Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Веления неба
1915

Н.К.Рерих. Веления неба. 1915

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=68&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Веления неба
Год 1915
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Картон, темпера. 75 x 97.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. № Ж-1991. См. эскиз к картине
См. эскиз

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• В основу сюжета картины Рериха положено представление древних восточных народов о небе — то грозное, то милостивое, оно воспринималось их сознанием как нечто живое, влияющее на человеческие судьбы [15].

•...собравшиеся люди пытаются уловить “веления”, которые посылает им небо, охваченное северным сиянием... [27, с. 91].

• Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная” [35, с. 259].

• Такая же духовная напряжённость присуща и картинам “Веления неба” и “Знамение”... На высоком холме, в огромном пустынном пространстве, стоит наедине с небом человек. Он вопрошает небо о чём-то, и небо отвечает ему знамением. Возможно, он символизирует собою человечество — не случайно эта одинокая фигура трактована монументально: обобщена, с выразительным силуэтом, выделяется светлым пятном на фоне небес и воспринимается с низшей точки зрения. Древние люди, по мысли художника, жили в единстве с Космосом. Это гармоническое начало утрачено в современном мире, но оно, по убеждению художника, необходимо человечеству. Неразрывную связь жизни человека и космических сил Рерих показал в целом ряде картин [40, с. 40].

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

Фрагмент книги "И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Веления неба

"Придумал еще картину каменного века - «Молитва» - толпа людей внизу, но дело не в них, а в облаках, которые столбами поднимаются кверху. Тон - золотисто-желтый."

Е.И.Полякова. Николай Рерих. Ступени грядущего

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Даже облака, изображенные им с великим мастерством и в бесчисленных вариациях, подсказанных воображением, словно тоже наделены душой. Они горят то розово-золотистые, радостные и проясненные, то угрожающие и мрачные, или — серебристые и умиротворяющие. Например, «Веления неба» — целая симфония облаков.

...«Веления неба» — люди в старинных одеяниях воздели руки к небу, где проносятся красно-радужные вереницы облаков, и, преисполненные чудесных предчувствий, внемлют небесному приказу. Этот космический настрой дополняет серо-пурпурная таинственная дымка, поднимающаяся над горизонтом и холмами.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

В картинах «Веления неба» (1915) и «Знамение» (1915) Рерих изображает древних людей в странных и непонятных для современного человека состояниях. Они как бы внимают пространству, узнавая что-то очень важное для себя. Возможно, так в древности и происходил процесс общения с космическим Логосом. В современной науке также вызревают идеи о том, что новое знание, как правило, возникает интуитивно как продукт особого состояния психики человека – инсайта, или озарения. При этом, как считается, происходит контакт с высшими планами реальности.

В модели вероятностно-ориентированной личности оригинальный современный философ В.В. Налимов в своём учении о семантической вселенной выделял двухслойный уровень космического сознания. Вход в область порождения творческих импульсов осуществляется через защитный слой коллективного бессознательного, где архетипы выступают в роли ключей . По-видимому, внимающие небесам фигуры адорантов на картине Рериха можно интерпретировать как символическое изображение такого коллективного бессознательного. Открытость вселенской потенциальности, способность попадать в резонанс с ней Налимов определил как спонтанность, заимствовав этот термин из миропонимания Древнего Китая. «По своей природе спонтанность – это вселенское, космическое, нигде не локализованное начало. Хочется думать, человек к нему просто подключается. Индивидуальность личности проявляется здесь, может быть, только в том, что она, подключившись к космическим вибрациям вселенской семантики, может услышать то, что не слышат другие» 128.

Вероятно, процесс такого «слышания» и реконструирует Рерих в своих картинах. В этот момент его герои прикасались, говоря словами Рериха, «к вселенскому телу всеобщения... Все учения знают это вселенское тело под разными именами» 129.

128.Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. С. 232–233.

129.Рерих Н.К. Твердыня пламенная. С. 187.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Возвращению к первожизни посвятил Рерих целый цикл картин о каменном веке и язычестве древних славян. Казалось бы, давно ушедшая эпоха, но, сколько значительного для нашего времени нашел там художник! Его герои приобщаются к тайнам космической жизни, внимая подымающимся облакам в картине "Веления неба" (1915) или небесным сферам в картине "Знамения" (1915). Не дикарь, не полузверь, а человек тонкой душевной организации, которому были присущи удивительные способности, ныне почти утратившиеся, - таков древний герой Рериха. Похожий образ нашего предка представляется внутреннему взору Флоренского: "Человек везде и всегда был человеком, и только наша надменность придает ему в прошлом или в далеком прошлом обезьяноподобие. Не вижу изменений человека по существу, есть лишь изменение внешних форм жизни. Даже наоборот. Человек прошлого, далекого прошлого был человечнее и тоньше, чем более поздний, а главное - не в пример благороднее" [11].

11. Цит. по материалам круглого стола: "П. А. Флоренский глазами наших современников". - П. А. Флоренский. Вопросы истории естествознания и техники.1990-№ 2.- С. 134-135.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика