Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=712&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
Сантана (1944 г.) Путешествуя по Востоку, Н.К.Рерих глубоко изучал его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с древними буддийскими учениями. Одно из них послужило сюжетом к картине "Сантана". Буддистские учения считают, что реальный мир иллюзорен, а жизнь с её страстями, заботами, заблуждениями не имеет ни начала, ни конца. И называется этот бесконечный поток жизни Сантаной. На Востоке считают, что мудрым окажется тот, кто вырвется из этого потока, став только его созерцателем, молчаливо смотрящим, Безмолвным Рекордером. "Вечная река жизни. Мимо несутся её потоки, уходя в прошлое, но дух человека остаётся созерцать её новые струи, тоже мимо несущиеся. Безмолвный Рекордер, подобно плёнке фотоаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь - это одно. Безмолвно Смотрящий - нечто совершенно другое. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Страдает, переживает, беспокоится - это астрал, но не Безмолвный Смотритель. Думает, мыслит - это ментал в действии, но не Свидетель. Двигается, говорит, ест - это действует физическое тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо отделить Его, вечного, от временности трех потоков в себе - физического, астрального и ментального. Надо уметь смотреть на всё, происходящее внутри и снаружи, как на временное и преходящее. Вот нечто было и прошло, и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного, и снова смотрю на новые струи потока, которые также пройдут, как и все прошлые струи. Когда сознание человека устремляется не в струи потока, а в сферу Смотрящего вечно, выходит он из потока и поднимается над ним, и утверждает он себя на Камне вечного основания жизни." (Г.А.Й.) На картине показан Учитель, который сидит на берегу реки жизни и наблюдает за движением, происходящим в ней. Наблюдать жизнь такой, какова она в действительности, можно, только выйдя из потока, как вышел Учитель. Он ждёт своего ученика, который должен тоже научиться выходить из потока, т.е. хранить равновесие во всех жизненных ситуациях, и переносить сознание в бессмертный свой дух. "Всё земное бытиё должно быть осмысленно от границ Высшего мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия? Конечно, можно. Легко представить целую жизнь как беспредельный поток полезности для других. Сантана не бессмысленное перекатывание камней, Она, как поток, питающий окружающие поля; как ручей, приносящий очагу чистоту, как дождь, подымающий зерно посева." (Н.Рерих. Листы дневника, Сантана, с.317) "В Буддизме принято сравнивать цепь жизней наших с непрерывным течением потока. Поэтому в Учении и говорится: пройти Сантану по сердцу, или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении." (Е.И.Рерих. Письма, 1т, от 19.10.34) "Когда ярко горит в духе понимание Основ Бытия, то и бездна жизни перестаёт казаться непроходимой. Когда горит в сердце сознание подвига, то и день грядущий кажется близким. Горизонт, обнимающий Мир во всём его построении, поймёт всю преходимость и кажущуюся Майю. Так пространство насыщено творчеством Огня и грядущим построением. Знание преходимости даёт чувство отрыва от Земли и устремляет дух к тем планам, где человек, истинно, пребывает в его огненной сущности. На пути к Миру Огненному явим устремление к пространственным энергиям, помогающим духу перейти бездну непонимания." (Мир Огненный, ч.3, 368) "Кроме сердца, храните ясное сознание. Нельзя видеть сквозь мутную воду. Каждое волнение будет совершенно одинаково, как в воде, так и в сознании. Найти нужно правильную меру между отзывчивостью и волнением. Условия земные не легки, чтобы избежать возбуждения, которое так пагубно для здоровья. Явление связи с Миром Высшим даёт чуткость и ясность, не замутненную тёмными струями." (Аум, 51) "При изучении истории верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже постигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна - каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей. Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущеие вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию, приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата." (Аум, 264) "Сантана - поток жизни - много преображает и предопределяет, но всё же остаётся место для свободной воли. Лучи светил определяют многое, но крепкая связь с Высшим Миром в этом обстоятельстве будет иметь большее значение. Можно понять, что учение о руководителях во всех верованиях имеет великое значение. Люди должны понять, что им даётся возможность пройти сечу и все теснины с помощью высших руководителей, но нужно не отринуть руку помощи. Нужно полюбить руководителя всем сердцем. Не земными мерами способствует руководитель, потому нужно чутко осознать такую нить огненную. По всей жизни можно видеть чудесную защиту, если открыты глаза. Так сама сантана не сильнее явления высших миров." (МО ч.3, 569) Урикова Н.В. |
||||||||||||
|
||||||||||||
«Колесо жизни. Или как индусы скажут: "Сантана" - "Поток жизни"». Н.К. Рерих «Молодому другу», 8 апреля 1940 г. «Поток жизни - Сантана - прихотлив и щедр. Поток распыляется в отвесном водопаде, чтобы потом опять собраться в русло». Н.К. Рерих, «Сантана», «ЛистыДневника», т.2
|