Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Сараха - Благая Стрела
1925

Н.К.Рерих. Сараха - Благая Стрела. 1925

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=715&size=3

              
Атрибуты картины

Название Сараха - Благая Стрела
Год 1925
Серия Знамена Востока (в 1924 г. наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.)
Где находится Собрания Боллингов. США.
Материалы, размеры Холст, темпера. 73.5 x 117 см.
Источник Сайт Международного Центра-Музея им.Н.К.Рериха http://www.icr.su/rus/
Примечание В каталогах утвердилось наименование "Саракха - благая стрела", вероятно, использующее редкий вариант имени великого буддиста. Название дано по книге Н.К. Рериха "Алтай-Гималаи". См. эскиз к картине

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.с.23,63 (примеч.с.304-305,320)

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные.

Е.П. МАТОЧКИН. «Знамена Востока» Н.К. Рериха. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

Сараха {санскр. «Лучник») – один из 84 махасиддхов – великих святых, достигших совершенства путем йогической практики. Точное время его жизни неизвестно. Предполагают, что он проповедовал приблизительно в I веке до н.э. или даже раньше, передавая буддийское учение от Великих Риши. В «Синей Летописи» говорится, что махабрахман Сараха появился в мире через 300 лет после нирваны Будды 152. Считается, что Сараха был учителем Нагарджуны в Наланде, крупнейшем университете того времени.

Сараха, сын дакини, родился в городе Роли на востоке Индии. И хотя он был брахманом, но изучил Дхарму Будды и уверовал в тантрийское учение. Он мог ходить по воде, изменять вес своего тела, его не обжигало кипящее масло и расплавленная медь. Однажды он пребывал в медитации непрерывно 12 лет. Благодаря своим чудесным способностям Сараха выиграл спор с брахманами, и те отреклись от своей веры и стали буддистами 153. Сараха был первым, кто ввел учение махамудры (Великая Печать), венчающего все созерцательные и религиозные практики 154.

В карандашном эскизе с намеченными светотональными отношениями Рерих выделяет фигуру Сарахи на фоне белых снегов. Уходящие к небу уступы горного массива придают внутреннее движение образу, как бы приобщая его к высшим сферам. Наверх устремляют взгляд и стволы деревьев с чередой вздымающихся сучков. Сараха, сидящий в позе медитации со стрелой – символом Благой вести, выступает связующим звеном между землей и миром Высшей мудрости. На эту связь указывает и подчеркнуто яркое оперение стрелы (возможно, послание), такое же белое, как заснеженные склоны. На картине Рерих смягчил несколько схематичное построение эскиза, усилил и оживил эффект «дыхания» гор.

Согласно классической тибетской иконографии Сараха изображается стариком, почти обнаженным или слегка прикрытым тканью 155. У Рериха же Сараха довольно молодой человек с широкими скулами, одетый в красный халат и коническую шапку – всё типично монгольское. Рериховский персонаж без нимба далек от условного канона танок, его облик живой, современный. Художник смело протягивает нить от древности до настоящего времени. Герой наших дней – монгольский лама принял Благую весть от Великих Риши и святого Сарахи.

Рерих был свидетелем обновления Монголии, восхищался подъемом народного духа и писал: «На стоянках среди юрт и стад, по холмам Гоби разносится песнь наших монголов.

Поют песнь Шамбалы, недавно сложенную монгольским героем Сухэ-Батором: «Мы идем в священную войну Шамбалы. Пусть мы перевоплотимся в священной стране...» Так бодро и звонко посылают монголы в пространство свои чаяния... Через все молчаливые пространства Азии несется голос о будущем» 156.

152.Гой-лоцава Шоннупэл. СиняяЛетопись. С. 250.

153.Абхаядатга. Жития 84-х махасиддхов // Гаруда. 1998. № 1. С. 21-22.

154.Гой-лопава Шоннупэл. Синяя Летопись. С. 438-439.

155.Джанжа Ролби Дордже. Древо Собрания Трёхсот Изображений. Спб.: Алга-Фонд, 1997. С. 27. Рис. 11.

156.Pepиx H. Алтай – Гималаи. С. 294.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного.

В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].

По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ...

36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283.

37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167.

38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38

39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586.

Н.В. ЖУКОВА Благая Стрела

На зов любви идёт Ответ,
Несущий Разуменья свет;
Твоей благой Стрелы полёт
Всепонимание даёт;
И Луч, в ответ на сердца стук,
Из праха поднимает дух .

Наталия Спирина

Тот, кто не испил с готовностью
амброзии указаний своего Учителя,
умирает от жажды в пустыне
бесконечных трактатов.
…Будь как дитя. Будь предан учению
своего Учителя, и Первородное
станет проявленным .

Из духовных песен Саракхи

Сказка ли Риши? Герой духа не сказка…

Н.К.Рерих

«Саракха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках» , — так писал Николай Константинович Рерих об одной из картин грандиозной серии «Знамёна Востока» (1924—1925), созданной в высокогорном княжестве Сикким, в Дарджилинге, перед ликом Священных Гималаев.
«Эта серия картин посвящена благим «Риши» — Великим Учителям человечества, Святым и Подвижникам, Мудрецам и Героям разных народов…
«Вспомним все сказания всех веков и народов о святых людях, — писал Н.К.Рерих. — Сказывающий даже и не знает, о ком говорит он, о христианах, о буддистах, о мусульманах, о конфуцианцах… Он знает лишь о благости, о подвигах святых людей. (…) Святые становятся общечеловечны, принадлежат всему миру, как ступени истинной эволюции человечества» .
На нескольких картинах этой серии — Основатели и реформаторы Буддизма, почитаемые буддийские святые — Будда, Нагарджуна, Падма Самбхава, Миларепа, Цзонкхапа… Николай Константинович собирал предания об их жизни и подвигах, изучал их философские труды. «Мы вспоминаем замечательные труды, полные жизненной мудрости, Асвагоши и Нагарджуны, гимны отшельника Миларепы и канон Атиши, и великого амдосийца Цзонкапы»*, — писал он .

***
«Саракха», в переводе с санскрита, означает «Лучник».
«Великий Брахман» Саракха — один из величайших йогинов Индии, он является буддийским Махасиддхи, то есть Великим Мудрецом — Риши. Он был Учителем великого Нагарджуны, которого Буддийский Мир почитает, как Второго Будду .
На картине Николая Рериха Великий индийский Учитель, Мудрец и Поэт Саракха изображён в предгорьях Гималаев, среди могучих Гималайских кедров — деодаров, на фоне горных снегов. Он сидит в позе размышления в красном монашеском одеянии и головном уборе пандита — учёного брахмана, В руках он держит стрелу.
Стрела — символ Мысли, символ духовной Помощи… Не случайно Рерих называет мудрого Саракху «не медлящим в благих посылках». «В восточных учениях господствует убеждение, что наша мысль — энергия, реальная сила, что доброй мыслью можно помочь другому человеку, независимо от его физического присутствия, если только мысль направлена с сердечным огнём и любовью» .

Если ты хочешь помочь —
Слов не затрачивай зря,
Ровным лучом обернись
В тёмную ночь;
Всеми огнями зажгись,
Сердцем как солнце горя —
Если ты хочешь помочь!

«…Маяками, громоотводами, твердынями Блага стояли Риши (…), — писал Николай Константинович. — Молился ли Риши на вершинах… или в пещере… он посылал моление о всех неведомых, незнаемых, труждающихся, болеющих, трудно ходящих!
…Он всегда стоял столпом светоносным для всех, без осуждения, без утушения огня» .
Мало известно о жизни Саракхи, многое, по традиции, покрыто тайной, а исторические факты переплетаются с мифами…
Время рождения и продолжительность его жизни не установлены, место рождения точно неизвестно.
Считается, что Саракха родился в городе Роли на востоке Индии, по другим сведениям, в царстве Видарбха. «Предполагают, что он проповедовал приблизительно
в I веке до нашей эры или даже раньше, передавая Буддийское Учение от Великих Риши. В «Синей Летописи» говорится, что Махабрахман Саракха появился в мире через 300 лет после нирваны Будды» .
Считается, что Саракха был сыном дакини — мудрой богини, владевшей тайным знанием. Его отец был учёным брахманом при дворе царя Махапалы, который хотел отдать свою единственную дочь замуж за Саракху. Но Саракха отказался. Получив классическое брахманское образование, он обратился к учению Будды и стал саньясином — буддийским монахом.
В юности Саракха изучал буддийское Учение Хинаяны (Малой Колесницы), но затем встретил четырёх брахманских дев, которые убедили его отведать четыре чаши вина, после чего он пережил четыре особых состояния Высшей радости. В действительности, в образе дев были дакини, и они дали Саракхе Посвящение в тайное знание.
Потом он стал учеником буддиста Шри Кирти в буддийском университете Наланда. Первое, что велел Шри Кирти Саракхе: «Оставить все Веды, всё своё прошлое знание…»


Буддийский университет Наланда. Индия

***
Значение Учителя на Востоке огромно. Согласно буддийской традиции, ученик получает истинное Знание не из книг, а непосредственно от Учителя.
Приведём высказывание современного буддиста о роли духовного Учителя.
«Духовный учитель обладает особыми человеческими качествами, которые ученики хотят обрести. Он является духовным другом, дающим поучения и наставления… Учитель не обязан быть монахом — главное, чтобы он был образцом для подражания во всём. Хорошо, если он подаёт хороший пример и в других областях жизни… например, много работает, защищает права людей, открыто выражает свои политические взгляды, помогает бедным или заботится о больных.
Во все времена встречаются люди, которые выдают себя за духовных учителей, не являясь таковыми на самом деле. Вот почему необходимо выработать критическое отношение ко всем, кто претендует на авторитет или «власть над умами людей».
Учителей необходимо проверять. Настоящий буддийский учитель должен без устали работать на благо всех и не подрывать доверие своих учеников. В первую очередь, учитель должен обладать сочувствием, любить людей, владеть собой и быть счастливым. Он должен жить и действовать в соответствии с теми принципами, которым учит сам. Это означает, что он реализовал буддийскую мудрость. Подлинный учитель терпелив и никогда не сердится на своих учеников, а также честен: он не скрывает от себя свои ошибки» .
Учение Живой Этики, являясь синтезом всех религий, учений и йог, придерживается восточного представления о первостепенной роли учителя для духовного продвижения ученика. «Когда ученик готов, является Учитель» , — писала Елена Ивановна Рерих.

С.Н.Рерих. Священные слова (Слова Учителя). 1944

Ученица Бориса Николаевича Абрамова (1897—1972) — ближайшего ученика Н.К.Рериха — Наталия Дмитриевна Спирина (1911—2004), изучавшая Учение Живой Этики более 60-ти лет, так писала об основном Законе духовной преемственности:

                    Каждый учитель — ученик.
Учитель тот, кто сам растёт
И в росте том преуспевает;
Пример зовущий подаёт,
Движению преград не ставит.
И устремляясь сам вперёд,
С собой учеников влечёт .

***
В университете Наланда Саракха некоторое время придерживался монастырской дисциплины, но втайне следовал практике йогина, которая формально не укладывалась в устав Буддийской общины. Саракха обладал чудесными способностями, он мог ходить по воде, изменять вес своего тела, его не обжигало кипящее масло и расплавленная медь. Благодаря этому Саракха выиграл спор с брахманами, и те отреклись от своей веры и стали буддистами .
Шли годы. Саракха стал великим йогом. Однажды во время молитвы ему было видение о том, что Шри Кирти только направил его на Путь, но вскоре он встретит на базаре женщину, которая станет его настоящим учителем.


Саракха. Бронза. XIX в.

Саракха сказал своему учителю Шри Кирти: «Ты очистил меня, и теперь я готов выполнить вторую половину работы». Шри Кирти благословил своего ученика, и Саракха ушёл.
Почти ничего не известно об учителе-женщине, которая стала женой Саракхи. Известно лишь то, что она изготавливала стрелы, была из низкой касты, и Саракха встретил её на базаре. В писаниях нет её имени, имён её учителей и традиции, к которой она принадлежала.
По преданию, Саракха увидел на базаре женщину, которая делала стрелу. Для Саракхи, учёного брахмана из высшей касты, входящего в свиту царя, подойти к женщине-лучнице было далеко не просто. Но, как сказано, обученный должен идти к живому.
Молодая женщина, очень живая и сияющая, вырезала стрелу, полностью погружённая в это занятие. Саракха сразу почувствовал нечто необычное — её полнейшую концентрацию на деле, которым она занималась. Он внимательно наблюдал за ней. Стрела была готова. Женщина закрыла один глаз, направляя стрелу в невидимую цель... В тот момент что-то произошло. В тот момент духовная значимость того, что она делала, стала ясна Саракхе.
Он видел, что она не смотрит ни налево, ни направо. Он так много слышал об этом, читал об этом, говорил с другими, размышлял об этом сам… Сейчас он первый раз увидел и почувствовал этот момент в действии. Женщина была так полностью захвачена, так сосредоточена на действии. И это в буддизме означало — быть свободным от всякого действия.
Красота и свет, исходившие от женщины, были результатом её полного погружения в процесс дела. Первый раз Саракха по-настоящему понял, что значит сосредоточение. И это вовсе не то, что вы садитесь в определённое время и повторяете молитву. Это просто в жизни делать обычные вещи, но при этом быть полностью углублённым в процесс действия. При этом в каждом деле выявляется вся его глубина. И сейчас Саракха почувствовал это сам.
Эта женщина-лучница научила его искусству изготовления стрел. Она, оставаясь в тени, дала ему наставление в Учении, и Саракха стал изучать Буддийскую мудрость под её руководством.
Одни традиции говорят, что жене Саракхи было пятнадцать лет, когда они встретились. Другие указывают на то, что она была значительно старше своего мужа, и формально они не заключали брак, что послужило поводом для гнева жителей города, в котором жили супруги. Но Саракха вышел к разгневанным горожанам и пропел свою знаменитую «Царскую песнь», и их гнев утих .
По преданию, однажды Саракха попросил жену приготовить ему что-нибудь из редиса. Жена полила редис сметаной и подала ему, но он пребывал в размышлении, и она не стала его беспокоить. Саракха пробыл в таком сосредоточении двенадцать лет. Наконец, очнувшись, он спросил:
— А где же редиска?
Жена сказала:
— Как я могла сохранить её? Сейчас весна, овощи ещё не выросли.
Саракха, помолчав, сказал:
— Я отправляюсь в горы.
— Одинокое тело не даёт уединения, — ответила жена Саракхи, — лучшее уединение — в уме, когда он свободен от идей… Ты медитировал двенадцать лет, но мысль о редиске оставалась в тебе. Что хорошего ты найдёшь в своих горах?
— Это правда, — подумал Саракха.
С этого времени он старался освободиться от привычных мыслей, устремив сознание к Свету…
Учителя и ученика связывают неразрывные духовные узы. В лице лучницы Саракха встретил свою вторую половину души. У них была величайшая любовь, которая редко случается на Земле. Она обучила его Мудрости. Вначале Саракха оставил все свои книги, всё своё знание. Теперь он оставил даже медитацию. Теперь его медитацией стало пение, теперь его медитацией стал танец. Величайшая радость стала всей его жизнью…
Саракха и лучница стали жить там, где сжигали тела мёртвых. Жить там, где бывает только смерть, и радоваться! Если можно радоваться в таком месте, тогда — это истинная радость.
В конце концов, в результате духовной практики, он получил Высшую Мудрость…
Великий Брахман Саракха стоит первым в списке восьмидесяти четырех индийских Махасиддхов — Великих Мудрецов. Он был основателем Учения Махамудры (Великой Печати), венчающего все созерцательные и религиозные практики буддизма . Он прославился своими йогическими совершенствами и властью над стихиями, а также чрезвычайно независимым образом жизни.


Учитель Саракха. Танка. XX в.

Саракха считается автором многих буддийских трудов, ряда ритуальных руководств, письменных и устных наставлений (упадеша), трактатов по буддийской философии Мадхьямика. Его письменное наследие, сохранившееся в тибетском Ганджуре**, включает знаменитые циклы духовных песен Махамудры .

Путь освобождения заключается в овладении мыслью. Никакие внешние действия и ритуалы не приведут к нему, учил мудрый Саракха. Об этом его духовные песни.

Какая польза в аскетизме?
Какая польза в паломничестве?
Достигается ли освобождение купанием в воде?
Покинь такие ложные привязанности и отвергни
такие иллюзии!
Кроме знания Этого, нет ничего больше…

Именно Это читают и об Этом медитируют,
Именно Это обсуждают трактаты и старые легенды.
Нет такой школы мысли, которая не имеет Это своей целью,
Но её видят лишь у ног своего учителя.

Если слово учителя лишь входит в сердце,
Оно кажется сокровищем на ладони руки.
Мир порабощён ложью, говорит Саракха,
И глупец не постигает своей истинной природы.

Посредством той же самой сущности, благодаря
которой ты рождён, и живёшь, и умираешь,
Посредством этого ты достигаешь высшего блаженства.
Но несмотря на то, что Саракха говорит эти глубокие
и таинственные слова,
Этот глупый мир, видимо, не понимает.

Мысль скованная приносит оковы,
А освобождённая приносит освобождение…
Не концентрируйся на себе, сдерживая своё дыхание.
Фи, йогин, не косись на кончик своего носа.

О глупец, держись крепко Первородного,
И покинь цепляющиеся оковы существования.
До тех пор, пока ты не узнаешь Высшего в себе,
Как ты достигнешь этой несравненной формы?(…)

Не стоит думать о молекулах или атомах;
Лишь это высшее блаженство изливается
непрестанно как существование.
Ошибка, подобная этой — безумие, говорит Саракха.
Знай лишь чистое и совершенное состояние!


Гора Шри Парвата. Индия

Многие тибетские традиции называют его в числе своих индийских отцов-основателей. Не только рождение, но и «смерть» Великого Мудреца Саракхи не укладывается в привычные представления. Из писаний известно, что Саракха скончался
в Южной Индии на священной горе Шри Парвата.
Но среди лам Бурятии была известна история о том, что Саракха в 20-е годы XX столетия посетил один из бурятских монастырей. По преданию, Саракха не только сам знал практики достижения бессмертия, но и передал их своему ученику Нагарджуне .
Великий Учитель и Мудрец Саракха — основатель нового витка в развитии буддизма, поэтому, по традиции, его жизнь, обучение и передача духовного знания, покрыты тайной…
***
Возможно, нам покажутся сложными тонкости буддийской философии, изложенные Саракхой. Но любовь, преданность и почитание им своего духовного Учителя не могут не тронуть сердце. Ибо только в этом лежит тайна духовных достижений во все времена и у всех народов.
Учение Живой Этики утверждает: «В тонкости восприятия заключается понимание Учителя. В осознании, что Учитель насыщает дух ученика высшим пониманием, заключено всё продвижение ученика. Творчество духа может только устремиться, когда мысль возносится. И цепь между Учителем и учеником состоит из духовных устремлений. Истинно, кто же подымет дух ученика, если не его Учитель? Только Высшее может продвинуть низшее. Без этого понимания не продвинуться» .
«Благословенна Индия! Ибо ты одна сохранила понятие Учителя и ученика. Гуру может направить корабль духа ученика. (…) Гуру может возмутить дух поникший. Горе тому, кто дерзнул ложно признать кого Учителем своим и кто легкомысленно произносит слово Учитель, почитая себя! (…)
Можно спросить мальчика Индуса — хочет ли он иметь Гуру? И не нужно будет слов ответа, ибо глаза мальчика выразят желание, стремление и преданность. (…)
Устрашать не нужно, но необходимо сказать всем, прикоснувшимся к Йоге: ваша опора — Учитель, ваш щит — преданность Учителю, ваша гибель безразличие и двоемыслие. Кто одинаково улыбается друзьям и врагам Учителя, тот не достоин. Кто же не предаёт Учителя, хотя бы, умалчиванием, тот может войти на ступень порога» .

«Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество» , — писал Николай Константинович Рерих.
«Благословен народ, вожди которого следуют за мыслителями, мудрецами, провидцами. Благословен народ, получающий вдохновение от своих Риши. Риши преклоняются лишь перед Истиной, не перед обычаем, условностями или признанием толпы.
Риши суть великие повстанцы человечества. Они низвергают наши Культы удобства. Они великие несоглашатели истории. Не косность, но Истина их завет.
Нам нужны сейчас эти восставшие духом во всех областях жизни —
в религии, в государстве, в образовании, в общественной жизни» .

Признание духовных Учителей, почитание Их и следование Их Указам — явят возрождения духа народа, как России, так и всего человечества.

Наталия СПИРИНА

Где расстоянье, если путь един?
Где недоступность, если мысли слиты?
И цель одна сияет впереди;
И чаша сокровенная Амриты
Нам суждена, и сладок общий труд;
И Те, Кого мы ждём, — Они придут,
И не покинут, и не предадут .

2 июня 2014 г. Новосибирск


Примечания:
Опубликовано в другой редакции:
http://www.lomonosov.org/article/blagaya_strela_zhukova.htm
*Здесь мы придерживаемся написания имени — Цзонка́па.
**Ганджур — многотомный свод священных буддийских текстов (сутр), к которому прилагается свод комментариев — Данджур
Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 113.
Махасиддха Сараха: http://www.layayoga.ru/Saraha
Рерих Н.К. Риши. 1932 / Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 175.
Рерих Н.К. Пир-Панджал. 1925 / Рерих Н.К. Алтай—Гималаи. М., 1999. С. 99.
Рерих Н.К. Майтрейя / Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 192.
Рерих Н.К. Буддизм в Тибете / Рерих Н.К. Шамбала. М., 1994. С. 56.
Жукова Н. Победитель Змия / См. Портал «Адамант»: http://www.lomonosov.org/article/pobeditel_zmia_zhukova.htm
Рудзитис Р.Я. Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рудзитис Рихард. Минск, 2009. С. 170.
Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 77.
Рерих Н.К. Риши. 1932 / Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 175.
Гой-лопава Шоннупэл. Синяя Летопись / Цит. по: Маточкин Е.П. «Знамёна Востока» Н.К.Рериха / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004. С. 250.
Сараха: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Буддизм Алмазного Пути. Учителя: http://www.buddhism.ru/teachers/
Рерих Е.И. Письма. Т. 1. Рига, 1940. 21.07.1934.
Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 134.
Абхаядатга. Львы Будды: Жития 84-х Махасиддхов // Гаруда, 1998, № 1. С. 21—22.
Сараха: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Абхаядатга. Львы Будды: Житие 84-х Махасиддхов // Гаруда, 1998, № 1. С. 21—22.
Махасиддха Саракха: http://www.layayoga.ru/Saraha
Гой-лопава Шоннупэл. Синяя Летопись / Цит. по: Маточкин Е.П. «Знамёна Востока» Н.К.Рериха / Князева В.П., Кузнецова И.Н., Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества. Самара, 2004. С. 438—439.
Махасиддха Сараха: http://www.layayoga.ru/Saraha
Сокровищница песен Сарахи: http://www.kunpendelek.ru/library/buddhism/articles/saraha/
Сараха: http://ru.wikipedia.org/wiki/
Агни Йога, 665.
Там же, 205.
Рерих Н.К. Риши. 1932 / Рерих Н.К. Твердыня Пламенная. Рига, 1991. С. 174.
Там же. С. 176.
Спирина Н.Д. Капли: Сб. стихов. Новосибирск, 2010. С. 372.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика