Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Недра. # 7 [Ниже чем глубины]
1924

Н.К.Рерих. Недра. # 7 [Ниже чем глубины]. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=558&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Недра. # 7 [Ниже чем глубины]
Год 1924
Серия Его Страна (составлена в 1924 г.)
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 89 x 116.6 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Загружено 2 изображения. 2.1.43, КП 1385. Картина продана 24.4.2006 на аукционе Christie's New York. Наиболее распространенное название Произведения: "Ниже чем глубины". "Недра" - авторское название (см. Авторский список картин Н.К. Рериха за 1917-1924 годы из архива Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) - http://www.roerich.org/research/list1917.html)

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.

«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов.

Е.П. МАТОЧКИН. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни»)

На картине «Недра» изображен человек, который проник в глубокое подземелье. На дальнем плане просматривается выход к свету. С этим произведением можно соотнести литературные записи Рериха: «У подножия Гималаев есть множество пещер, и говорят, что из этих пещер подземные ходы ведут далеко за Канченджангу. Некоторые даже видели каменную дверь, которая никогда не открывалась, потому что время еще не пришло. Глубокие ходы ведут к Прекрасной Долине. Вы можете понять происхождение и реальность легенд, когда вы знакомитесь с неожиданными образованиями в природе Гималаев, когда вы лично осознаете, как близко соприкасаются ледники и богатая растительность»45.

Это, пожалуй, самое загадочное произведение Рериха. Цветовая гамма его совершенно необычна. Черная тьма глубин, небесно-голубые рефлексы и чистое белое сияние – всё сопоставляется в крайних ипостасях, всё преобразуется и переходит из одного состояния в другое. Рисунок столь же разнообразен: он то предельно жесткий и угловатый – в изображении каменных нагромождений, то мягкий и плавный – в застывших и будто живых натечных сводах, то совсем потерявший определенность – в светопространственных видениях. Линия либо следует реальным очертаниям земной тверди, либо выводит какие-то условные антропоморфные силуэты, стерегущие что-то похожее на проем в скале или на спину входящего в недра великана. Даль пространства то преграждается могучим монолитом, то раскрывается прорывом в глубину, то растворяется в сине-зеленом мареве. Там, кажется, слышится речь и видится полупрозрачная, бестелесная сущность, своим абрисом напоминающая человека с книгой мудрости.

Что тут легенда? Что явь? У Рериха всё спаяно в едином художественном образе, в котором дух и материя неразделимы и совсем по-скрябински звучат то мрачные интонации нисхождения в бездну, то истаивающие вибрации земных очарований, то трубный призыв к воспарению ввысь. Эта работа, вероятно, символизирует человеческое сознание, погрузившееся в глубины почти полного оцепенения и вдруг принявшее глас к духовному полету.

45.Рерих Н.К. Шамбала. С. 47.

PROVENANCE и др. информация

https://www.christies.com/lotfinder/lot_details2.aspx?intObjectID=4695849

SALE 1651

Russian Paintings and Works of Art

New York

24 April 2006

LOT 166

Nikolai Konstantinovich Rerikh [Roerich] (1874-1947)

Lower than the Depths, from the series His Country

Price realised

USD 216,000

Estimate

USD 200,000 - USD 300,000

tempera on canvas

35 x 46 in. (88.9 x 116.8 cm.)

Painted in 1924

Provenance

The Roerich Museum, New York, 1924.

Louis and Nettie Horch, 1935.

Balthazar E. Bolling, 1951.

Thence by descent to the present owner.

LITERATURE

N. K. Roerich, List of Paintings 1917-1924, listed in Russian as 'The Depths. Series His country/1924/Nr. 7'.

N. K. Roerich et. al., Roerich, Himalaya, New York, 1926, pp. 185 - 200, illustrated p. 34.

The Roerich Museum Catalogue, Eighth edition, New York, 1930, no. 467.

LOT NOTES

'While in Sikkim, Roerich painted a series of works entitled "His Country" (1924), which was inspired as much by the physical grandeur of the Himalayas as by the spiritual mysteries harbored within them. Indeed, for the artist these towering peaks represented the very summit of beauty and spirituality' (J. Decter, Nicholas Roerich, London, 1989, p. 141).

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика