Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Покаяние. # 67
1917

Н.К.Рерих. Покаяние. # 67. 1917

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=628&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Покаяние. # 67
Год 1917
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, масляная темпера. 62.8 x 80.5 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0017. См. эскиз

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Подписи, надписи, пометки:

Монограмма слева внизу

Провенанс

Roerich Museum, New York (1923); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Katherine Campbell col., USA (1970); Nicholas Roerich Museum (1996)

Еще одно произведение, навеянное ощущениями надвигающейся войны и хаоса. Художник, напротив, в этом растущем безумии испытывает покаяние. Он оторван от родины, он серьезно болен и написал завещание, но в то же время он, находясь в уединении, переживает новый этап своей жизни, переосмысливает ее, знакомится с жемчужинами мудрости Востока. У темной, занесенной снегом кирхи мы видим одинокую, склоненную фигуру в монашеском одеянии. Трудно понять, мужчина это или женщина. Но у Николая Рериха суть в другом, ему важно передать сам символ покаяния – здесь не личная трагедия человека, скорее здесь настроение исторического момента, поэтому фигура обезличена и мала на фоне несколько зловещей кирхи и виднеющихся за ней стен монастыря. Покрытое давящими тучами небо дополняет удручающую картину. Тихо падающий снег отвечает внутренней тишине одинокой фигуры. Картина написана в Карелии и, возможно, на ней изображен остров Линнасаари.

Е.В. Заровнятных. Николай Рерих. Религиозно-философские аспекты живописи. СПб., 2017

Достаточно вспомнить одну картину Рериха, которая так и называется — «Покаяние», 1917 г., — чтобы представить отношение художника к христианским ценностям.

На полотне мы видим стоящего в смиренной позе монаха-схимника в соответствующем облачении; остроконечный чёрный капюшон-куколь венчает его чуть склонённую голову. Горный пейзаж, уходящий в бескрайнюю даль, даёт понять, что монастырь расположен вдали от цивилизации. Кающийся схимонах стоит у входа в храм, тяжеловесные объёмы которого восходят к средневековой романской архитектуре Западной Европы, гораздо реже встречающейся в восточноевропейских право¬славных странах. Храм базиликального типа, продольно организованный в пространстве, с высоким квадратным в плане хором в качестве вертикальной доминанты, с полуциркульными в верхней части небольшими окнами напоминает нам церковь Сан-Систо в Пизе (ил. 29). Изображение католического храма и православного монаха в рамках одной композиции при известной космополитичности мировоззрения Рериха могли бы навести на мысли об экуменизме, но в данном случае для художника церковь не зависимо от конфессии предстаёт «домом покаяния», где любой преданный вере подвижник в молитвенном порыве может обратиться к Богу с исповедью. Вспоминаются мысли А. С. Хомякова, о том, что, несмотря на раскол, внутри христианская церковь остаётся мистически единой. А в отношении Рериха можно сказать, что для него не только церковь, но и все религии внутри мистически едины, так как имеют общие духовные истоки и, как считает теософия, ведут к общей цели. «Каждое Учение Истины, каждое Учение о высоких принципах жизни исходит из одного и того же Источника», — писал Николай Константинович в работе «Шамбала».

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика