Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Сантана

Н.К.Рерих. Сантана.

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=713&size=3

  
Атрибуты картины

Название Сантана
Где находится Новосибирский государственный художественный музей. Россия
Материалы, размеры Xолст, темпера. 92 х 153 см.
Источник Научная картотека Новосибирского государственного художественного музея
Примечание № Ж-87, инв. № КП 578, 041020. Встречаются варианты названий: "Горная река. Сантана", "Горная река", "Снежный хребет. Сантана". Исходя из авторских списков, возможная дата написания - 1935-6, 1937

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

Духовный настрой Николая Рериха в его гималайском периоде, как можно полагать, прекрасно выражен в одной из его самых любимых картин, в царственном и величественном полотне «Сантана» («Река жизни», в 1944 году написан еще один вариант этой темы). Под горным утесом, покрытым синеватым ледником, перед пещерой, в глубокой медитации сидит седой отшельник. Слева, из-под сияющей снежной толщи вытекает изумрудно-серебристая река.

Розово-фиолетовое небо и покой вершин надо всем, спокойствие на торжественном и одухотворенном лице йога. Созерцает ли он в бушующей реке стремительный поток причин и следствий жизни, словно находясь «по ту сторону добра и зла»? Или этот поток означает непрестанное, неудержимое устремление сердца, источником которого является мудрость снежных Гималаев? Кто знает? Каждая линия, каждый оттенок цвета выражает какую-то тайную мысль.

Е. П. МАТОЧКИН Николай РЕРИХ. Завещано Сибири / Новосибирск: Издательский Центр РОССАЗИЯ Сибирского Рериховского Общества, 2008. - 76 стр.

Переданные Новосибирску 60 произведений были созданы Рерихом в зените мастерства, в последние 12 лет его жизни в Индии. Как признавал сам художник, в них «повсюду сочетались две темы — Русь и Гималаи» (Н.К.Рерих Листы дневника. Т. 2. М.: МЦР, 1995. С. 472). Наиболее яркое воплощение эти темы получили в картинах «Сантана» (1937) и «Бэда-проповедник» (1945) — подлинных шедеврах новосибирской коллекции.

Первая из них, пронизанная восточным миросозерцанием, отражает присущее художнику философское понимание жизни и смысла человеческого существования. Живописный образ зиждется на гармонии природно-космического и человеческого бытия. Как в скованной ледяным покровом горной вершине возникает исток реки, так в душе застывшего в глубоком сосредоточении старца рождается дума о мире. И как вода есть результат таяния тысячелетних наслоений льда, так и действенная мысль есть итог много-вековых накоплений души. Подобно тому как стекающий с гор поток питает жаждущих, так насыщает страждущих благой посыл мудреца. Его духовный свет, излучаемый из тьмы пещеры, сродни сияющим белоснежным вершинам.

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«Колесо жизни. Или как индусы скажут: "Сантана" - "Поток жизни"».

Н.К. Рерих «Молодому другу», 8 апреля 1940 г.

«Поток жизни - Сантана - прихотлив и щедр. Поток распыляется в отвесном водопаде, чтобы потом опять собраться в русло».

Н.К. Рерих, «Сантана», «ЛистыДневника», т.2

А. БОДРОВА СИМВОЛ МУДРОСТИ Журнал Восход № 6 (170), Июнь, 2008

В Новосибирском художественном музее вот уже около полувека находится бесценное сокровище — шестьдесят полотен Николая Константиновича Рериха, переданных в дар Сибири его старшим сыном Юрием Николаевичем. Все эти работы созданы художником в поздний период творчества, большинство из них посвящено Гималаям, которые он так любил и среди которых провёл многие годы жизни.

Среди картин новосибирской коллекции есть одна, надолго приковывающая к себе внимание. Это величественная «Сантана». Светящуюся белизну снежной горной вершины оттеняют густые синие тона нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её быстрые струи омывают подножие скалы с пещерой, возле которой сидит погружённый в размышление старец. Фигура отшельника излучает гармонию и мир, такая же гармония разлита во всей окружающей его природе. Подобную картину Рерих мог наблюдать в Гималаях, и в то же время это полотно глубоко символично.

«Сантана» в переводе с санскрита означает «поток», и, как писала Е.И.Рерих, в буддизме принято сравнивать цепь человеческих жизней с непрерывным течением, не имеющим ни начала, ни конца. «Жизнь символизируется рекою или стремительным потоком... — говорится в Учении Живой Этики. — Движение предуказано жизнью. Движение всего и во всём — основа сущего» (Аум. 494). Так, горная река на картине Рериха есть образ самого бытия, — утверждает Павел Фёдорович Беликов. «Каждая капля — человеческая жизнь», но лишь тот, кто постигнет принцип бесконечного стремления к совершенствованию, «будет вносить свою лепту в беспредельность бытия», — пишет он.

Наталия Дмитриевна Спирина, прекрасно знавшая новосибирское собрание картин Н.К.Рериха, так поясняет содержание «Сантаны»: «Старец сидит на берегу Реки Жизни. Он уже выше, он поднялся над потоком вечно текущей и вечно меняющейся жизни. Он сидит и созерцает её с недосягаемой высоты. Его этот поток снести вниз не может. Это символ мудрости, уже поднявшейся над потоком жизни». «Он уже на берегу. Он переплыл этот океан рождений и смертей и находится на другом уровне». И действительно, от фигуры старца веет такой нерушимостью и спокойствием, что мы понимаем: его сознание достигло самых высоких, огненных сфер. Тёплая цветовая гамма, в которой художник рисует образ подвижника и окружающее его пространство, каменные складки над его пещерой, напоминающие взметнувшееся ввысь пламя, — всё это словно говорит о том, что стихия огня близка его духу.

Записи Бориса Николаевича Абрамова помогают ещё глубже понять духовную суть картины Н.К.Рериха. «При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменятся другими. Поток жизни и подробности её, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. (...) То, что пройдёт и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом — свобода от власти внешних условий над духом. (...) Непрочно и неустойчиво всё, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течёт, меняется окружение человека» (Грани Агни Йоги. Т. 4. 382).

Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,

Бурлит и пенится шумливою рекой,

А ты возносишься над ней единым вздохом

В безмолвный голубой космический покой

В Пространстве обретая мир такой,

Что ни судьба, ни горе, ни могила

Жемчужины Небес

лишить тебя не в силах.

(Н.Д.Спирина. Капли)

Источник http://voshod.sibro.ru/

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

При яром осознании явления Пути меняется отношение к жизни и всему, что случается в ней. Отмечая дорожные впечатления, не останавливаемся на них слишком и не привязываем сознание ни к одному, ибо знаем, что назавтра заменяется другими. Поток жизни и подробности ее, текущей перед Смотрящим на него, не могут остановиться. Вечная смена и замена одного впечатления другим сопровождает это наблюдение. И когда Смотрящий уже более не отождествляет себя с потоком, отделяя его от себя, возможным становится утверждение внутри того равновесия, перед силой которого не может ничто устоять. Спокойствие восприятия внешних явлений обуславливается именно их преходимостью и текучестью. То, что пройдет и постоянно проходит, не может уже более овладевать так сознанием, как это было обычно. В этом - свобода от власти внешних условий над духом. Настойчиво и упорно внедряются в сознание мысли, что временно все, и только лишь опыт и знание, извлекаемые из жизни, остаются достоянием человека. Трудно представить себе, что все окружающее только лишь сон, но если вспомнить всю прошедшую жизнь и все, что прошло перед сознанием и кануло в Лету, не сном ли покажется пребывание духа в физическом теле. Именно преходящность плотных условий является как бы противопоставлением их материальности и незыблемости. Непрочно и неустойчиво все, только Лестница Иерархии непоколебима и может опорой служить в этом мире, где течет, меняется окружение человека.

Грани Агни Йоги, т.4. 382

Сантана означает поток. В буддизме принято цепь жизней наших сравнивать в их неразрывном течении с потоком.

Е.И.Рерих. Огонь Неопаляющий. Почтовый ящик

Н. КОЧЕРГИНА Завещано Сибири Журнал Восход: № 11-12 (187-188), Ноябрь-декабрь, 2009

«Жизнь дана как поле битвы»13, — сказано в Учении Живой Этики. «...Волны встречайте умело, мимо себя пропустив. (...) Смотрите... как мутные волны уносят в забвенье всё то, что таким дорогим сердцу казалось и таким неотъемлемо прочным. Но даже и это пройдёт. ...И остаётся один человек, ничего не имея и ничего не считая своим. Один... Это и будет началом истинного понимания жизни...»14

Преодоление всех препятствий жизни возможно лишь в овладении своим внутренним миром — миром своих мыслей и чувств.

Такую великую победу над собой художник показал в картине «Сантана» (1937) — одном из самых значительных произведений новосибирского собрания.

Светящаяся белизна горной вершины оттеняется густыми синими красками нижних склонов; из-под них вытекают изумрудные воды горной реки. Её струи омывают подножие скалы с пещерой, у которой сидит погружённый в размышление старец. «Сантана» в переводе с санскрита означает «поток», то есть движение. Старец, сидящий на берегу Реки Жизни, уже не может быть увлечён её течением, он вышел из потока и созерцает его с недосягаемой высоты. Он понял смысл Бытия.

Образ Подвижника излучает мир и гармонию. Каменные складки над его пещерой, напоминающие взметнувшиеся языки пламени, символизируют огонь сердца, пылающего мыслями о благе человечества.

«...Духа внутри ничто сокрушить не может. Ибо Солнце прейдёт, и Луна прейдёт, и Земля прейдёт, но дух пребудет вовеки. (...) Волны житейские... не в силах сокрушить скалы духа, ибо они от плоти, дух же над ними и внеплотен»15.

Вокруг несётся жизнь стремительным потоком,

Бурлит и пенится шумливою рекой,

А ты возносишься над ней единым вздохом

В безмолвный голубой космический покой,

В Пространстве обретая мир такой,

Что ни судьба, ни горе, ни могила

Жемчужины Небес лишить тебя не в силах16.

13 Надземное. 736.

14 Грани Агни Йоги. 1957. 139.

15 Грани Агни Йоги. 1957. 41.

16 Спирина Н.Д. Полное собрание трудов. Т. 3. С. 58.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Сантана (1944 г.)

Путешествуя по Востоку, Н.К.Рерих глубоко изучал его историю и культуру. В Индии и Тибете он близко познакомился с древними буддийскими учениями. Одно из них послужило сюжетом к картине "Сантана". Буддистские учения считают, что реальный мир иллюзорен, а жизнь с её страстями, заботами, заблуждениями не имеет ни начала, ни конца. И называется этот бесконечный поток жизни Сантаной. На Востоке считают, что мудрым окажется тот, кто вырвется из этого потока, став только его созерцателем, молчаливо смотрящим, Безмолвным Рекордером.

"Вечная река жизни. Мимо несутся её потоки, уходя в прошлое, но дух человека остаётся созерцать её новые струи, тоже мимо несущиеся. Безмолвный Рекордер, подобно плёнке фотоаппарата, фиксирует в памяти ленту жизни, не становясь ею. Жизнь - это одно. Безмолвно Смотрящий - нечто совершенно другое. Надо себя, Смотрящего в себе на поток, отделить от потока и с ним не сливаться. Страдает, переживает, беспокоится - это астрал, но не Безмолвный Смотритель. Думает, мыслит - это ментал в действии, но не Свидетель. Двигается, говорит, ест - это действует физическое тело, но не Он, пребывающий в теле на время. Надо отделить Его, вечного, от временности трех потоков в себе - физического, астрального и ментального. Надо уметь смотреть на всё, происходящее внутри и снаружи, как на временное и преходящее. Вот нечто было и прошло, и кануло в Лету. Я же стою на берегу вечного, и снова смотрю на новые струи потока, которые также пройдут, как и все прошлые струи. Когда сознание человека устремляется не в струи потока, а в сферу Смотрящего вечно, выходит он из потока и поднимается над ним, и утверждает он себя на Камне вечного основания жизни." (Г.А.Й.)

На картине показан Учитель, который сидит на берегу реки жизни и наблюдает за движением, происходящим в ней. Наблюдать жизнь такой, какова она в действительности, можно, только выйдя из потока, как вышел Учитель. Он ждёт своего ученика, который должен тоже научиться выходить из потока, т.е. хранить равновесие во всех жизненных ситуациях, и переносить сознание в бессмертный свой дух. "Всё земное бытиё должно быть осмысленно от границ Высшего мира. Можно ли в земной жизни совершать лишь полезные действия? Конечно, можно. Легко представить целую жизнь как беспредельный поток полезности для других. Сантана не бессмысленное перекатывание камней, Она, как поток, питающий окружающие поля; как ручей, приносящий очагу чистоту, как дождь, подымающий зерно посева." (Н.Рерих. Листы дневника, Сантана, с.317)

"В Буддизме принято сравнивать цепь жизней наших с непрерывным течением потока. Поэтому в Учении и говорится: пройти Сантану по сердцу, или пройти все жизни в неустанном сердечном устремлении." (Е.И.Рерих. Письма, 1т, от 19.10.34)

"Когда ярко горит в духе понимание Основ Бытия, то и бездна жизни перестаёт казаться непроходимой. Когда горит в сердце сознание подвига, то и день грядущий кажется близким. Горизонт, обнимающий Мир во всём его построении, поймёт всю преходимость и кажущуюся Майю. Так пространство насыщено творчеством Огня и грядущим построением. Знание преходимости даёт чувство отрыва от Земли и устремляет дух к тем планам, где человек, истинно, пребывает в его огненной сущности. На пути к Миру Огненному явим устремление к пространственным энергиям, помогающим духу перейти бездну непонимания." (Мир Огненный, ч.3, 368)

"Кроме сердца, храните ясное сознание. Нельзя видеть сквозь мутную воду. Каждое волнение будет совершенно одинаково, как в воде, так и в сознании. Найти нужно правильную меру между отзывчивостью и волнением. Условия земные не легки, чтобы избежать возбуждения, которое так пагубно для здоровья. Явление связи с Миром Высшим даёт чуткость и ясность, не замутненную тёмными струями." (Аум, 51)

"При изучении истории верований можно заметить, как неоднократно человечество уже охватывало тонкие понимания, но затем старалось забыть и отвергнуть уже постигнутое. Можно видеть, как издревле люди постигали закон перевоплощения для того, чтобы в судорожном гневе снова отвергнуть его. Причина жреческого отрицания понятна - каста защищала свои прерогативы, а закон Бытия мог уравнять права людей. Так происходило в разные века, но волны познания и невежества везде одинаковы. Они создают возмущеие вод, так нужное для продвижения сознания. Потому каждый стремящийся к познанию, приобретает спокойствие духа среди волнений и бурь. Не будем оставаться в невежестве, когда знание стучится во все врата." (Аум, 264)

"Сантана - поток жизни - много преображает и предопределяет, но всё же остаётся место для свободной воли. Лучи светил определяют многое, но крепкая связь с Высшим Миром в этом обстоятельстве будет иметь большее значение. Можно понять, что учение о руководителях во всех верованиях имеет великое значение. Люди должны понять, что им даётся возможность пройти сечу и все теснины с помощью высших руководителей, но нужно не отринуть руку помощи. Нужно полюбить руководителя всем сердцем. Не земными мерами способствует руководитель, потому нужно чутко осознать такую нить огненную. По всей жизни можно видеть чудесную защиту, если открыты глаза. Так сама сантана не сильнее явления высших миров." (МО ч.3, 569)

Урикова Н.В.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика