Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Святогор
1942 или 1938

Н.К.Рерих. Святогор. 1942 или 1938

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=720&size=3

        
Атрибуты картины

Название Святогор
Год 1942 или 1938
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 122 х 91.5 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 9426 II, 43996 КП. См. в описании репродукцию 1939 года, отличающуюся в небольшом числе деталей, но, видимо, тождественную в большинстве, что означает(?) частичную переделку картины 1938 года в 1942(?) году.

И.Н.КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

"...Накануне и в годы Великой Отечественной войны Н.К. Рерих создает полотна ярко выраженной патриотической направленности, тематически объединенные в Богатырскую или Героическую серию. В них художник раскрывает лучшие черты русского национального характера: мужество, отвагу, доброту, самопожертвование. Былинные образы соседствуют в картинах с конкретными деятелями русской истории, реальные сюжеты – с символическими мотивами. В образах народных героев, богатырей и подвижников, концентрирующих духовные и физические силы нации, Н.К. Рерих видит мощь и опору как в мирных трудовых буднях, так и в грядущих битвах. В ярких, монументальных по звучанию полотнах находят отражение темы Подвига, Героя, Мужества и Созидания."...

"...Близок им богатырь-мудрец Святогор, спящий тысячелетиями и просыпающийся в лихую для Отечества годину. Среди заснеженных горных вершин, освещенных лучами заходящего солнца, возвышается на могучем коне суровый седобородый старец в полном воинском облачении – кольчуге и шлеме, устремив грозный взгляд вдаль. «В каких горах жил Святогор?»184 – задается вопросом Н.К. Рерих. В Святых горах – свидетельствует былина. Уж не в Гималаях ли, где живут святые люди? Тогда образ былинного богатыря приобретает особый смысл, превращаясь в символ могучего заступника из самой великой Шамбалы.

Выше облаков, вровень с горными вершинами, поднялся Святогор, олицетворяя собой грозную силу. Всем своим обликом он словно говорит: «Не замай!» Ему вторит и Н. Рерих, предостерегая потенциальных агрессоров: «Всякий, кто ополчится на народ русский, почувствует это на хребте своем. Не угроза, но сказала так тысячелетняя история народов. Отскакивали разные вредители и поработители, а народ русский, в своей целине необозримой, вырывал новые сокровища. Так положено. История хранит доказательства высшей справедливости, которая много раз уже грозно сказала: «Не замай!»185 ."...

184.Рерих Н.К. Русь – Индия // Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 269.

185.Рерих. Н.К. Не замай! // Рерих Н.К. Из литературного наследия. С. 197.

И. СЕРЕБРОВА Журнал Восход № 3 (143), Март, 2006 Фрагмент статьи «В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЕТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА»

"Русские богатыри, о которых сложено так много легенд, сказаний, былин и песен, совершали свои подвиги в труднейшие для Руси времена нашествий иноплеменных завоевателей: половцев, печенегов, татаро-монголов. Именно в этот период возникли знаменитые легенды о народных героях-богатырях. Весть о них распространялась из уст в уста, путешествующие певцы и сказители складывали о них песни. Со временем эти истории приукрашивались рассказчиками, обрастали новыми подробностями, но происходило это вовсе не из желания обмануть или что-то исказить, а исключительно от восхищения подвигами героев, от почитания и любви к ним. И тот, кто приукрашивал правдивые истории, сам верил в эти красивые подробности.

Шло время, и такие рассказы превращались в былины, легенды, сказания, в которых был заложен особый смысл — как воспитательного, так и «вдохновительного» характера, то есть вдохновляющего других людей на благородные поступки и подвиги, а также вселяющего веру в победу добра над злом, веру в то, что справедливость возможна не только на небе, но и на земле."

"Нередко бывало так, что в одной легенде совмещалось несколько историй, произошедших в разные эпохи, но сведённых воедино благодаря народному воображению. Так, рассказывая о богатырях времён татаро-монгольского нашествия, времён зарождения христианства на Руси, этим богатырям нередко приписывали огромный рост и невиданную силу, словно это были не просто богатыри, а великаны, каких свет не видывал. Насколько вероятным является существование великанов? Как указывает Е.П.Блаватская, великаны действительно обитали на нашей планете: «...Почти в каждой мифологии — которая, прежде всего, есть древняя история — великаны играют выдающуюся роль, — пишет она. — ...В Корнваллисе и в древней Бретани предания об этих великанах чрезвычайно обычны; говорят, что они жили даже до самых времён короля Артура. (...) Если мы обратимся к Новому Свету, то мы имеем здесь предания о расе великанов из Тариха на восточных склонах Анд и в Эквадоре, сражавшихся с Богами и людьми. (...) Славянские страны, особенно Россия, изобилуют легендами о Богатырях (мощных великанах) старины; и славянские народные былины, большинство которых послужило основою для национальных рассказов, древнейшие песни и наиболее архаические предания говорят о великанах, живших в старину. Итак, мы можем безопасно отбросить современную теорию, которая хотела бы сделать из Титанов простые символы, изображающие космические силы. Они были настоящими живыми людьми, будь то двадцати либо только двенадцати футов ростом. Даже герои Гомера, которые принадлежали к гораздо более недавнему периоду в истории рас, по-видимому, употребляли оружие и носили доспех, размерами и веса не под силу самым сильным людям настоящей эпохи». Е.П.Блаватская также пишет, что «среди памятников древности найдено немало гигантских сооружений», встречающихся почти на каждой широте, и «нет такой страны, в которой они отсутствовали бы». Названия некоторых гигантских доисторических памятников говорят сами за себя: в Германии их называют могилами великанов; в Сардинии — могилами гигантов; в Малабаре, в Индии, они называются могилами Даитьев (то есть гигантов).А.Н.Афанасьев пишет: «Если бы даже мы не имели никаких иных данных, кроме поэтического сказания о Святогоре, то одно это сказание служило бы неопровержимым доказательством, что и славяне, наравне с другими родственными народами, знали горных великанов». У Рериха есть несколько картин, посвящённых великанам. К этой тематике он возвращается практически на протяжении всего своего творческого пути — от начала века до 1940-х годов. В названиях большинства этих работ (созданных иногда в двух вариантах) присутствует само слово «великан»: это «Могила великана» (1908), «Великанша Кримгерд» (1914 и 1915), «Путь великанов» (1910 и 1914), «Конец великанов» (1917), «Страна великанов» (1918 и 1919), «Великан» (1940 и 1943)."

"«СВЯТОГОР» (1938). Образ этого древнерусского великана-богатыря связан с горами севера, а так-же с Алтаем, Белухой; само имя «Святогор» указывает на священный характер гор. И на картине Рериха заснеженные скалы напоминают вершины Белухи с южной стороны. Этот великан был так могуч, что народ предупреждал Илью Муромца: «Бейся, ратися со всяким богатырем... А только не выходи драться со Святогором богатырем: его и земля на себе через силу носит...» Но не послушался Илья. Пошёл он искать Святогора и нашёл гору, а на ней лежит огромный богатырь, сам как гора. Илья наносит ему удар. «Никак, я зацепился за сучок», — говорит богатырь... Оборотясь, он увидел Илью Муромца и сказал ему: «А, это ты, Илья Муромец! Ты силён между людьми, и будь между ними силён, а со мною нечего тебе мерять силы». "

Источник : http://voshod.sibro.ru/

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Куёт кузнец судьбу человеческую на Сиверных горах. Гроб Святогора на Сиверных горах. Сиверные горы — Сумырь, Субур, Сумбыр, Сибирь — Сумеру. Всё тот же центр от четырёх океанов. В Алтае, на правом берегу Катуни, есть гора, значение её приравнивается мировой горе Сумеру. Саин Галабын Судур — "Сказание о добром веке" [14, с.291].

14. Н.К.Рерих, Алтай — Гималаи, Рига, Виеда, 1992г., 336 с.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Святогор (1942 г.)

В 1928г. закончилась полная опасностей и напряженных трудов транс-гималайская экспедиция Рерихов. Семья художника поселяется в долине Кулу у подножия Гималаев. В этот период, наряду со знаменитой гималайской серией картин, Н.К.Рерих всё чаще обращается к русским сюжетам. В это время написаны "Святогор", "Богатыри просыпаются", "Настасья Микулична".

Святогор - загадочный персонаж русского эпоса. Очень могуч и силен этот богатырь. Не только нет такого человека, который с ним на бой бы вышел, сам Святогор не может совладать со своей силушкой, тяжело ему её носить в себе. Чувствует, как силушка по жилам его бьётся, переливается. Вырос Святогор выше лесу стоячего. Выпрямится, достанет до облака ходячего. Земля колеблется под его богатырскими шагами. Пойдет по берегу - моря из берегов выливаются. Только и держат еще на себе богатыря Святых Гор утёсы каменные; они одни как-никак выносят на себе его мощь богатырскую. В отличие от других богатырей Святогор всегда живет на Святых Горах и изредка ходит в Святую Русь. И в этом можно увидеть родство русского и индийского эпоса.

Н.К.Рерих писал: "Не удивительно, что в песнях и гаданиях цыган слышится много санскритских слов, ведь цыгане - выходцы из Индии. Гораздо удивительнее, что в песнях русских сектантов оказывались целые санскритские песнопения, хотя и в очень искаженном виде. Сказание об Иосифе - царевиче индийском. Беловодье. Множество санскритских корней в русском языке. Афанасий Тверитянин в Индии. Долгорукий при Акбаре. Если поискать да прислушаться непредубежденно, то многое значительное выступает из пыли и мглы. Нужно, неотложно нужно исследовать эти связи. Ведь не об этнографии, не о филологии думается, но о чем-то глубочайшем и многозначительном. В языке русском столько санскритских корней. Тянется сердце Индии к Руси необъятной. Притягивает великий магнит индийский сердца русские. Истинно, Алтай-Гималаи - два магнита, два равновесия, два устоя. Красота заложена в индо-русском магните. Сердце сердцу весть подаёт. В каких горах жил Святогор?" (Н.К.Рерих. Избранное)

И на картине трудно определить, на каких горах написан его образ, какие горы он охраняет. Святогор наделен русско-индийскими чертами: одежда богатыря русская, лицо восточное. Внизу подобие собаки, хвост колечком. И будто целый отряд выходит в помощь богатырю - так сказочно переплетаются на полотне облака и вершины гор. У Святогора русская борода - символ мудрости, а брови - совсем такие, как у самого художника. И если внимательно присмотреться, можно увидеть прямое сходство Святогора с портретом самого Мастера. Может быть, он изобразил самого себя, живущего на Святых Горах? Ведь это он изредка "ходит" в Россию и это его сердце тянется к магниту Индии.

Рерих. Ч. 1. Альбом. Статьи Всев.Н. Иванова и Э.Ф. Голлербаха. Рига: Izdevis Rericha Muzejs, 1939

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика