Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

В монастыре (1)
1914

Н.К.Рерих. В монастыре (1). 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=61&size=3

                 
Атрибуты картины

Название В монастыре (1)
Год 1914
Серия Эскизы к опере «Сестра Беатриса» А. А. Давидова, на сюжет пьесы М. Метерлинка (не авт. название)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Картон, темпера. 75.5 х 86 см.
Источник Сайт Научно-Философского общества «Мир через Культуру» Крым, Россия http://nfo-mir.com
Примечание Инв. № Ж-1981. Эскиз для постановки на сцене театра Музыкальной драмы в Петрограде в 1914 году.
В книге "Николай Константинович Рерих" (Пг.: Свободное Искусство, 1916) репродукция "Сестра Беатриса"

Н.КОЧЕРГИНА Журнал Восход № 2 (166), Февраль, 2008

...О том, как помогает Матерь путникам земли, сложено немало легенд. Одна из них, о монахине Беатрисе и о чуде, совершённом Пресвятой Девой, пришла к нам из времён средневековья и получила широкое распространение не только в католической Европе, но была хорошо известна и в России.

Сюжет легенды использовал известный бельгийский драматург Морис Метерлинк для создания пьесы «Сестра Беатриса». Жанр этой небольшой поэмы драматург определил необычным подзаголовком: «Чудо в трёх действиях».

Н.К.Рерих, которому М.Метерлинк был очень близок своими нравственными воззрениями, создал серию картин на его сочинения. При этом, по словам художника, он не пытался перевести на язык живописи сюжетную ткань первоисточника; Рерих уловил главное — «атмосферу напряжённой духовности», пронизывающую мир, созданный бельгийским драматургом.

О чём же повествует старинная легенда?

В одном средневековом монастыре жила юная монахиня Беатриса, лучшее украшение обители. Её отличали поразительная красота и необыкновенные добродетели. Среди обитателей монастыря не было сердца более преданного Пречистой Деве, чем сердце юной Беатрисы. Прекрасную статую Девы Марии она украшала лучшими цветами. Душа её была чиста и наполнена радостными молитвами. Но однажды эта безмятежная радость была нарушена. На пути Беатрисы появился искуситель в образе молодого человека, уверявшего её в своей любви и обещавшего подарить ей счастье там, в большом мире, за стенами монастыря. Находясь в мучительной тревоге и душевном разладе, девушка обращается к Пресвятой Деве, прося Её о помощи. Не в силах бороться с собой, она оставляет у ног Богоматери своё монашеское одеяние, ключи от монастырской ризницы и покидает монастырь вместе с тем, кто сулил ей счастье.

Прошли долгие годы — годы страданий, лишений и горя. Но в сердце Беатрисы всегда жила любовь к Пресвятой Деве, и это давало ей силы. Предчувствуя свою близкую кончину, нищая и больная, она возвращается в некогда родную обитель, надеясь перед смертью покаяться и тем заслужить прощение Богоматери. Каково же было её изумление, когда она узнала от монахинь, что сестра Беатриса не только никогда не покидала монастыря, но все эти годы совершала чудеса помощи, за что была названа святой. Чудо это объяснилось просто: движимая состраданием к своей любимой дочери и желая скрыть от всех её грех, Сама Пречистая, приняв облик Беатрисы, выполняла её обязанности по монастырю. Богоматерь знала, что Беатриса однажды вернётся и вновь займёт своё место. Так никто при жизни сестры Беатрисы и не узнал о том, что с ней произошло, и лишь после её смерти, по желанию Богоматери, история эта стала широко известна.

Рерих ощутил цветовую гамму произведений Метерлинка как множество «синих, фиолетовых, пурпурных аккордов», — эти тона были особенно близки самому художнику; как он писал, они ему «особенно отвечали».

На одной из лучших работ Рериха к «Сестре Беатрисе» — картине «В монастыре» — мы видим образ коленопреклонённой монахини перед статуей Девы, находящейся в нише. Сквозь открытую дверь видна крохотная келья Беатрисы.

Выстраивая композицию этой картины, Рерих ввёл яркий цветной витраж окон, противоположных стене, где находилась статуя. «В результате неповторимые живописные рефлексы розовых, зеленовато-синих, охристо-жёлтых и фиолетовых цветов дали ту ''тональную симфонию'', о которой мечтал художник. Отсветы этих рефлексов, подчёркивая фактуру каменной кладки пола, стен, сводов, прочность и тяжесть дверей, создали особую атмосферу, отвечающую духу поэтики Метерлинка»4.

Облик склонившейся монахини выражает состояние благоговейной молитвы; суровая красота и благородство старого католического монастыря рождает у зрителя чувство торжественного покоя и молитвенного предстояния.

Образы, навеянные Метерликом, навсегда остались дороги Рериху. Впоследствии мы вновь встретимся с этими мотивами — в более поздних картинах художника «Слава Герою» (1933), «Тайна Розы» (1933) и других.

--------------------------------------------------------------------------------

4 Е.Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха. Самара, 1996. С. 74.

Источник http://voshod.sibro.ru/

Описание картины

В монастыре(1914 г.)

Морис Метерлинк был западноевропейским драматургом, к которому Николай Рерих испытывал глубочайшую тягу. В высоком символизме бельгийского драматурга, стилизованных страстных пьесах с их всеобщей мистерией и средневековыми декорациями, Рерих увидел собственное представление о Европе. До того, как стать декоратором, он проиллюстрировал ряд книг Метерлинка, изданных на русском языке в 1905 г., и сделал несколько картин на основе его пьес.

Последние театральные вдохновения Рериха отданы двум наиболее пленительным трагедиям Метерлинка. В 1912-1914 годах Рерих много работает над оформлением «Принцессы Мален» и «Сестры Беатрисы». Музыкальное вступление к «Сестре Беатрисе» было написано композитором Штейнбергом, зятем и учеником Римского-Корсакова, и посвящено Н. Рериху. Пьеса шла в 1915 году в Театре Музыкальной Драмы в Санкт-Петербурге, переименованном после революции в Большой Драматический театр.

В эскизах для обеих пьес ощущение готики достигается через изображение каменных палат, лестниц, сводчатых потолков, часовен и башен.

Свет, льющийся через оконные витражи или исходящий от каминов, создает неземной отблеск на каменных стенах, придает эскизам легкие оттенки драгоценных камней - аметиста, рубина или топаза. По палатам и лестницам скользят бесплотные принцессы и монахини; они появляются подобно теням, будто бы отдав свои жизни камням.

«Для меня Метерлинковская серия, - отмечал Рерих, - была не только театральными эскизами, не иллюстрациями, но вообще композициями на темы мне очень близкие. Хотелось в них дать целую тональную симфонию. У Метерлинка много синих, фиолетовых, пурпурных аккордов, и все это мне особенно отвечает. Посещение Фландрии и несравненного Брюгге дало глубокие настроения, подтвердившие образы, уже ранее возникшие во мне».

Эти работы художника были высоко оценены самим Метерлинком и таким знатоком театра, как Александр Бенуа.

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Для «Сестры Беатрисы», стилизованной Метерлинком в духе миракля XIV века, художник рисует не обычный средневековый монастырь, а фантастический как средоточие необычного духовного действа. В основе сценографического замысла здесь — витраж. Он повторяется не только в решении окон. Весь сводчатый монастырский двор напоминает витраж. Перегородчатым узором выглядит грубая кладка каменных стен, перекрытий, массивной башни, опоясанной фризом с головами химер, ступени крыльца, кованые украшения на дверях, окрашенные розоватыми, зеленовато-синими, сиреневыми, коричневато-желтыми рефлексами волшебного цветного света, проникающего в унылую обитель монахинь и чудесным образом превращающего ее в нарядный замок. Как «витражные» смотрятся упругий и угловатый рисунок архитектуры, членение масс.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Последние театральные вдохновения Рериха отданы двум наиболее пленительным трагедиям Метерлинка — «Принцесса Малэн» (1913) и «Сестра Беатриса» (1914) . В этих темперах и пастелях, живописные особенности коих очень показательны для последних исканий мастера (на них мы остановимся ниже), Рерих говорит те же жуткие и нежные, печальные и светлые слова, что слышатся и в ритмичном плетении фраз поэта; для самих же пьес полнотонные, «крепко сложенные» и вместе с тем «очень духовные» декорации художника подходят лучше, нежели многочисленные театральные ухищрения последних дней, ибо в искусстве театра важнее всего не теоретически чаемое единообразие, пьесы и ее воплощения, а их духовное родство, их духовная связь, сразу оживляющая все и на которую всегда так щедр Рерих.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика