, «вся на огненном облаке» пламенных лучей, — это «величественный прообраз русского женского движения». «Женщина заняла присущее ей место мощно, как поленица [богатырша] удалая»4.

Повторённая в годы войны, картина «Настасья Микулична»5 обогатилась новым смыслом. «...Это не просто картина, — сказано в Записях Б.Н. Абрамова, — но великое будущее нашей Родины, запечатлённое на полотне. (...) ...Ведущей весь мир за собою страной, все народы земли, является Родина Наша, воплощённая в образе могучей фигуры Настасьи Микуличны, на крепком и сильном коне. Она в доспехе, но не вооружена, она не бряцает оружием, она никому не угрожает. Она несёт Миру мир, и в длани её поддерживаемые ею фигурки людей, словно символ малых народов или всего человечества в целом, на охрану мира, счастья и интересов которого мощно выходит Она в пылающих красках зари Нового Мира»6.

Наше время дало возможность ещё глубже проникнуть в содержание этого полотна. Вот как описывает его Н.Д. Спирина: «В книге "Озарение" сказано: "Нет прошлого, есть лишь свет будущего — им идите". И вот в торжественный момент рассвета, предваряющего великое завтра, непреклонно шествует могучий конь, несущий на себе богатыршу Настасью Микуличну — символ России Азиатской, РОССАЗИИ. (...) Новая Заря уже светит на новом горизонте. Полыхают огни победы Нового Мира»7.

3 Местонахождение неизвестно.

4 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 222.

5 Данный вариант находится в новосибирской коллекции.

6 Грани Агни Йоги. Т. 1. 30.10.1960.

7 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 2. С. 482.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Репродукция 1939 года и выписки из документов

Страница 183(?) = вклейка между страницами 180 и 184

Титульный лист издания

Надписи (не авторские) на обороте картины:

041045 14 90 КИМРИ Вх2573, красным 20

С тремя чертами (знак 1943 года) чисел нет. Присутствует в авторском списке 1938 года (# 33).

В ОР ГТГ, фонд 8.IV / 163, лист 149 (акт № 157 приема на временное хранение в Государственную Третьяковскую Галерею экспонатов от 21.10.1957):

041045 Настасья Микулична

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика