Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Бхагаван
1931 или 1932

Н.К.Рерих. Бхагаван. 1931 или 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=57&size=3

              
Атрибуты картины

Название Бхагаван
Год 1931 или 1932
Где находится Латвийский Национальный художественный музей. Рига. Латвия
Материалы, размеры Холст, темпера. 45 x 79 см.
Источник Коллекция картин Н.К.Рериха и С.Н.Рериха в Государственном художественном музее Латвии. Информация с сайта "Свет Огня" http://www.uguns.org/articles_html/038.html
Примечание На обороте: N 73. Bhagavan. N.Roerich. В музее почему-то датируют 1931 годом, а пересылочном списке обозначено "73-1932". В авторском списке картина отсутствует. Инв. № AMM GL-1272, VMM GL-2183.
№ сводного каталога: 703245

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

«Бхагаван» — индийский духовный подвижник Рамакришна, живший в середине девятнадцатого века. Его ученик — Вивекананда, «Лев пустыни», известен далеко за пределами родины своим всеобъемлющим Учением гуманизма. Рамакришна изображен в момент, когда он быстрым шагом спешит по гималайской тропе. Куда же он направляется? Как всегда — помочь духовно и физически страждущим, утолить жажду их души, возродить сознание.

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

Именем Бхагаван, то есть Благословенный, индийский народ наделяет Рамакришну. Рерих, работая над картиной, первоначально думал назвать её «Бхагаван – Св. Шри Рамакришна». Бхагаван показан в пути среди трудно проходимых гор. Путь в восточной философии символизирует трудный Путь восхождения к духовной красоте. Вокруг головы Бхагавана аура – знак высокой духовности. Мощные, почти чёрные и синие по цвету горы, яркие краски неба звучат мажорно, как победный аккорд. (…)

Николай Рерих. Санкт-Петербург, 1994г. Стр. 134.

Когда мы вспоминаем великие Заветы Восточной Мудрости, прекрасный пример из нашей современности встаёт перед нами. Подвижники Озарения, благословенный Рамакришна и огненный Вивекананда! Какой незабываемый пример благословенной Иерархии Учительства! (…) Истинно, мы видим блестящее следствие принятой в духе Иерархии. В памятный день Рамакришны миллионы паломников объединяются в духе во имя его вдохновенной самоотверженной молитвою.(…)

Высоки были основы их Учений и мудро было применение в Жизни. Каждым прикосновением они выжигали часть Тьмы. И ничего не было разрушительного в их Учении. Светоносно звучит призыв Рамакришны и Вивекананды - «Не разрушай!» – Ибо благословенная Иерархия знает лишь положительное строительство.(…)

Николай Рерих. Держава Света, «Сожжение тьмы». Стр.270.

Описание картины

(Существует несколько версий картины 1931 г. и 1932 г.)

Благословенная душа ( Бхагаван Шри Рамакришна. Бхагаван )

Николай Константинович Рерих последние 20 лет жизни провел в Индии, где приобрел огромную известность. В десятках журналов постоянно появлялись статьи Рериха и публикации о нем, в которых к его имени прибавляли "Гурудэв" (великий учитель) или "Махариши" (великий подвижник). Выставки его произведений проводились во многих городах страны. Мощь, красота и убедительность образов, запечатленных Николаем Константиновичем в эти годы, потрясают даже его ближайших сотрудников.

"Для меня, постоянной свидетельницы его творчества, источником непрестанного изумления остается, именно, неисчерпаемость его мысли в соединении со смелостью и неожиданностью красочных комбинаций. Не менее замечательной является и та легкость и уверенность, с которой он вызывает образы на холсте. Они точно бы живут в нем …" - писала Елена Ивановна Рерих, вдохновительница многих его произведений.

В картине "Благословенная душа", посвященной великому индийскому подвижнику Шри Рамакришне, звучит тема духовного подвига и самоотречения в любви к человеку. Рамакришна познал на опыте, что все религии приводят к одной и той же цели - слиянию с Высшим, и принес эту Истину людям.

"Мысли о благе, так щедро преподанные Рамакришною, должны пробуждать и благую сторону сердец человеческих… Он строитель во благе, и почитатели его должны открыть в тайниках своих истинное добротворчество. Деятельно это добротворчество. Естественно претворяется оно в творчество на всех добрых путях… Служение человечеству - велик этот завет Рамакришны" (Н.К. Рерих. "Шри Рамакришна").

Картина отличается подчеркнутой лаконичностью, почти суровостью форм и красок - это мир, лишенный обывательских радостей и земного благополучия. Богатство "нищего" монаха, переданное сиянием духовного ореола, - совершенно иного свойства. Согласно одному из объяснений, это "три сферы достижений". "Подвиг, синтез и настороженная зоркость выражаются трехцветным пламенем. Подвиг - серебряное, синтез - зеленое и настороженность - желтое. Эта триада достигается упражнением сознания в различных условиях жизни. Можно указать на эту триаду как на овладение условием самопожертвования".

"Знамя мира", знак триады, или троицы, один из древнейших символов человечества, был предложен Н.К. Рерихом в качестве отличительного знака Пакта Мира (или Пакта Рериха).

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Бхагаван (Рамакришна).(1931 г.)

Знаменитый философ и святой Рамакришна изображен художником как странствующий проповедник, несущий людям свет вечных идей добра, милосердия, терпения - общих принципов всех мировых религий. Рамакришна изображен с прекрасной светлой аурой святого, символизирующей синтез его духовных достижений.

Белый цвет - синтез; желтый - мудрость, высокие общечеловеческие идеи, зеленый - терпимость, любовь ко всему живому.

Бхагаван показан в пути среди высоких, трудно проходимых гор. Они звучат мажорным аккордом созвучия внутреннему миру святого и ярким краскам небесных сфер.

Путь Рамакришны труден, но иначе и не может быть. Только в мужестве преодоления, только в страшном напряжении и борьбе с самим собой возможно восхождение духа.

"Мы твердим священные гимны "Бхагавад-Гиты" о неразрушимости и всепобедности духа". (Н.К.Рерих. Культура и цивилизация)

Урикова Н.В.

Биография Рамакришны (1836 - 1886)
PROVENANCE

В 1932 г. картина была прислана автором из Наггара в Ригу для Латвийского Общества им. Н.К. Рериха, до августа 1940 г. находилась в музее ЛОР, в ЛНХМ с 1950 г.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика