|
|
|
Великими купами, золотисто-зелеными, тускло-синими, движутся друг на друга облака, будет гром и клекот молний... В смятении притихла северная озерная страна, жалки и беззащитны свайные домики над водой... Таков «Небесный бой» 1909 года. |
|
Художественные вести
Н. К. Рерих выставит в текущем сезоне свои художественные произведения в Москве, на выставке Союза русских художников. В Москве будут выставлены и такие произведения, которые уже были на выставке в Вене, Праге, Мюнхене и Петербурге. Общее количество номеров достигнет 50, среди которых будет и несколько новых картин — «Небесный бой», «Колдун», эскизы к новой пьесе Ремизова и др.
Речь. 1909. 19 октября / 1 ноября. № 287. Понедельник. С. 3.
Так же: В мире искусств. 1909. Октябрь–декабрь. № 10–12. С. 50; Вестник учителей рисования. 1909. № 11. С. 181.
Художественные вести
Выставка Союза русских художников откроется в Москве 26-го декабря. На днях отправляются туда художественные экспонаты петербургских членов Союза — Ал. Бенуа, Н. К. Рериха, Лансере, Билибина, Кустодиева и др. Н. К. Рерих посылает 62 художественных произведения небольших размеров, которые нигде ещё не выставлялись. В серию Н. К. Рериха входят финляндские и славянские этюды, эскизы для мозаики, декорации и костюмы к «Игорю» и «Снегурочке», итальянские и швейцарские этюды, «Шатёр Грозного», «Въезд Грозного в Псков», «Небесный бой» и др.
Речь. 1909. 11/24 декабря. № 340. Пятница. С. 5.
Союз русских художников
Седьмая выставка Союза, почтенная по своим размерам, за немногими исключениями, несёт печать какой-то академической дряхлости. <...> У Рериха целый взрыв тем, среди которых запоминаются «Половецкий стан», «Небесный бой», но в разработке их какая-то стеснённость, отсутствие подобающей грандиозности. ...
Золотое руно. 1909. № 11–12. С. 100. Помещены илл. Н. К. Рериха: с. 20 — декорация трагедии «Иуда Искариотский»; с. 26 — «Ункрада»; с. 37 — «Иерусалим».
|
|
VII-я выставка Союза русских художников
...Из показанного им, безусловно, лучше то, что приобретено в Третьяковскую галерею, причём № 224 лучше, чем № 221. Затем отметим ещё «Туман» (№ 247), «Берёзы» (№ 250) и «Небесный бой» (№ 259). …
Московский листок. 1910. 17 января. № 13. Воскресенье. С. 3.
А. Ростиславов
Политика в художестве
…Рерих, этот поразительно неутомимый и разнообразный художник, дал опять целую отдельную выставку, где такие выдающиеся вещи, как эскизы к парижской постановке «Игоря», «Небесный бой», «Изба смерти», «Ростов Великий», «Колдуны» и др. …
Театр и искусство. 1910. 7 марта. № 10. Воскресенье. С. 217–219.
Художественные вести
Община св. Евгении начала выпускать снимки с картин, выставленных на петербургских выставках. На днях появились следующие открытые письма: Н. К. Рериха — «Небесный бой», «Ункрада» и эскиз декорации пролог к «Снегурочке» (выставка Союза русских художников) и А. Скиргелло — «Уголок ярмарки» и «Хуторок» (акварельная выставка).
Речь. 1910. 15/28 марта. № 72. Понедельник. С. 4.
Выставка «Союза»
IV
Сегодня я заканчиваю свой обзор выставки «Союза». <...>
В ином совершенно роде, но столь же манящими и прельстительными кажутся видения седой древности Рериха, в особенности его «Ункрада» и «Небесный бой». <...>
На второй картине — высоко над пустынными степями и озёрами, над жалкими свайными постройками диких предков толпятся, напирают друг на друга грозовые тучи, и кажется ужасным быть застигнутым ураганом в чистом поле. Вспоминаются какие-то далёкие ужасы, хочется бежать, укрыться в хрупкие хижины, к беспомощным пенатам, к золе и углям первобытных очагов. …
Речь. 1910. 19 марта / 1 апреля. № 76. Пятница. С. 2. |
|
Характерно, что в двух картинах «Бой» (1906) и «Небесный бой» (1912) изображена мощная битва облаков, битва между светом и тьмою, и ощущается перевес света — победа солнечной зари. |
|
Картина "Небесный бой" (1909) и по замыслу, и по композиции близка полотну "Бой". Всхолмленная долина с озерами и свайными постройками занимает в ней меньшую часть. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Идет напряженная борьба в природе, борьба света и тьмы. |
|
В произведениях Рериха также постоянно присутствует это надличное космическое начало. В картине «Небесный бой» (1912) жилища людей каменного века выглядят совсем маленькими и беззащитными под разыгравшейся небесной стихией. Что-то могучее и грозное видится в исполинской битве налетающих туч. |
|
...В картинах Рериха о каменном веке все предстает живым, одушевленным. Вся природа, словно откликаясь на экстатическое состояние людей, участвует в призыве солнца - "Призыв солнца" (1919). "Небесный бой" (1912) захватывает каким-то первобытным чувством мощи стихий. И сколь бы далеко не отошли мы сегодня от открытого простора, спрятавшись за бетонными крышами, все же какие-то очень глубокие струны души, какие-то "генетические" корни отзываются при взгляде на космическую битву облаков. И уже здесь в творчестве Рериха проявилось то, что в дальнейшем утвердится и разовьется шире. Космос эстетически осмысляется как некое могучее беспредельное, почти одушевленное начало, неиссякаемый резервуар энергий. ... |
|
Небесный бой. Веление неба (1912 И 1915 годы).
На всех картинах Рериха небо и облака занимают особое место, полное глубокого символизма. В статье "Небесное зодчество" он пишет: "От ранних лет небесное зодчество давало одну из самых больших радостей. Среди первых детских воспоминаний прекрасные узорные облака. Вечное движение, щедрое перестроение, мощное творчество надолго привязывает глаза ввысь. Чудные животные, богатыри, сражающиеся с драконами, белые кони с волнистыми гривами, ладьи с цветными золочеными парусами, заманчивые призрачные горы - чего только не было в этих бесконечно богатых, неисчерпаемых картинах небесных... Картины "Небесный бой", "Веление неба" и многие другие построены на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она ультрамариновой почти фиолетовой чистоты".
"Глубоко реалистический подход к изображаемому - основная черта творчества Рериха, в котором соединилась яркая самобытность с научной достоверностью. Не удивительно поэтому, что его картина "Небесный бой" использовалась для иллюстрации сугубо научной статьи в одном из ежегодников "Наука и человечество", в которой речь идет о гидродинамике и прогнозе погоды". (М., "Знание", 1964).
Что же могло породить такой "небесный бой?" Конечно, только злоба, отрицание, самость и прочие негативные качества людей, которые нарушают равновесие не только в самом человеке, но и во всей природе. Неуравновесие человека вызывает расстройство стихийи всевозможные стихийные бедствия. И хотя сильны еще темные массы облаков, но огненные образования уже вытесняют их. Людям придется ответить за свои порождения.
На картине "Веление неба" люди уже сознательно обращаются с молитвой к небесам. Они подняли руки, сердечно устремились к Высшему. И небо "услышало и отозвалось". Бурлящие облака низко нависли над Землей. Они несут небесный глас. Крик души как бы услышан и подхвачен небесами. И собравшиеся люди пытаются уловить "веление", которое посылает им небо.
На картине "Небесный бой" менее пятой части занимает долина с озерами и свайными постройками. Остальное - клубящиеся облака, то пронизанные золотистым солнечным светом, то переходящие в синь грозовых туч. Это борьба Света и тьмы. Небесное и земное как бы раздвоились, как бы отошли друг от друга. Идет бой между двумя началами. Что-то скрыто в этих неверных, враждующих формах облаков. Вначале на медно-звучащем облаке были написаны фигуры летящих Валькирий, которых художник потом обратил в облака: "Пусть присутствуют незримо"... Пусть незримо, но эти силы присутствуют там реально. Свайный посёлок, изображенный внизу, как бы притих в ожидании исхода схватки стихий.
|
|
• “Другая волнующая художника тема — это вечно прекрасная, вечно святая тайна неба. К ней художник подошёл уже давно — вспомним только “Небесный бой”, “Звёздные руны”, “Облако” и один из эскизов к “Весне священной” (чудный гимн весеннему небу). Ныне же эта тема углубляется и одухотворяется. Мастер всё вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, всё крепче хочет связать её с тайной земли, всё убеждённее ищет родственные нити между миром “этим” и “тем” [26, с. 37. ]
Через всё творчество Рериха проходит тема облаков... . облака, поразившие его необычайной формой, выражающие “высшие” силы и “веления” (“Небесный бой”, “Веления неба” и другие); в зарубежный период появляются “облака”, заключающие в себе тайну — “Облако-вестник”, 1918, “Вещее облако”, 1912.
• Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная” [35, с. 259].
• Идёт бой между двумя стихиями, низшими и высшими, земным и духовным, тот бой, который запечатлён на этой картине на небе.
Над волнистыми, уходящими далями грандиозные облака. Всё выше и выше громоздятся они. Светлые, тёмные. Что-то скрыто, кто-то скрыт в этих неверных и в то же время столь удивительных враждующих формах облаков. Интересно, что сперва на этом медно звучащем облаке были написаны фигуры летящих валькирий, которые потом художник обратил в облака, сказав: “Пусть присутствуют незримо”... Но они, эти силы, присутствуют реально. Мысль художника обращается от земной очевидности до незримой реальности [5, с. 43, 44].
• Изображение облаков занимало в творчестве Рериха особое место. Всегда удивительно живые, напоминающие своими очертаниями то корабли, то птиц, то животных, то людей, эти облака — словно отображения происходящих на земле событий. Так, в картине “Небесный бой”, добившись передачи необыкновенно одухотворённой динамики облачных масс, Н.К. Рерих создал полное впечатление борьбы стихий [15].
• Покоряют одухотворённость и динамичность созданного художником образа. Мощные массы облаков надвигаются друг на друга, борются и сияют. Одушевлённая природа живёт своей жизнью. Незримо присутствующие валькирии сражаются в нависших над землёй облаках. В этой картине доминирует небо. Земля людей — лишь узкая полоска в нижней зоне картины с маленькими, едва заметными вдали жилищами, озёрами и лесами. Земля, кажется, замерла, потрясённая грандиозной битвой в высших сферах. Тонко разработанная цветовая гамма колеблется от чистых золотистых тонов до фиолетовых [40, с. 40].
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г.
15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.
26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.
35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
|
...Походы и битвы русского воинства Рерих изображает в прямых традициях иконы, графично, узорно. Здесь яркое полыхание киновари, определяющей эмоциональный ключ. Беспокойный пожар войны стелется по земле, и в этом пламени виднеются ряды кольчуг, шлемов, хоругви, надутые паруса. В тревоге земля, в тревоге и облака.
«И вечный бой! Покой нам только снится…».
Одна из самых впечатляющих картин раннего периода называется «Небесный бой». Битву ведут стаи облаков — бурные, клубящиеся, отсвечивающие фосфорически-грозовыми тонами. Сохранились сведения, что художник сначала поместил среди облаков фигуры дев-воительниц — валькирий, но потом отказался от них, решив: «Пусть присутствуют незримо». И действительно — присутствие символических фигур далеко не всегда на пользу картинам Рериха, подчас они мешают. Облака, деревья и камни сами по себе выражают у него больше, глубже. ... |
|
...Трудно перечислить и описать все многообразие торжественных, прекрасных и неповторимых образов неба в картинах Рериха.
Новые образы неба предстали перед художником на высотах Гималаев: облака плывут под ногами, сверкают снежные вершины, глубокая синева переходит в нежные оттенки бледно-зеленого и фиолетового. Поистине космическое величие!
Как же изучает и запечатлевает художник текучую и вечно изменчивую красоту неба?
В записных книжках, в альбомах много набросков облачного неба. Обычно в них отмечены цвета и оттенки неба и облаков; эти пометки помогают художнику вспомнить особенности цветовой гаммы того или иного пейзажа. Однако каждая пометка — это не более как условный шифр для зрительной памяти, где хранятся сложные цветовые отношения, когда-то увиденные в натуре. Кроме того, в картинах эти отношения по-новому транспонируются в определенную гамму, построенную или на одном ведущем цвете или на сочетаниях контрастирующих дополнительных тонов. Цвет холста нередко служит своеобразным камертоном, определяющим тональность картины.
.... В других картинах цвет фона синий, зеленоватый, охристый, в зависимости от цветовой гаммы произведения.
В картинах Рериха всегда поражают убедительная и индивидуальная форма каждого облака, правдивость их сочетаний, их взаимодействия и тонкая пластика в передаче формы. Небо в пейзажах Рериха — носитель космического начала, начала ритма и движения. Характерно, что в картинах, где небо определяет символическую тему произведения, оно занимает и большую часть плоскости картины (в картинах «Небесный бой», «Веление неба», «Знамение» и др.).
|
|
«...На картине «Морской бой» первоначально всё небо было занято летящими валькириями, но затем захотелось их убрать, построив медно-звучащие облака, — пусть сражаются незримо. Картины «Небесный бой», «Видение», «Веление неба», «Ждущая. Карелия» и многие другие построены исключительно на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой.
Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: «До свидания, а может быть, и прощайте, — вот так люди и замерзают». Но в то же время уже сияли мириады звёзд, и эти «звёздные руны» напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Были картины «Звёздные руны», и «Звезда героя», и «Звезда Матери Мира", построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными.
Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина «Книга голубиная». |