Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Путивль
1914

Н.К.Рерих. Путивль. 1914

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=670&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Путивль
Год 1914
Серия Эскизы к опере «Князь Игорь» А.П.Бородина (не авт. название)
Где находится Собрание Джо Джагода. США. Даллас
Материалы, размеры Картон, темпера. 68,5 х 96,5 см.
Источник Е.П. Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К. Рериха. Самара: Агни, 1996
Примечание Эскиз для постановки оперы в Королевском театре Дрюри Лейн в Лондоне в 1914 г.

Описание картины

Путивль(1914 г.)

Эскиз декорации оперы А.П. Бородина "Князь Игорь"

Либретто А.П. Бородина, написано на материале русской эпической поэмы XII века

«Слово о полку Игореве»

В реализацию планов Дягилева по широкой пропаганде русского искусства за рубежом были вовлечены лучшие силы отечественной культуры. С 1908 года ведущее место в этой деятельности было отдано театру. В начале ХХ века русская театрально-декорационная живопись переживала расцвет. Оформление сцены сделалось равноправным компонентом постановок. Художник стал значительным лицом в театре, его имя на афишах занимало видное место. На суд требовательной французской публики Дягилев вынес достижения отечественного искусства. «Вот это краски! Вот это декорации! Я только что вернулся из России, и у них везде так!» — говорил на одном из спектаклей художник Морис Дени.

Шумный, заслуженный успех выпал на долю Рериха в 1909 году, когда в парижском театре «Шатле» открылся первый «русский сезон». В оформлении Рериха шли «Половецкие пляски» из «Князя Игоря» Бородина и «Псковитянка» Римского-Корсакова. В 1908–1909 годах написаны также эскизы «Путивль», «Двор Галицкого», «Терем Ярославны». Но полностью опера «Князь Игорь» в декорациях Рериха была поставлена только в 1914 году в Лондоне (Королевский театр Дрюри Лейн). По великолепию живописи эти эскизы принадлежат к самому славному среди творений мастера.

Премьера состоялась 8 мая 1914 года. О триумфе «Князя Игоря» сообщали Рериху в Петербург. Художник Аллегри писал: «Дорогой Николай Константинович. Вчера вечером шел «Игорь» при полном зале; успех был большой, англичане от восторга рычали. Жаль, что нельзя всему придать окончательный лоск, но, принимая во внимание время, в которое это было поставлено и сделано, можно смело сказать, что это выдающаяся постановка».

В эскизе декораций «Путивль», как и в его первом варианте 1908 года, центральное место в композиции занимает великолепный белокаменный собор. Найденная Рерихом точка зрения снизу и сбоку сделала еще более монументальным этот образ древнерусского зодчества. Однако в отличие от собора из одноименного эскиза 1908 года вместо суровой лепки гладких каменных стен художник изобразил здесь кружево узора портальной и абсидной сторон памятника. В нем угадываются черты Дмитриевского собора Владимира. Как и в эскизе 1908 года храм стоит на зеленом холме, точно инкрустированном камнями-валунами, но окружают его не мощные крепостные стены, а городской пейзаж Путивля, решение которого напоминает архитектурные фоны древнерусских икон. На переднем плане соберется дружина и рать Игоря, чтобы выступить в поход.

П.Ф. БЕЛИКОВ, В.П. КНЯЗЕВА Николай Константинович Рерих (Самара: Изд-во "Агни", 1996. - 3-е изд., доп.)

В оформлении Рериха шли "Половецкие пляски" из "Князя Игоря" Бородина и "Псковитянка" Римского-Корсакова. Тот же Жак Бланш писал в газете "Фигаро": "Я не имею чести лично знать Рериха... Я сужу о нем только по декорациям в "Шатле" и нахожу их чудесными. Я радуюсь и тому, что воины "Псковитянки" не одеты, как воины Бенжамена Констана. Все, что я видел в "Шатле", переносит меня в музеи, на всем видно глубочайшее изучение истории, и во всем этом нет тени обыденщины, банальности и нудной условности, к которым так привыкла наша театральная публика... Что касается декорации "Игоря", то уже с самого начала это - сплошное очарование для взора. Персидские миниатюры, ослепительные в своих безумных красках индийские шали, цветные стекла Нотр-Дам или же ярко-зеленый сад, где цветут гераниумы, вечером, после бурного дня, вот о чем заставила меня грезить эта изумительная картина". Успех Рериха приветствовали и соотечественники. В. Серов писал Николаю Константиновичу: "Поздравляю Вас с успехом Ваших декораций в Париже ¬они и мне (эскизы) очень понравились". В 1908 - 1909 годах написаны также эскизы "Путивль", "Двор Галицкого", "Терем Ярославны". Но полностью опера "Князь Игорь" в декорациях Рериха была поставлена только в 1914 году в Лондоне. Эта постановка памятна Рериху по встречам с известным режиссером Саниным и с Шаляпиным. "Труден был Федор Иванович, - писал Рерих. - Никогда не знаешь, к чему придерется. Груб был, но ко мне всегда относился ласково. Оценил мой скифо-монгольский костюм. Умел и надеть его".

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

К моменту вторичного обращения Рериха к «Князю Игорю» для постановки в Лондоне в его творчестве произошли заметные сдвиги. В значительной степени они были связаны с увлечением древнерусской живописью. С 1909 по 1914 год он работал над росписью церкви в Талашкине, росписью моленной в Ницце, «Владыкой», двумя темперными вариантами «Пречистого Града» и другими произведениями. Видимо, этим объясняется появление более декоративно решенной массы собора в Путивле. Вместо суровой лепки гладких стен (эскиз 1909 года) возникает кружево лепного узора портальной и абсидной сторон (эскиз 1914 года). Вместо весомых и строгих крепостных стен, сторожевой башни, пустынного пейзажа, чуть видного за раскрытыми воротами, храм окружен Путивлем, словно срисованным с архитектурных фонов икон. Из-за этого образ места действия утрачивал монументальную целостность, которая была так сопричастна суровому и грозному звучанию первого акта оперы.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика