...В начале ХХ века в творчестве Николая Рериха появляются символические образы Града Небесного (Белого города), а затем града обречённого.
...В 1911 году на картине «Пречистый град врагам озлобление» вокруг несокрушимых белых стен уже бушует пламя. Работая над картиной, художник пишет жене из Нейенара: «Белый город со святыми внутри окружён пламенем, и демоны кидают камни в него»3.
...«Пречистый град врагам озлобление» обобщённо соответствует видению евангелиста Иоанна, причём стены града по форме (прямоугольные зубцы) напоминают те, которыми был обнесён храм Соломона, первый храм Иерусалимский, построенный иудейским царём на горе Мориа по образцу скинии, указанному Богом.
Стилистика изображения и художественные приёмы, использованные в картине, близки к изображению Горнего Иерусалима на русской иконе.
Один характерный элемент на картине «Пречистый град врагам озлобление» отсылает нас к знаменитой иконе «Благословенно воинство Небесного Царя», хранящейся в Третьяковской галерее. Это — круг пламени, в который помещён город. Но если на древнерусской иконе этот пожар окружает земной город, из которого исходит в Небесный Иерусалим воинство, то у Рериха он бушует уже вокруг Небесного Града.
Кстати, на варианте этой картины 1912 года7 появляется летящая фигура всадника. Интересно, что образ воинства Небесного Царя, неразрывно связанный с духовным подвигом, будет центральным в первой книге цикла Живой Этики — «Листы Сада Мории». Вообще, эта книга, особенно вторая её часть, «Озарение», является своего рода развёрнутым комментарием к упомянутой иконе и рериховской «пророческой серии».
3 ОР ГТГ, ф. 44/322, л. 2.
7 Повтор был сделан в 1931 году.
Источник: http://voshod.sibro.ru/