Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Пречистый град врагам озлобление
1911

Н.К.Рерих. Пречистый град врагам озлобление. 1911

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=653&size=3

        
Атрибуты картины

Название Пречистый град врагам озлобление
Год 1911
Где находится Собрание Джо Джагода. США. Даллас
Материалы, размеры Холст, темпера. 45.5 x 45.5 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 2 варианта картины (данный и находящийся в МЦР) в каталогах датировались 1912 годом, но данный вариант появился уже в 1911.
См. также

Письмо Н.К Рерих - Рерих Е.И.

«Дорогая моя Ладушка. Сегодня после обеда я поработал. Сделаю ещё маленькую вещь «Город пречистый». Белый город со святыми внутри окружён пламенем и демоны кидают камни в него. Красное с бело-серым и коричневым». Neuenahr, 1911

Огонёк. 1911 г. 25 декабря

«Колесо огненное — не спалит праведных. Пречистый Град - врагам озлобление» Посвящаю дорогому А.М. Ремизову.

Н. Рерих

«Из-за варяжского моря змеиными тропами пришёл на Русь муж, как камень, и жил в своём каменным городе.

В осенние синие сумерки он подымался на башню — и синели глаза его в сумрачной сини: за три моря видели...»

А. Ремизов

Ю. БУДНИКОВА Два Града. Журнал Восход: № 8 (184), Август, 2009

...В начале ХХ века в творчестве Николая Рериха появляются символические образы Града Небесного (Белого города), а затем града обречённого.

...В 1911 году на картине «Пречистый град врагам озлобление» вокруг несокрушимых белых стен уже бушует пламя. Работая над картиной, художник пишет жене из Нейенара: «Белый город со святыми внутри окружён пламенем, и демоны кидают камни в него»3.

...«Пречистый град врагам озлобление» обобщённо соответствует видению евангелиста Иоанна, причём стены града по форме (прямоугольные зубцы) напоминают те, которыми был обнесён храм Соломона, первый храм Иерусалимский, построенный иудейским царём на горе Мориа по образцу скинии, указанному Богом.

Стилистика изображения и художественные приё­мы, использованные в картине, близки к изображению Горнего Иерусалима на русской иконе.

Один характерный элемент на картине «Пречистый град врагам озлобление» отсылает нас к знаменитой иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», хранящейся в Третьяковской галерее. Это — круг пламени, в который помещён город. Но если на древнерусской иконе этот пожар окружает земной город, из которого исходит в Небесный Иерусалим воинство, то у Рериха он бушует уже вокруг Небесного Града.

Кстати, на варианте этой картины 1912 года7 появляется летящая фигура всадника. Интересно, что образ воинства Небесного Царя, неразрывно связанный с духовным подвигом, будет центральным в первой книге цикла Живой Этики — «Листы Сада Мории». Вообще, эта книга, особенно вторая её часть, «Озарение», является своего рода развёрнутым комментарием к упомянутой иконе и рериховской «пророческой серии».

3 ОР ГТГ, ф. 44/322, л. 2.

7 Повтор был сделан в 1931 году.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика