•На цветочных контрастах построен и “Святой остров” (1917), находящийся в Русском музее, один из лучших рериховских пейзажей. Художник написал его на Валааме, куда неоднократно приезжал в 1907 и 1917 годах. Валаам контрастен по своей природе. Это остров антитез. Буйные береговые ветры сменяются абсолютной тишиной в глубине острова, рядом растут северные сосны и южные каштаны. Сочетанием тёплых охристых тонов с холодным тревожным серо-синим цветом Н. Рерих подчёркивает валаамские контрасты, показывает борьбу света и тени, тепла и холода. Облако, похожее на стрелу, делает пейзаж ещё более динамичным и напряжённым. Тёмная лодка как бы повторяет движение облака. Но смиренные позы двух старцев, сидящих в ней, выражают спокойствие, чуждое изображённой природе. Фигурами людей Н. Рерих уравновешивает композицию картины. В борющуюся природу люди вносят тишину, гармонию, но в то же время они преклоняются перед её языческой мощью. Деревья и скалы сливаются в единый монолит, очертания камней напоминают лица гигантских исполинов. Художник возвеличивает природу, создаёт её общий символ и одухотворяет её [2, с.110].
•...Поездка на Валаам. “Святой остров” (кажется, он теперь в Русском музее). Россияне мало знают Ладогу! [2, с.105].
• В 1907 году Рерих впервые попал в Финляндию. Его глубоко взволновали дикие, нетронутые места сурового Севера. Студёные озёра и фиорды, огромные валуны и молчаливые сосны он запечатлел в превосходных этюдах “Вентила”, “Олафсборг”, “Пунка-Харью”, “Иматра”, “Карелия”, “Седая Финляндия”, “Сосны”, “Камни”, “Лавола” и других. В 1916 году Рерих вновь возвращается к северным мотивам. В работах этого времени (“Холмы”, “Карелия”, “Чёрный берег”, “Поля”. “Озеро” и другие), так же как и в этюдах 1907 года, скупой лаконичный рисунок, сдержанная цветовая гамма, монументальные обобщённые формы убедительно передают суровую красоту Севера [27, с.89].
2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с.
27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.