Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Покорение Казани (вариант)
1913 или 1914

Н.К.Рерих. Покорение Казани (вариант). 1913 или 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=629&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Покорение Казани (вариант)
Год 1913 или 1914
Где находится Национальная картинная галерея Армении. Ереван
Материалы, размеры Бумага, темпера. 83 x 78 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 592/897. Эскиз панно для Казанского вокзала в Москве
См. также

Э.ГОЛЛЕРБАХ Искусство Рериха/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

в «В покорении Казани» (1914) облака насыщены ликованием, триумфальной спесью...

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

Безвозвратно погибли работы Рериха для Казанского вокзала в Москве. В 1913 году он начал два огромных панно - "Сеча при Керженце" и "Покорение Казани". В основу первой композиции лег вариант занавеса, показанного в 1911 году в театре "Шатле" в Париже. Из-за войны 1914 года строительство вокзала затянулось. Законченное панно "Покорение Казани" было передано на хранение в Академию художеств. После Октябрьской революции на руководящую должность в Академии временно выдвинулся некто Маслов. Решив, не без влияния вульгаризаторских идей Пролеткульта, искоренить в высшем учебном заведении страны "дух старого", он ликвидировал музей Академии. Современному Герострату попалось на глаза и полотно Рериха. Поскольку сам художник был за границей, а панно в инвентарных списках не значилось, Масловым было принято соломоново решение: холст разрезать на куски и раздать студентам для классных работ. Когда Народный комиссариат путей сообщения затребовал панно, его уже не существовало. Разразился скандал, назначили следствие. Показательный суд осудил Маслова. Ныне об уничтоженной работе Рериха напоминает лишь небольшой эскиз "Взятие Казани", который находится в Государственной картинной галерее Армении. Эскиз к "Сече при Керженце" принадлежит Государственному Русскому музею. Само панно также не сохранилось.

В.ИВАНОВ Рерих — Художник-Мыслитель/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Вот перед нами два его знаменитых полотна — «Сеча при Керженце» и «Покорение Казани». Условные приемы, почти графика в контурах, яркие колеры — все это придает схематичный до чрезвычайности, но в то же время чрезвычайно мощный тон этим картинам. Становится действительно видно, что эти моменты чрезвычайно значительны в истории русского народа. Рерих здесь идет впереди того дела, которое творят художники — палешане.

Описание картины

8.ПОКОРЕНИЕ КАЗАНИ

Вижу три свечи на родной земле.

Первая свеча нескорая в подземелье у лютого черного пороха — грозная, за святую Русь и Москву сожгла.

— Эй, подкопщики, зажигальщики, ваш час настал!

Воску ярого свеча затеплилася...

А вторая свеча скорая в чистом поле в красном шатре перед Спасом заступающим —

— Помилуй нас!

Третья свеча — страстной огонь — в сердце святой Руси милосердой, перед Софией Премудростью, скорбеющей за весь мир.

За святую Русь помилуй нас!

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика