Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Помни!

Н.К.Рерих. Помни!.

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=640&size=3

     
Атрибуты картины

Название Помни!
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера. 92 х 153 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № Ж-7095. В некоторых источниках датируется 1947 г.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Помни (1945 г.)

В последние годы жизни Н.К.Рерих мечтал вернуться на Родину, но память о высочайших вершинах Земли он хотел сохранить в своём сердце. "О, Бхарата наипрекраснейшая, - обращается он к Индии, - позволь мне послать тебе мой сердцем прочувствованный восторг перед всем тем величием и вдохновением, которыми полны твои древние города и храмы, твои луга, священные реки и Гималаи." Это звучит, как завещание, как прощальный аккорд, как Реквием... Картина отражает внутреннее настроение самого художника: куда б не устремился он, но сердце его всегда было с Индией и Россией. На картине с какой-то обостренной выразительностью воспроизведен дарджилингский горный пейзаж. Всадник - это как бы своеобразный автопортрет, где художник изобразил себя с лицом тибетца и в тибетской одежде. "Помни" - это завет отправляющимся в путь. Без таких качеств духа, как мужество, устремление, преданность Владыке путнику не пройти трудных горных дорог.

Отдых окончен. И нынче тебе

Чётко намечена новая веха.

Но окликает на узкой тропе

В час расставанья негромкое эхо.

Остановись и вглядись, человек,

В этот сверкающий красками полдень.

Всё, что теперь оставляешь навек, помни!

Как устремлен в неизвестное взгляд,

Как напряжен в ожиданье разлуки!

Линии света призывно звенят,

Краски, светясь, превращаются в звуки.

Всё, что звучит и искрится сейчас,

В сердце твоём отзывается болью,

Это не сон, ни мольбы, но приказ: помни!

Помни метнувшийся в руки цветок,

К небу упрямо тянувшийся стебель,

Словно никак разглядеть он не мог

То, что так смутно отмечено в небе.

Всё, что неведомо нынче для нас,

Всё, что лишь ты озарением понял,

Этот предел, недоступный для глаз, помни!

Грохот и рокот, и шорохи трав

В воспоминаньях моих возникают.

Но, отзвучав и преданием став,

Шорох и грохот навек умолкают.

Но остаётся безмолвие гор,

Воздух, недвижно застывший над поймой.

Этот беззвучный и вечный простор помни!

Голос безмолвья сквозь грохот и дым

Вновь во Вселенную нашу прорвался

Он овладел вдохновеньем твоим,

Он овладел опаленным пространством.

Этот бессмертный и радостный зов,

Что небосвод и всю землю наполнил,

Что человеку понятен без слов, помни!

В.Сидоров

Урикова Н.В.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Суровой романтикой веет от картины “Помни ” 1947 года. Высокой стеной, многообразными хребтами подымаются к небу горы. Тёмно-синие у основания, они постепенно голубеют, переходят в розовые, сверкают ослепительными вершинами. У подножья гор — всадник, бросающий последний взгляд на горную хижину. Напряжённый цветовой аккорд картины, энергичный рисунок торжественно устремлённых ввысь гор придают этой сцене прощания настроение внутренней собранности, величия, суровости. [27, с.141].

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

П.Ф. БЕЛИКОВ. Творчество Н.К.Рериха. Сборник "Непрерывное восхождение". МЦР, Мастер-Банк. Москва, 2001. Т.1

«Помни». Сияющая горная вершина. Ущелья еще залиты мраком. Перед тем, как спуститься туда, всадник оглядывается на озаренную горним светом хижину и провожающих его женщин. В предстоящей жизненной борьбе он будет помнить, во имя чего он вышел на подвиг.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Кажется, что вся любовь Рериха к Гималаям выражена в шедевре его творчества, в картине «Помни», которую он через двадцать лет, в 1945 году дал в еще более величественном варианте.

Никто не пройдет равнодушно мимо этой изумительной по силе картины, каждый старается найти в ней близкое себе толкование. На фоне могущественных высот Гималаев, в тот час, когда внизу все еще окутано фиолетовым туманом, а гребни гор уже озарены лаской предрассветных, обновляющих лучей, на краю склона стоит всадник, расстается с горными высотами для подвига жизни. Он в последний раз с грустью озирается, возможно, слышит напутствие матери, стоящей у горной хижины: иди, борись, созидай, только не забывай горы — свою Родину. Всю свою жизнь носи их в памяти, храни в сердце своем, устремляясь к заветной цели.

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

…Величественная панорама Гималайской горной гряды, вершины, освещенные розовыми лучами восходящего солнца. Одинокий всадник покидает родное жилище. Где-то в низинах его ждут важные дела. Всадник оборачивается и окидывает прощальным взглядом свой дом, женщин, провожающих его в дальний путь, уводящие к небесам снеговые пики. «Помни, для чего ты покидаешь нас, что должен выполнить и почему должен вернуться сюда обратно!»

П.Ф.Беликов «Святослав Рерих. Жизнь и творчество», МЦР, М., 2004г., с.72-73

Н. ПРОКОФЬЕВА, Н. КИШИЛОВ. Н. К. Рерих 1874–1947. Журнал «Огонёк» (Москва). 1958. Июнь. № 25. С. 15–18.

... Для своих пейзажей Рерих находит блестящее цветовое решение, в его работах строго продумана композиция, исключительная материальность форм. Зритель, поражённый сверканием искрящихся снежных вершин, подолгу стоит перед картиной «Помни!» (1945 год). ...

Н. ДМИТРИЕВА Выставка произведений Н. К. Рериха Журнал «Искусство» (Москва)1958. № 8. С. 31–36.

...Как апофеоз гималайского цикла смотрится большая картина, которую художник назвал «Помни!». Рядом с грандиозной стеной гор не теряется, а утверждает себя в мире фигура всадника. Уходящие в небо снеговые выси сияют аметистовыми отблесками, ослепительно, торжественно. Да, это запомнится.

Монументальный строй живописи Рериха последнего периода требует больших расстояний для своего полноценного восприятия. На выставке картины были размещены в небольших залах, и от этого многое теряли. Только издали можно по-настоящему увидеть и «Помни!», и великолепную картину «Лхаса», во всём богатстве её насыщенных красок и во всей цельности, величавости композиции, изображающей одно из чудес восточной архитектуры — монументальный дворец тибетского далай-ламы. ...

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика