Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Песнь водопада
1937

Н.К.Рерих. Песнь водопада. 1937

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=604&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Песнь водопада
Год 1937
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 99.5 х 61.5 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9454 II, 44024 КП

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Быть может, самое китайское по духу, проникновению в традиционное миросозерцание китайцев произведение Рериха - "Песнь водопада" (1937). Перспективно полотно не имеет единого угла зрения. Водопад и горы написаны, от земли, женщина же - как бы с высоты. Движение взгляда сверху вниз по линиям падающей воды к человеку и затем по очертаниям гор снова вверх как бы означает в своем завершении триединую сущность мира: Неба, Человека, Земли в соответствии с древнейшим памятником философской мысли Китая VIII-VII вв. до н.э. "И цзин" ("Книгой перемен"). В учении Лао-цзы, нашедшем свое отражение в трактате "Дао дэ цзин" говорится о том, что "в поднебесной имеется дао, и оно мать всего сущего." [12] Все искусство Китая пронизывает идея следования космическому пути дао, стремление воплотить кистью присутствие высшей реальности, единой силы, охватывающей весь мир. В противовес западному дуализму духа и материи, одушевленного и неодушевленного, человеческого и божественного в картине Рериха, как и в даосизме все сущее наполнено Единым. Скалы переднего плана смотрятся как живое чудовище, дальние горы - как антропоморфные существа. Трудно сказать, что несет больший заряд духовного звука - водопад или человек, внимающий ему. Во всем здесь разлита Ци - особая субстанция, которая насыщает все сущее и своей конденсацией или разреженностью определяет все жизненные явления. А дальние горы, как зрители - изваяния застыли, вслушиваясь в мелодию пространства и как бы сливаясь с первичной субстанцией мира. Действительно, в древнем Китае "искусство живописи было осмыслено как порождение небесной музыки и музыки Земли, с улавливанием ее отзвуков и ритмов. Музыка становится способом овладения связями и свойствами мира, вхождения в него посредством "созвучия", одновременно являясь и его действующей силой, и воплощением Дао. [13]

В картине все очищено от материальной конкретики, все возведено до символической духовной высоты. Темная скала как архаичный сфинкс Земли перебирает струны водопада. Музыкой сфер, надолго западающей в душу, звучит аккорд чистых светоносных красок. Девушка сердцем прислушивается к созвучиям, рождающимся в самом музыкальном инструменте и как бы непосредственно идущим от вибраций Вселенной.

Водопад по древним представлениям китайцев говорит о своем истоке. И исток этот в картине идет от неба. "Высшая добродетель подобна воде. Вода приносит пользу всем существам и не борется. Она находится там, где люди не желали бы быть. Поэтому она похожа на дао", - сказано в "Дао дэ цзинь." [14] Струны водопада, струны инструмента, струны души - все это резонирует, говоря словами Рериха, на "мощь Дао." [15]

Удивительно, как глубоко проник Рерих в идейную суть даосизма, как, претворяя духовное наследие древнего Китая, сумел создать современное, самобытное и оригинальное произведение.

12. Антология мировой философии. – М.: 1969 - т.1. - ч.1. -с.186

13. Есипова М.В. Музыкальное видение мира и идеал гармонии в древнекитайской культуре//Вопросы философии. 1994 - №6 - с.88

14. Древнекитайская философия. - М.: Мысль, 1972 - т.1. -с.177

15. Рерих Н.К. Врата в будущее. - с.128

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

…Рерих умел слышать и ценить прекрасные звучания не только в концертах. Он различал музыку в звуках природы: «Человек должен слушать прекрасную музыку и пение. Иногда одна гармония уже навсегда пробудит чувство прекрасного… Без осознания значения музыки невозможно понять и звучание Природы… Песня водопада, или реки, или океана будет лишь рёвом. Ветер не принесёт мелодии и не зазвенит в лесах торжественным гимном. Лучшие гармонии пропадают для уха не открытого».

В его картине «Песнь водопада» женщина прислушивается к музыке льющейся воды и подбирает эти звучания на струнах музыкального инструмента.(…)

В «Песне водопада» слышатся нисходящие секвенции волн, скал и камней. Весь пейзаж и стоящая у воды женская фигура струятся в едином музыкальном ритме потока, и человек находится в полном гармоническом созвучии с природой. Это напоминает полифонию Баха, где несколько голосов текут в музыкальной ткани, сплетаются в причудливые созвучия, не нарушающие единства пьесы(…)

Рерих противопоставляет в своих картинах контрастные тона, усиливающие эффект красок, так же как композиторы сопоставляют в своих оркестровых пьесах тембры различных инструментов и добиваются таким путём особо яркого выявления звучаний каждого инструмента.

Ромэн Ролан писал: «Постоянно наблюдается, что искусства влияют друг на друга, взаимно проникают друг в друга или же, в результате своего естественного развития, иной раз выходят, так сказать, за свои пределы, в области смежного искусства. То музыка становится живописью, то живопись становится музыкой».

Это высказывание как нельзя лучше соответствует необыкновенной по своему музыкальному звучанию живописи Рериха(….)

О том, как слушание музыки объединяет людей и возвышает их чувства, Рерих писал: «Соединяет людские сердца прекрасная симфония. Люди делаются не только слушателями, в сердце своём они становятся соучастниками прекрасного действа. Под лучшие звуки, в песне, и в труде, и в радости, спешите к суждённому Свету!».

Н.Д.Спирина. Отблески, ч.1. 1944-1989. стр. 52-54.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика