Полунощное (Сияние Шамбалы).
Эффектное и таинственное зрелище представляет эта картина, воспроизводящая свечение в Гималаях: над горами, гладью озер, полыхает ослепительно яркое сияние. Разноцветные световые столбы движутся, вспыхивают и исчезают, отдалённо напоминая северное сияние. "До зари задолго, при звёздах вся соседняя гора за рекою усеяна розоватыми огромными огнями. Они движутся, собираются в гирлянды, распадаются на части, вспыхивают и исчезают, несутся вперед и назад или соединяются в одно мощное пламя. В студёном гималайском воздухе дивуемся на это чудо, знакомое всем жителям местным... Тибет знает и "Де-ме", огонь божества, и "Нам-бумпа", огневое сияние.
Над снежными вершинами Гималаев полыхает светлое сияние, ярче звёзд и причудливее зарниц. Кто же возжёг эти столбы света, неиствующие по небу? Не близки полярные края полунощные. Не блестеть в Гималаях сиянию Севера. Не от северных сверканий эти столбы и лучи света. От Шамбалы они, от Башни Великого Приходящего. "Майтрейя идет." Откуда же происходит необыкновенная заманчивость путей Азиатских? Горы установились не преграждающими великанами, а зовущими путевыми вехами. Из-за вершин сверкает сияние Гималайского снежного царства. Местные люди, те, которые слышали о чём-то почтительно указывают на эти сияния. Ведь оно сверкает от труда, из самой Башни Великого Ригден-Джапо, неустанно трудящегося на благо человечества. Сегодня ночью над цепью Центральных Гималаев вспыхивали необычайные озарения. Это была не зарница, ибо небо было чисто, но то самое, недавно отмеченное в науке, светоносное излучение Гималаев. Во имя Света, во имя светоносности сердца человеческого будем же работать, творить, изучать." (Н.К.Рерих. Меч Гесер хана, Декада)
"За перевалом Ротангом повеял сухой тибетский воздух. Тот самый воздух, целительный и вдохновляющий. Звавший к себе всех искателей духовного восхождения. Ночью же по ясному небу с бессчётными звездами, со всеми млечными путями и зарожденными и оконченными телами, полыхали странные зарницы. Не зарницы это, но то самое замечательное Гималайское свечение". (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная, с.178)
***
До зари задолго, при звездах — вся соседняя гора за рекою усеяна розоватыми огромными огнями. Они движутся; собираются в гирлянды; распадаются на части, вспыхивают и исчезают; несутся вперед и назад или соединяются в одно мощное пламя. В студеном ноябрьском воздухе дивуемся на это гималайское чудо, знакомое всем жителям местным. Можете на утро спросить Гура, и он, блеснув глазами, скажет про огни Девита; а другой шепнет о светлом воинстве Майтрейи. Огни земли, а вот и сияние небесное. Тибет знает «Де-ме», огонь божества, и «Нам бумпа», огневое сияние.
Над снежными вершинами Гималаев полыхает светлое сияние, ярче звезд и причудливее зарниц. Кто же возжег эти столбы света, шествующие по небу? Не близки полярные края полунощные? Не блестеть в Гималаях сиянию Севера? Не от северных сверканий эти столбы и лучи света? От Шамбалы они; от башни Великого Приходящего.
«Майтрейя идет».
Ему воздают почитанье; задерживая бег коней в просторах пурпурной Гоби, торжественно восклицают монголы: «Алдар»!
Киеланг, 1931
Урикова Н.В.