Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Пантелеймон Целитель. # 42
1931

Н.К.Рерих. Пантелеймон Целитель. # 42. 1931

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=596&size=3

           
Атрибуты картины

Название Пантелеймон Целитель. # 42
Год 1931
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 44.4 x 78.5 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0084

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...В искусстве Рериха подвижники духа, Учителя человечества и святые, даже в состоянии медитации — не отрешенные созерцатели или спокойные мыслители, в них ощущается внутренняя энергия, горение, устремление света, которые их мысли и чувства излучают на человечество. Все они — великие личности, которые жертвуют собой и самоотверженно спешат на помощь неведомым страждущим или искателям.

...Среди них—Пантелеймон Целитель, по весне на цветущих лугах собирающий целебные травы: каждый цветок — проявление сердечной заботы о том, как найти лучший способ для утоления страданий человеческих. Всё полевые цветы он знает, как своих родных сестер. Ничего лишнего не сорвет, ибо природа для него священна. Он хочет помочь не только людям, но и любовью сердца возвысить, одухотворить природу.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• При проведении исследований Алтая во время Трансгималайской экспедиции её участники располагались в Верхнем Уймоне в усадьбе Атаманова Вахрамеля Семёновича, первого участника уймонского кооператива и организатора комитета взаимопомощи. Для Н.К. Рериха образ Вахрамея Семёновича навсегда слился с просветлённым ликом легендарного русского Пантелеймона Целителя. И почему бы не предположить, что переданная в дар сибирякам небольшая картина с фигурой седобородого старца, собирающего лекарственные травы и коренья, есть преображённый фантазией художника портрет Вахрамея Семёновича? Глядя на эту картину, по-видимому, не случайно предназначенную для Новосибирской галереи, кстати вспомнить и поразмыслить над словами Н.К. Рериха об Атаманове В.С.: “Знает он травки да цветики, любит их и любуется ими. И, до самой седой бороды набрав целый ворох многоцветных трав, он просветляется ликом и гладит их, ласково приговаривает об их полезности. Это уже Пантелей Целитель”.(Речь идёт о картине “Гуру Чарака”— составитель) [1, с.138,139].

• Рерих всегда любил Север за его нетронутую красоту, за его удалённость от промышленных городов. “Причудливы леса всякими деревьями. Цветочки-травы. Глубоко сини волнисте дали. Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшитые, каменистые. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Жёлтые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, чёрные с жёлтым...”. таков пейзаж в картине “Пантелеймон- целитель”(1916 г.) [13, с.20].

• В разные периоды своего творчества Рерих обращался к образам религий Востока и Запада. Картина “Пантелеймон-целитель ” была написана в разгар первой мировой войны и, вероятнее всего, выражает чувства художника, связанные с этим событием. Пантелеймон из Никомидии, по преданию, жил в третьем веке при императоре Максимилиане. Он слыл искусным врачом и погиб во время гонения на христиан. Церковь причислила Пантелеймона к лику святых. В России его культ был связан с историей русского монастыря святого Пантелеймона, основанного в XII веке на Афоне [15].

• “... весенним утром собирающий лечебные травы...”

… Прекрасная по пышности и свободе своей живописи картина о Св. Пантелее Целителе выдержана во “влажных” весенних, тёмно-синих, белых и зелёных тонах [26, с.38].

•... пишет картину..., утверждающую неизменные идеалы любви и милосердия. В центре представлен согбенный, убелённый сединами старец, низко склонившийся к земле. Он ищет целебные травы. Фигура выделяется на фоне огромного неба и уходящих вдаль полей и холмов. В тёмно-зелёной траве вспыхивают яркие огоньки цветов как символы вечно прекрасной природы. [40, с.44].

1. Ларичев В.Е., Маточкин Е.П. “Рерих и Сибирь”. Новосибирское книжное издательство, 1992г., 191с.

13. Н.К.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М, “Изобразительное искусство”, 1989г.

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Н.К. РЕРИХ Журнал Восход № 7 (123), Июль, 2004

Уже с юных лет Святой Пантелеймон оставляет за собою признание целителя, над полезными добрыми цветами и травами нагибается врач Аюр-Веды. Каждая травинка степная полна старинных преданий. В сказке ли? Где же там сказки, когда всё — на пользу.

Будь благословен час, когда расцветут все целебные травы.

Н.К.Рерих

Уже много лет тому назад были написаны картины, имевшие содержанием значение целебных и полезных трав. Ещё в России были написаны «Знахарка» и «Ункрада» — и та и другая по цветочным новгородским холмам собирали полезные целительные травы. Затем был написан «Святой Пантелеймон Целитель», ходивший по безбрежным увалам и степям в поисках целения человечества. (...) Так уже давно предвиделось то, что теперь произошло воочию. Так же точно, как произошли предвоенные картины, так же предчувствовалось и о целении полезными травами. «Да процветут пустыни» являлось давнею мечтою, а сейчас удалось вложить свою лепту и в эту чашу, так нужную для человечества.

Не устрашится врач видом язв человеческих, ибо он мыслит лишь об исцелении. Собирает врач всяческие травы и камни целебные, знает он об изыскании их благого применения. Не утомится врач поспешить на помощь к больному во все часы дня и ночи.

Н.К.Рерих

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Н.В.УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Пантелеймон - целитель (1914 г.)

Картина написана на сюжет русской легенды об искуссном врачевателе - Пантелеймоне-целителе. На цветущем лугу он собирает лекарственные травы, которые светятся в траве, как маленькие огоньки или звёздочки. Он набрал уже полную сумку целебных трав. Когда Пантелеймону попадается ядовитый цветок, он не уничтожает его, а только грозит ему пальцем и приглашает одуматься и исправиться.

У Пантелеймона длинная борода, его согбенная фигура говорит об очень преклонном возрасте, но всё равно целитель выходит на луга, чтобы помогать людям. Его одежда напоминает одежду монаха, что также подчеркивает его служение людям, Общему Благу. Удивительно написана природа. Именно так, чтобы почувствовать, что это легенда. "Природа сказочно красива: цветочны травы, глубоко сини волнистые дали. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменистые. Камни стадами навалены. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зеленым, лиловые, красные, оранжевые, черные с желтым, любой выбирай. Всё нетронуто, всё ждёт." (Н.К.Рерих. Чаша неотпитая)

А небо - там тоже свои холмы, камни, тоже пейзаж. Небо занимает большую часть картины. Оно едино с земными красотами и отсюда эта совершенная гармония и равновесие, изливающиеся из этой картины. Краски неба мы находим в камнях, лугах и далеких холмах, очертания которых напоминают очертания облаков. Едины Земля и Небо. И Пантелеймон тоже в гармонии и единстве с ними. Краски, которыми написана его фигура - это краски лугов и цветов. Это говорит о его духовной слитности с природой. И даже его поза, его согнутая спина образует плавную линию, которая гармонично вписывается в линию холмов на самом дальнем плане и не нарушает общего равновесия.

Пантелей-государь ходит по полю, и цветов и травы ему по пояс,

И все травы пред ним расступаются,

И цветы ему все преклоняются.

И он знает их силы сокрытые, все благие и все ядовитые,

И всем добрым он травам невредныим,

Отвечает поклоном приветныим,

А которые растут виноватые, тем он палкой грозит суковатою.

По листочку с благих собирает он,

И мешок ими свой наполняет он,

И на хворую братию бедную из них зелие варит целебное.

Государь Пантелей! Ты и нас пожалей!

Свой чудесный елей в наши раны излей,

В наши многие раны сердечные;

Есть меж нами душою увечные, есть и разумом тяжко болящие,

Есть глухие, немые, незрящие, опоённые злыми отравами.-

Помоги им своими ты травами! А еще, Государь, -

Чего не было встарь - и такие меж нас попадаются,

Что лечением всяким гнушаются;

Они звона не терпят гуслярного,

Подавай им товара базарного!

Всё, чего им не взвесить, не смеряти,

Всё, кричат они, надо похерити;

Только то, говорят, и действительно,

Что для нашего тела чувствительно;

И приёмы у них дубоватые, и ученье-то их грязноватое,

И на этих людей, Государь Пантелей,

Палки ты не жалей, суковатыя!

А.К.Толстой

ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН (http://days.pravoslavie.ru)

Ист.: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4313.htm

ВЕЛИКОМУЧЕНИК И ЦЕЛИТЕЛЬ ПАНТЕЛЕИМОН

9 августа День памяти

"Великомученик Пантелеимон почитается в Православной Церкви как грозный святой, покровитель воинов. Эта сторона почитания раскрывает его первое имя Пантолеон, что значит "лев во всем". Второе имя, данное при Крещении, - Пантелеимон, то есть "всемилостивый", раскрывается из почитания великомученика как целителя. У западных христиан он считается покровителем врачей. Связь этих двух покровительств святого хорошо видна из того, что воины, чаще других получающие раны, больше всех нуждаются во враче-целителе. Именно поэтому христиане, ведущие брань духовную, также прибегают к этому святому с просьбой исцелить язвы души.

Великомученик и целитель Пантелеимон родился в городе Никомидии в семье знатного язычника Евсторгия и назван Пантолеоном. Его мать Еввула была христианкой. Она хотела воспитать сына в христианской вере, но умерла, когда будущий великомученик был еще юным отроком. Отец отдал Пантолеона в начальную языческую школу, окончив которую юноша начал учиться врачебному искусству у знаменитого в Никомидии врача Евфросина и стал известен императору Максимиану (284-305), который захотел видеть его при своем дворе.

В то же время в Никомидии тайно проживали священномученики пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ, уцелевшие после сожжения 20000 христиан в Никомидийской церкви в 303 году. Святой Ермолай неоднократно видел Пантолеона, ходившего мимо их убежища. Однажды пресвитер позвал юношу в свое жилище и рассказал о христианской вере. После этого Пантолеон ежедневно посещал священномученика Ермолая.

Как-то раз юноша увидел на улице мертвого ребенка, укушенного ехидной, которая еще была рядом. Пантолеон начал молиться Господу Иисусу Христу о воскрешении умершего и умерщвлении ядовитого гада. Он твердо решил, что в случае исполнения его молитвы станет последователем Христа и примет Крещение. Ребенок ожил, а ехидна разлетелась на куски на глазах у Пантолеона.

После этого чуда Пантолеон был крещен святым Ермолаем с именем Пантелеимон (всемилостивый). Беседуя с Евсторгием, святой Пантелеимон подготовил его к принятию христианства, и когда отец увидел, как сын исцелил слепца призыванием Имени Иисуса Христа, то он уверовал во Христа и крестился вместе с прозревшим слепцом.

После смерти отца святой Пантелеимон посвятил свою жизнь страждущим, больным, убогим и нищим. Он безмездно лечил всех обращавшихся к нему, исцеляя их Именем Иисуса Христа. Он посещал в темницах узников, особенно христиан, которыми были переполнены все тюрьмы, и лечил их от ран. В скором времени молва о милостивом враче распространилась по всему городу. Оставив других врачей, жители стали обращаться только к святому Пантелеимону.

Из зависти врачи донесли императору, что святой Пантелеимон лечит христианских узников. Максимиан уговаривал святого опровергнуть донос и принести жертву идолам, но святой Пантелеимон исповедал себя христианином и на глазах императора исцелил расслабленного Именем Иисуса Христа. Ожесточенный Максимиан казнил исцеленного, восславившего Христа, а святого Пантелеимона предал жесточайшим мукам.

Господь явился святому и укрепил перед страданиями. Великомученика Пантелеимона повесили на дереве и рвали железными когтями, обжигали свечами, потом растягивали на колесе, бросали в кипящее олово, ввергали в море с камнем на шее. Во всех истязаниях великомученик оставался невредимым и с дерзновением обличал императора.

В то же время перед судом язычников предстали пресвитеры Ермолай, Ермипп и Ермократ. Все трое твердо исповедали свою веру во Спасителя и были обезглавлены (сведения о них помещены 26 июля).

По повелению императора великомученика Пантелеимона бросили на растерзание диким зверям в цирке. Но звери лизали его ноги и отталкивали друг друга, стараясь коснуться руки святого. Зрители поднялись с мест и стали кричать: "Велик Бог христианский!" Разъяренный Максимиан приказал воинам рубить мечами всех, кто славил Имя Христово, а великомученику Пантелеимону отрубить голову.

Святого привели на место казни и привязали к масличному дереву. Когда великомученик молился, один из воинов ударил его мечом, но меч стал мягким, как воск, и не нанес никакой раны. Святой окончил молитву, и послышался Голос, звавший страстотерпца по имени и призвавший в Небесное Царство. Услышав Голос с Неба, воины упали перед святым мучеником на колени и просили прощения. Палачи отказались продолжать казнь, но великомученик Пантелеимон повелел выполнить приказ императора, сказав, что иначе они не будут иметь с ним части в будущей жизни. Воины со слезами простились со святым, целуя его.

Когда мученику отсекли голову, из раны потекло молоко. Маслина, к которой был привязан святой, в момент его смерти покрылась плодами. Многие присутствующие при казни уверовали во Христа. Тело святого, брошенное в костер, осталось в огне неповрежденным и было погребено христианами († 305). Слуги великомученика Пантелеимона Лаврентий, Вассой и Провиан видели его казнь и слышали Голос с Неба. Они написали повествование о жизни, страданиях и кончине святого великомученика.

Святые мощи великомученика Пантелеимона частичками разошлись по всему христианскому миру: честная глава его находится ныне в Русском Афонском монастыре во имя великомученика Пантелеимона.

Почитание святого мученика в Русской Православной Церкви известно уже с ХII века. Князь Изяслав, в крещении Пантелеимон, сын святого Мстислава Великого, имел изображение великомученика Пантелеимона на своем шлеме. Заступлением святого он остался жив в войну 1151 года. В день памяти великомученика Пантелеимона русские войска одержали две морские победы над шведами (в 1714 году при Гангаузе, в 1720 году при Гренгаме)."

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Roerich Museum, New York (1931); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Katherine Campbell col., USA (1940s); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1949; acquisition, 1963)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика