Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Святой остров. # 40
1917

Н.К.Рерих. Святой остров. # 40. 1917

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=725&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Святой остров. # 40
Год 1917
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера. 49 x 77 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Инв. № Ж-5503.
Изображен "Святой остров" (Пюхасаари) у северо-западного края острова Валаам
См. эскиз

А.П.СОБОЛЕВ . Памятные места Рерихов в северном приладожье. (СПб.:Коста, 2009. www.cintes.ru)

Святой остров

Остров Святой расположен в северной части архипелага Валаам. Это один из самых высоких островов архипелага. Предания связывают его с местом духовных подвигов Александра Свирского (1448–553), который жил на острове в небольшой пещере. Затем удалился на реку Свирь, где основал новый монастырь, названный позже Александро-Свирским. В 1759 г. около входа в пещеру установлен большой деревянный крест.

В 1930-х годах Н. К. Рерих вспоминал: «В 1917–1918-м —Карелия, Сердоболь, Валаам, со всеми его островами. Святой остров! Владыко Антоний» 27.

Об увиденном свидетельствуют его картины «Святой остров», «Святое озеро».

Картина «Святой остров» была написана в 1917 году. На ней крупным планом изображён остров и подплывающая к нему лодка с двумя святыми старцами. Возможно, что художник подразумевал под ними основателей Валаамского монастыря: Преподобных Сергия и Германа. Выбранный автором сюжет не случаен. В начале XX столетия петербургский исследователь Якубовский во время своей экспедиции в Приладожье записал финскую легенду об основании монастыря, в которой утверждалось, что пришедшие на Валаам монахи первоначально жили на соседнем острове, т. к. сам остров Валаам был занят местными жителями.

В 1991 году в отделе рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина московской исследовательницей Натальей Охотиной была обнаружена рукопись XVI века, в которой повествуется об изначальном выборе монахами Святого острова, а затем уже Валаама.28

Остаётся лишь удивляться интуиции Н. К. Рериха, который принял легенду за исторический факт задолго до его подтверждения.

27 Рерих Н. К. Чутким сердцам//Николай Рерих. Листы дневника. Т 1. М: М ЦР 1999. С 228–231.

28 Сказание краткое.. // Север. 1991. №9. С 11–19.

Е.Г. СОЙНИ Николай Рерих и Север. – Петрозаводск: Карелия, 1987.–166 с: ил.

На цветовых контрастах построен и "Святой остров"* (1917)[21], один из лучших рериховских пейзажей. Художник написал его на Валааме, куда неоднократно приезжал в 1907 и 1917 годах. Валаам контрастен по своей природе. Буйные береговые ветры сменяются абсолютной тишиной в глубине острова, рядом растут северные сосны и южные каштаны. Сочетанием теплых охристых тонов с холодным тревожным серо-синим цветом Рерих подчеркивает валаамские контрасты, передает борьбу света и тени, тепла и холода. Облако, похожее на стрелу, делает пейзаж еще более динамичным и напряженным. Темная лодка как бы повторяет движение облака. Но смиренные позы двух старцев, сидящих в ней, выражают спокойствие, так не соответствующее состоянию природы. Изображением людей Рерих уравновешивает композицию картины. В борющуюся природу люди вносят тишину, гармонию, но в то же время они преклоняются перед ее первозданной языческой мощью. Деревья и скалы сливаются в единый монолит, очертания камней напоминают лица гигантских исполинов. Художник возвеличивает природу, создает ее обобщенный символ, одухотворяет ее.

[21] "Святой остров" (1917) находится в собрании Государственного Русского музея.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

•На цветочных контрастах построен и “Святой остров” (1917), находящийся в Русском музее, один из лучших рериховских пейзажей. Художник написал его на Валааме, куда неоднократно приезжал в 1907 и 1917 годах. Валаам контрастен по своей природе. Это остров антитез. Буйные береговые ветры сменяются абсолютной тишиной в глубине острова, рядом растут северные сосны и южные каштаны. Сочетанием тёплых охристых тонов с холодным тревожным серо-синим цветом Н. Рерих подчёркивает валаамские контрасты, показывает борьбу света и тени, тепла и холода. Облако, похожее на стрелу, делает пейзаж ещё более динамичным и напряжённым. Тёмная лодка как бы повторяет движение облака. Но смиренные позы двух старцев, сидящих в ней, выражают спокойствие, чуждое изображённой природе. Фигурами людей Н. Рерих уравновешивает композицию картины. В борющуюся природу люди вносят тишину, гармонию, но в то же время они преклоняются перед её языческой мощью. Деревья и скалы сливаются в единый монолит, очертания камней напоминают лица гигантских исполинов. Художник возвеличивает природу, создаёт её общий символ и одухотворяет её [2, с.110].

•...Поездка на Валаам. “Святой остров” (кажется, он теперь в Русском музее). Россияне мало знают Ладогу! [2, с.105].

• В 1907 году Рерих впервые попал в Финляндию. Его глубоко взволновали дикие, нетронутые места сурового Севера. Студёные озёра и фиорды, огромные валуны и молчаливые сосны он запечатлел в превосходных этюдах “Вентила”, “Олафсборг”, “Пунка-Харью”, “Иматра”, “Карелия”, “Седая Финляндия”, “Сосны”, “Камни”, “Лавола” и других. В 1916 году Рерих вновь возвращается к северным мотивам. В работах этого времени (“Холмы”, “Карелия”, “Чёрный берег”, “Поля”. “Озеро” и другие), так же как и в этюдах 1907 года, скупой лаконичный рисунок, сдержанная цветовая гамма, монументальные обобщённые формы убедительно передают суровую красоту Севера [27, с.89].

2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика