Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Полунощное. # 66
1940

Н.К.Рерих. Полунощное. # 66. 1940

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=638&size=3

     
Атрибуты картины

Название Полунощное. # 66
Год 1940
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера, 76 х 123 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-7107

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Редчайшее цветное изображение полярного сияния. Цвет и форма представленного здесь космического явления в виде лучей(R) и дуги с лучистой скульптурой (RA) удивительно точно соответствует стандартной классификации, составленной комитетом Международного союза геодезии и геофизики в 1953 году. Эмоциональное восприятие северного сияния передано “торжественно” и осознано художником, как реакция “утончённого” сердца, которое почует и отзвучит на все космические явления. (Из доклада Е. П. Маточкина) [10].

• Ученики не должны судить опрометчиво. Я люблю явления возжения духа, закаляй себя. Дух волнуется, северное сияние играет, природа живёт, Господь являет Милосердие. Считаю — яро щиту пламенеть Дам над вами. Меньше читай, но размышляй [36; Зов; 23. 06. 1921]

10. Сборник комментариев к картинам Н.К. Рериха. Новосибирск. Д.Н. Попов, Н.Д. Спирина,О.А. Уроженко, Н.В. Жукова и др. (распечатка с дискеты 1995 г.).

36. Агни Йога. (Живая этика).

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

Безудержное буйство красок Рериха, та смелость и безошибочность, с какими он распоряжается ими на полотне, прошли большую школу познания необходимости. И это не формальная необходимость, диктуемая материалом и заданным методом. Это необходимость, найденная в самой жизни.

Картина «Полунощное». Какая мощная, переливчатая игра северного сияния! Именно игра, а не ее изображение. Художник переносит на полотно несмешанные краски. Они пронизывают друг друга, то совершенно перекрывая, то просвечивая одна через другую. Живые сочетания цветов искрятся первозданным светом, найденным непосредственно на темном фоне небосвода, а не на палитре. Но ведь и природа расцвечивает свои творения, не прибегая к ее помощи. Тайны ее творчества всегда влекут Рериха, его острый глаз умеет смотреть «как бы в первый раз» и выискивать то, мимо чего многие привыкли проходить, не замечая.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Полунощное (Сияние Шамбалы).

Эффектное и таинственное зрелище представляет эта картина, воспроизводящая свечение в Гималаях: над горами, гладью озер, полыхает ослепительно яркое сияние. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, отдалённо напоминая северное сияние. "До зари задолго, при звёздах вся соседняя гора за рекою усеяна розоватыми огромными огнями. Они движутся, собираются в гирлянды, распадаются на части, вспыхивают и исчезают, несутся вперед и назад или соединяются в одно мощное пламя. В студёном гималайском воздухе дивуемся на это чудо, знакомое всем жителям местным... Тибет знает и "Де-ме", огонь божества, и "Нам-бумпа", огневое сияние.

Над снежными вершинами Гималаев полыхает светлое сияние, ярче звёзд и причудливее зарниц. Кто же возжёг эти столбы света, неиствующие по небу? Не близки полярные края полунощные. Не блестеть в Гималаях сиянию Севера. Не от северных сверканий эти столбы и лучи света. От Шамбалы они, от Башни Великого Приходящего. "Майтрейя идет." Откуда же происходит необыкновенная заманчивость путей Азиатских? Горы установились не преграждающими великанами, а зовущими путевыми вехами. Из-за вершин сверкает сияние Гималайского снежного царства. Местные люди, те, которые слышали о чём-то почтительно указывают на эти сияния. Ведь оно сверкает от труда, из самой Башни Великого Ригден-Джапо, неустанно трудящегося на благо человечества. Сегодня ночью над цепью Центральных Гималаев вспыхивали необычайные озарения. Это была не зарница, ибо небо было чисто, но то самое, недавно отмеченное в науке, светоносное излучение Гималаев. Во имя Света, во имя светоносности сердца человеческого будем же работать, творить, изучать." (Н.К.Рерих. Меч Гесер хана, Декада)

"За перевалом Ротангом повеял сухой тибетский воздух. Тот самый воздух, целительный и вдохновляющий. Звавший к себе всех искателей духовного восхождения. Ночью же по ясному небу с бессчётными звездами, со всеми млечными путями и зарожденными и оконченными телами, полыхали странные зарницы. Не зарницы это, но то самое замечательное Гималайское свечение". (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная, с.178)

***

До зари задолго, при звездах — вся соседняя гора за рекою усеяна розоватыми огромными огнями. Они движутся; собираются в гирлянды; распадаются на части, вспыхивают и исчезают; несутся вперед и назад или соединяются в одно мощное пламя. В студеном ноябрьском воздухе дивуемся на это гималайское чудо, знакомое всем жителям местным. Можете на утро спросить Гура, и он, блеснув глазами, скажет про огни Девита; а другой шепнет о светлом воинстве Майтрейи. Огни земли, а вот и сияние небесное. Тибет знает «Де-ме», огонь божества, и «Нам бумпа», огневое сияние.

Над снежными вершинами Гималаев полыхает светлое сияние, ярче звезд и причудливее зарниц. Кто же возжег эти столбы света, шествующие по небу? Не близки полярные края полунощные? Не блестеть в Гималаях сиянию Севера? Не от северных сверканий эти столбы и лучи света? От Шамбалы они; от башни Великого Приходящего.

«Майтрейя идет».

Ему воздают почитанье; задерживая бег коней в просторах пурпурной Гоби, торжественно восклицают монголы: «Алдар»!

Киеланг, 1931

Урикова Н.В.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика