Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Пантелеймон-целитель
1916

Н.К.Рерих. Пантелеймон-целитель. 1916

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=595&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Пантелеймон-целитель
Год 1916
Где находится Государственная Третьяковская галерея. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 130 x 178,5 см.
Источник Сайт Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-61, п. 28640

Н.К.РЕРИХ Журнал Восход № 7 (123), Июль, 2004

Уже с юных лет Святой Пантелеймон оставляет за собою признание целителя, над полезными добрыми цветами и травами нагибается врач Аюр-Веды. Каждая травинка степная полна старинных преданий. В сказке ли? Где же там сказки, когда всё — на пользу.

Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы.

Н.К.Рерих

Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав. Ещё в России были написаны «Знахарка» и «Ункрада» — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан «Святой Пантелеймон Целитель», ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. (...) Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же точно, как произошли предвоенные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами. «Да процветут пустыни» являлось давнею мечтою, а сейчас удалось вложить свою лепту и в эту чашу, так нужную для человечества.

Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Н.К.Рерих

Источник : http://voshod.sibro.ru/

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

...Другие радуют богатой звучностью синих, белых, золотисто-коричневых, «летних» колеров...

...Прекрасная по пышности и свободе своей живописи картина о «Св. Пантелее Целителе» выдержана во «влажных» весенних, темно-синих, белых и зеленых тонах.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• При проведении исследований Алтая во время Трансгималайской экспедиции её участники располагались в Верхнем Уймоне в усадьбе Атаманова Вахрамеля Семёновича, первого участника уймонского кооператива и организатора комитета взаимопомощи. Для Н.К. Рериха образ Вахрамея Семёновича навсегда слился с просветлённым ликом легендарного русского Пантелеймона Целителя. И почему бы не предположить, что переданная в дар сибирякам небольшая картина с фигурой седобородого старца, собирающего лекарственные травы и коренья, есть преображённый фантазией художника портрет Вахрамея Семёновича? Глядя на эту картину, по-видимому, не случайно предназначенную для Новосибирской галереи, кстати вспомнить и поразмыслить над словами Н.К. Рериха об Атаманове В.С.: “Знает он травки да цветики, любит их и любуется ими. И, до самой седой бороды набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, ласково приговаривает об их полезности. Это уже Пантелей Целитель”.(Речь идёт о картине “Гуру Чарака”— составитель) [1, с.138,139].

• Рерих всегда любил Север за его нетронутую красоту, за его удалённость от промышленных городов. “Причудливы леса всякими деревьями. Цветочки-травы. Глубоко сини волнисте дали. Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшитые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Жёлтые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, чёрные с жёлтым...”. таков пейзаж в картине “Пантелеймон- целитель”(1916 г.) [13, с.20].

• В разные периоды своего творчества Рерих обращался к образам религий Востока и Запада. Картина “Пантелеймон-целитель ” была написана в разгар первой мировой войны и, вероятнее всего, выражает чувства художника, связанные с этим событием. Пантелеймон из Никомидии, по преданию, жил в третьем веке при императоре Максимилиане. Он слыл искусным врачом и погиб во время гонения на христиан. Церковь причислила Пантелеймона к лику святых. В России его культ был связан с историей русского монастыря святого Пантелеймона, основанного в XII веке на Афоне [15].

• “... весенним утром собирающий лечебные травы...”

… Прекрасная по пышности и свободе своей живописи картина о Св. Пантелее Целителе выдержана во “влажных” весенних, тёмно-синих, белых и зелёных тонах [26, с.38].

•... пишет картину..., утверждающую неизменные идеалы любви и милосердия. В центре представлен согбенный, убелённый сединами старец, низко склонившийся к земле. Он ищет целебные травы. Фигура выделяется на фоне огромного неба и уходящих вдаль полей и холмов. В тёмно-зелёной траве вспыхивают яркие огоньки цветов как символы вечно прекрасной природы. [40, с.44].

1. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992г., 191с.

13. Н.К.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М, “Изобразительное искусство”, 1989г.

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Пантелеймон - целитель (1914 г.)

Картина написана на сюжет русской легенды об искуссном врачевателе - Пантелеймоне-целителе. На цветущем лугу он собирает лекарственные травы, которые светятся в траве, как маленькие огоньки или звёздочки. Он набрал уже полную сумку целебных трав. Когда Пантелеймону попадается ядовитый цветок, он не уничтожает его, а только грозит ему пальцем и приглашает одуматься и исправиться.

У Пантелеймона длинная борода, его согбенная фигура говорит об очень преклонном возрасте, но всё равно целитель выходит на луга, чтобы помогать людям. Его одежда напоминает одежду монаха, что также подчеркивает его служение людям, Общему Благу. Удивительно написана природа. Именно так, чтобы почувствовать, что это легенда. "Природа сказочно красива: цветочны травы, глубоко сини волнистые дали. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, черные с желтым, любой выбирай. Всё нетронуто, всё ждёт." (Н.К.Рерих. Чаша неотпитая)

А небо - там тоже свои холмы, камни, тоже пейзаж. Небо занимает большую часть картины. Оно едино с земными красотами и отсюда эта совершенная гармония и равновесие, изливающиеся из этой картины. Краски неба мы находим в камнях, лугах и далеких холмах, очертания которых напоминают очертания облаков. Едины Земля и Небо. И Пантелеймон тоже в гармонии и единстве с ними. Краски, которыми написана его фигура - это краски лугов и цветов. Это говорит о его духовной слитности с природой. И даже его поза, его согнутая спина образует плавную линию, которая гармонично вписывается в линию холмов на самом дальнем плане и не нарушает общего равновесия.

Пантелей-государь ходит по полю, и цветов и травы ему по пояс,

И все травы пред ним расступаются,

И цветы ему все преклоняются.

И он знает их силы сокрытые, все благие и все ядовитые,

И всем добрым он травам невредныим,

Отвечает поклоном приветныим,

А которые растут виноватые, тем он палкой грозит суковатою.

По листочку с благих собирает он,

И мешок ими свой наполняет он,

И на хворую братию бедную из них зелие варит целебное.

Государь Пантелей! Ты и нас пожалей!

Свой чудесный елей в наши раны излей,

В наши многие раны сердечные;

Есть меж нами душою увечные, есть и разумом тяжко болящие,

Есть глухие, немые, незрящие, опоённые злыми отравами.-

Помоги им своими ты травами! А еще, Государь, -

Чего не было встарь - и такие меж нас попадаются,

Что лечением всяким гнушаются;

Они звона не терпят гуслярного,

Подавай им товара базарного!

Всё, чего им не взвесить, не смеряти,

Всё, кричат они, надо похерити;

Только то, говорят, и действительно,

Что для нашего тела чувствительно;

И приёмы у них дубоватые, и ученье-то их грязноватое,

И на этих людей, Государь Пантелей,

Палки ты не жалей, суковатыя!

А.К.Толстой

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...Развитие темы неба с его вечным движением и неповторимым богатством образов можно проследить в целом ряде произведений Рериха периода 1906—1916 годов.

...Вольным весенним ветром напоены холмистые просторы и синеющие дали в картине «Пантелей-целитель» (1916). В высоком небе великое разнообразие светлых, больших и малых, летящих по ветру облаков. Каждое облако индивидуально по своей форме, неповторимо в сочетании с другими, полно тонкой и выразительной пластики.

...Еще более мощный обобщенный образ русской земли дан художником в картине «Пантелей-целитель». Среди холмов, покрытых мшистыми коврами, усеянных цветами, под высоким весенним небом — согбенная фигура Пантелея-целителя, человека, познающего, изучающего природу и живущего в глубоком слиянии с ней. Здесь как бы кульминация пантеистического мировосприятия Рериха, его глубокой любви к русской природе, его восхищение величием и размахом русской земли.

...В больших композициях русского периода творчества проявляются особенности пространственного мышления Рериха. Первый план в его картинах, как правило, отсутствует. Фигуры людей помещены в глубине, благодаря чему они как бы растворяются в пейзаже, а пейзаж более органично связан с человеком.

Передавая огромность пространства земли и неба, художник прибегает к параллельной перспективе, приближающей дальние планы и уменьшающей то, что находится впереди, — картина как бы увидена «взглядом из бесконечности».

Примером могут служить картины: «Пантелей-целитель», «Зовущий» (1916), «Границы царства» (1916) и особенно «Три радости», где размеры людей, животных, деревьев мало изменяются с удалением.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика