Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=654&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
• Тибетский владыка женился на китайской и непальской принцессах, чтобы за ними привлечь в Тибет два священных изображения Будды [14,c.62] • Скрипели разрисованные колёса повозок, запряжённых верблюдами, на горной тропе у самых снегов. Китайская принцесса Вэнь-Чень везла священные дары своему будущему мужу, тибетскому Королю Сронцангампо. Над вершиной желтовато-оранжевым светом разливалась утренняя заря, на светящемся небе горели звёзды. И женщина в костюме китайской принцессы с высокой старинной причёской протянула руку в широком свободном рукаве. Над открытой ладонью ослепительно горел язык таинственного пламени, так похожий на огонь той пылающей чаши, которую подняли в пещере среди светящихся кристаллов [18, c.8]. 14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с. 18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
«Давным-давно Тибетом правил молодой царь по имени Сонгцэн Гампо. Прослышал он о том, что к северу от его государства лежит прекрасная и обильная страна ханьцев - империя Тан и что у танского владыки есть дочь несравненной красы - принцесса Вен-Чин. Недолго думая, он отправил своего первого министра Гаву сватать принцессу. Во главе каравана из слонов и лучших лошадей, груженных многими дорогими подарками, Гава прибыл во дворец императора. Государь сказал свату: - Посольства из многих стран ищут руки Вен-Чин. Поэтому я решил устроить для всех вас состязание в мудрости. Кто из послов окажется умнее всех, тот и отвезет принцессу своему государю. Через два дня начались состязания, и Гава выиграл их, пройдя все испытания. После этого император согласился отдать свою дочь за тибетского императора. И принцесса Вен-Чин отправилась в Тибет. Она захватила с собой семена злаков и овощей, тягловый и молочный скот и немало искусных ремесленников, работавших по железу и дереву. И процессия двинулась в путь. Она шла, переправляясь через широкие реки и перебираясь через высокие горы. Когда они достигли Лхасы, молодой тибетский царь Сонгцен Гампо устроил им пышную встречу. Тут же и сыграли его свадьбу с прекрасной танской принцессой Вен-Чин». Отрывок из книги «Волшебное сокровище. Сказки и легенды Тибета» ...Мерно движутся друг за другом колесницы, запряжённые верблюдами. На одной из повозок - большая статуя Будды Шакьямуни - индийского основателя учения буддизма (VI - V в. до н.э.). Китайская принцесса Вен-Чин в качестве приданого везёт священное изображение Будды в Тибет - «Страну снегов». Легенда рассказывает, что по пути в Тибет в теснинах, где скалы борятся с водой, статуя Будды шла сама, а также испускала лучи света. Картина Рериха раскрывает страницу древней истории Тибета. Чтобы привлечь в страну буддийские святыни, тибетский властитель Сонгцэн Гампо (VII в.) женился на двух принцессах из Китая и Непала, которые привезли с собой два чудотворных древних изображения Будды. Эти статуи, отлитые из священного состава семи металлов, по преданию, были сделаны лучшим художником, который снял размеры у отражения Будды в воде, перед уходом с земли Благословенного. Художник сделал четыре статуи, две из которых жёны .царя Сонгцэн Гампо привезли в Тибет, а две были сокрыты до времени. Для двух священных статуй Будды были построены два храма, а столица Тибета получила название «Лхаса», что значит «страна небожителей», или «область богов». С этого времени Тибет становится центром буддийского мира, начинают строится тибетские монастыри -очаги знания и культуры, переводятся на тибетский язык буддийские сочинения. А царя Сонгцэн Гампо и его двух жен стали почитать как воплощения бодхисатвы Авалокитешвары (Хранителя Тибета) и Белой и Зелёной Тар (богинь милосердия и борьбы со злом). |
||||||||||||
|
||||||||||||
Приданное принцессы Вен-Чин (1929 г.) (Дары китайской принцессы) На картине «Дары китайской принцессы» изображен караван, следующий по горным перевалам Тибета. На одной из повозок установлена статуя Будды. Знаменитый тибетский царь Сронгцен Гамбо (569-650 г. н. э.) объединил Тибет в могучую империю и успешно вел войны с Китаем. Китайский имератор, желая обезопасить свои границы от воинствующего соседа, согласился отдать ему в жены принцессу своего дома. Дочь императора Вен-Чин была наделена многими талантами и необычной красотой, что снискало ей славу во всех соседних государствах. Множество испытаний должны были пройти соискатели ее руки, в числе которых были индийский и персидский цари. Победил представитель Стронгцен и получил ее в подарок не простого, а коня с красной головой, олицетворяющей стихию Огня. А конем-огнем в Индии символизируется бог Агни. Е.П.Блаватская пишет, что "к этому времени в Индии не осталось ни одного влиятельного буддиста, разбитые и преследуемые браминами, они бежали тысячами на Цейлон и за Гималаи." В 4-6 в господствующей религией становится индуизм, а буддизм вытесняется, Привоз статуи Будды китайской принцессой и непальской, второй женой царя, дал основание постройки города Лхаса и его великолепного дворца Потала. Лхаса в переводе на русский означает "обитель богов", страна небожителей. Статуя Будды, привезенная Вен-Чин, до сих пор считается Святыней страны. Как повествует народное предание, после 10 лет супружеской жизни, принцесса расторгает брак с согласия мужа и в одеянии монахини идет проповедовать буддизм по всей стране. Известно, что она имела ряд последовательных воплощений в ламах-монахинях и была в одной из реинкарнаций настоятельницей монастыря Ямлок. Принцесса Вен-Чин считается ипостасью Белой Тары на Востоке. Культ Тары Востока восходит к почитанию Богини-Матери, защитницы всех людей. С приходом буддизма Тибет становится центром деятельности китайских и индийских буддийских монахов. Создается письменность и начинается перевод буддийских сочинений с санскрита и китайского на тиебсткий язык. Изучение ранних тибетских источников чрезвычайно важно для правильного понимания буддизма как философско-религиозной системы, особенно, если учесть, что многие санскритские оригиналы к настоящему времени безвозвратно утеряны. Свой картиной Рерих Н.К. очередной раз подчеркивает ведущую роль женщины в продвижении духовных Учений по миру. Роли Женщины в Новой Эпохе Мастер посвятил многие картины.
***
На картине Н.К.Рериха "Дары китайской принцессы Вен-Чин" изображен караван, следующий по горным перевалам Тибета. На одной из повозок установлена статуя Будды. История женитьбы тибетского царя Сронгцен-Гамбо на китайской принцессе Вен-Чин известна каждому тибетцу. Знаменитый царь Сронгцен-Гамбо объединил Тибет в могучую империю и успешно вел войны с Китаем. Китайский император, желая обезопасить свои границы от воинствующего соседа, согласился на его требования отдать ему в жены принцессу своего дома. Дочь императора Вен-Чин была наделена многими талантами и необычной красотой, что снискало ей славу во всех соседних государствах. Одновременно с тибетским царем руки принцессы добивались индийский и персидский цари. Множество испытаний соискателям руки принцессы предложил император, проверяя их сообразительность и остроту ума. Вот некоторые из них: "продеть кусок шелка через узкое извилистое отверстие в крупной бирюсе; в табуне из ста кобылиц и ста жеребят узнать матерью какого жеребенка является каждая из кобылиц; определить, где комель и где вершина у равноотесанного бревна сосны и т.д.". И только тибетский мудрый советник Гар, посланный сватать дочь императора, выиграл все состязания и ответил на все загадки. Кроме принцессы, Гар добился того, что сам император подарл ему на прощание не простого коня, а коня с красной головой, олицетворяющей стихию огня. А конем-огнем в Индии символизируется бог Агни. Привоз статуй Будды китайской принцессой и непальской, второй женой царя, дал основание постройки города Лхаса и его великолепного дворца Потала. Лхаса в переводе на русский язык звучит как "обитель богов", страна небожителей. Статуя Будды, привезенная китайской принцессой, до сих пор считается Святыней страны. Как повествует народное предание, после десяти лет супружеской жизни принцесса Вен-Чин, с согласия мужа, расторгла брак и в одеянии монахини стала проповедовать буддизм по всей стране. Известно, что эта принцесса имела ряд последовательных воплощений в ламах-монахинях, или "драгоценных монахинях", и была в одной из реинкарнаций настоятельницей монастыря Ямдок. Принцесса Вен-Чин считается ипостасью Белой Тары. По материалам газеты "Знамя Мира". |