|
|
|
«...На картине «Морской бой» первоначально всё небо было занято летящими валькириями, но затем захотелось их убрать, построив медно-звучащие облака, — пусть сражаются незримо. Картины «Небесный бой», «Видение», «Веление неба», «Ждущая. Карелия» и многие другие построены исключительно на облачных образованиях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда на высотах она делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой.
Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: «До свидания, а может быть, и прощайте, — вот так люди и замерзают». Но в то же время уже сияли мириады звёзд, и эти «звёздные руны» напоминали, что ни печаль, ни отчаяние неуместны. Были картины «Звёздные руны», и «Звезда героя», и «Звезда Матери Мира", построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными.
Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых дней его уже предполагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина «Книга голубиная». |
|
...Даже облака, изображенные им с великим мастерством и в бесчисленных вариациях, подсказанных воображением, словно тоже наделены душой. Они горят то розово-золотистые, радостные и проясненные, то угрожающие и мрачные, или — серебристые и умиротворяющие. Например, «Веления неба» — целая симфония облаков.
...«Веления неба» — люди в старинных одеяниях воздели руки к небу, где проносятся красно-радужные вереницы облаков, и, преисполненные чудесных предчувствий, внемлют небесному приказу. Этот космический настрой дополняет серо-пурпурная таинственная дымка, поднимающаяся над горизонтом и холмами. |
|
В картинах «Веления неба» (1915) и «Знамение» (1915) Рерих изображает древних людей в странных и непонятных для современного человека состояниях. Они как бы внимают пространству, узнавая что-то очень важное для себя. Возможно, так в древности и происходил процесс общения с космическим Логосом. В современной науке также вызревают идеи о том, что новое знание, как правило, возникает интуитивно как продукт особого состояния психики человека – инсайта, или озарения. При этом, как считается, происходит контакт с высшими планами реальности.
В модели вероятностно-ориентированной личности оригинальный современный философ В.В. Налимов в своём учении о семантической вселенной выделял двухслойный уровень космического сознания. Вход в область порождения творческих импульсов осуществляется через защитный слой коллективного бессознательного, где архетипы выступают в роли ключей . По-видимому, внимающие небесам фигуры адорантов на картине Рериха можно интерпретировать как символическое изображение такого коллективного бессознательного. Открытость вселенской потенциальности, способность попадать в резонанс с ней Налимов определил как спонтанность, заимствовав этот термин из миропонимания Древнего Китая. «По своей природе спонтанность – это вселенское, космическое, нигде не локализованное начало. Хочется думать, человек к нему просто подключается. Индивидуальность личности проявляется здесь, может быть, только в том, что она, подключившись к космическим вибрациям вселенской семантики, может услышать то, что не слышат другие» 128.
Вероятно, процесс такого «слышания» и реконструирует Рерих в своих картинах. В этот момент его герои прикасались, говоря словами Рериха, «к вселенскому телу всеобщения... Все учения знают это вселенское тело под разными именами» 129.
128.Налимов В.В. Спонтанность сознания. М.: Прометей, 1989. С. 232–233.
129.Рерих Н.К. Твердыня пламенная. С. 187. |
|
...Возвращению к первожизни посвятил Рерих целый цикл картин о каменном веке и язычестве древних славян. Казалось бы, давно ушедшая эпоха, но, сколько значительного для нашего времени нашел там художник! Его герои приобщаются к тайнам космической жизни, внимая подымающимся облакам в картине "Веления неба" (1915) или небесным сферам в картине "Знамения" (1915). Не дикарь, не полузверь, а человек тонкой душевной организации, которому были присущи удивительные способности, ныне почти утратившиеся, - таков древний герой Рериха. Похожий образ нашего предка представляется внутреннему взору Флоренского: "Человек везде и всегда был человеком, и только наша надменность придает ему в прошлом или в далеком прошлом обезьяноподобие. Не вижу изменений человека по существу, есть лишь изменение внешних форм жизни. Даже наоборот. Человек прошлого, далекого прошлого был человечнее и тоньше, чем более поздний, а главное - не в пример благороднее" [11].
11. Цит. по материалам круглого стола: "П. А. Флоренский глазами наших современников". - П. А. Флоренский. Вопросы истории естествознания и техники.1990-№ 2.- С. 134-135. |
|
• В основу сюжета картины Рериха положено представление древних восточных народов о небе — то грозное, то милостивое, оно воспринималось их сознанием как нечто живое, влияющее на человеческие судьбы [15].
•...собравшиеся люди пытаются уловить “веления”, которые посылает им небо, охваченное северным сиянием... [27, с. 91].
• Картины “Небесный бой”, “Видение”, “Веления неба”, “Ждущая Карелия” и многие другие построены исключительно на облачных образованьях. Прекрасна и небесная синева, особенно же когда она на высотах делается тёмно-ультрамариновой, почти фиолетовой. Когда мы замерзали на Тибетских нагорьях, то облачные миражи были одним из лучших утешений. Доктор говорил нам, прощаясь вечером: “До свиданья, а может быть и прощайте — вот так люди и замерзают”. Но в это же время уже сияли мириады звезд, и эти “звёздные руны” напоминали, что ни печаль, ни отчаяния не уместны. Были картины “Звёздные руны” и “Звезда героя”, и “Звезда Матери Мира”, построенные на богатствах ночного небосклона. И в самые трудные дни один взгляд на звёздную красоту уже меняет настроение; беспредельное делает и мысли возвышенными. Люди определённо делятся на два вида. Одни умеют радоваться небесному зодчеству, а для других оно молчит, или, вернее, сердца их безмолвствуют. Но дети умеют радоваться облакам и возвышают своё воображение. А ведь воображение наше — лишь следствие наблюдательности. И каждому от первых его дней уже предлагается несказуемая по красоте своей небесная книга. Была и картина “Книга голубиная” [35, с. 259].
• Такая же духовная напряжённость присуща и картинам “Веления неба” и “Знамение”... На высоком холме, в огромном пустынном пространстве, стоит наедине с небом человек. Он вопрошает небо о чём-то, и небо отвечает ему знамением. Возможно, он символизирует собою человечество — не случайно эта одинокая фигура трактована монументально: обобщена, с выразительным силуэтом, выделяется светлым пятном на фоне небес и воспринимается с низшей точки зрения. Древние люди, по мысли художника, жили в единстве с Космосом. Это гармоническое начало утрачено в современном мире, но оно, по убеждению художника, необходимо человечеству. Неразрывную связь жизни человека и космических сил Рерих показал в целом ряде картин [40, с. 40].
_______________________________________________
15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.
27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.
35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с.
40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
|
Веления неба
"Придумал еще картину каменного века - «Молитва» - толпа людей внизу, но дело не в них, а в облаках, которые столбами поднимаются кверху. Тон - золотисто-желтый."
Е.И.Полякова. Николай Рерих. Ступени грядущего |