|
|
|
21.IV.44
...Иногда спрашивают о судьбе некоторых картин моих. Меньше всего я сам о них знаю.
...“Святые гости” были в Белграде, а теперь? Словом, если услышите о чем – запишите.
1.V.46
...Нет ли в Нью-Йорке консула Югославии? Если есть, хорошо бы запросить о моих картинах в Белграде. Там было семь, и особенно было бы жалко “Земля Славянская” и “Святые гости”.
15.XI.46
...Сейчас неожиданно, после десяти месяцев, воскрес [журнал] “Искусство и Культура” – во главе мои [картины]: “Святые гости”, “Ригден[-Джапо]” и “Светлый витязь”. Удивительно, как может существовать журнал с такими почти годовыми перерывами без всяких объяснений. |
|
«Святые гости» — лодочник везет через озеро двоих святых, их встречают у монастыря отшельники. Чувствуется, что все они из одной духовной общины, их головы обвивают излучения аур. Темно-фиолетовые дали, лучи света пробиваются сквозь облака, отражаются в водах, подчеркивая возвышенный, можно сказать — космический настрой раннего утра. |
|
Нежно, как дальний колокольный благовест, поют лиловые и жёлто-синие тона этой картины; грозовые облака клубятся над озером... Их пронизывают золотые солнечные лучи. И везёт монашек в лодке двух святых мужей, везёт к маленькому монастырьку на острове, к небольшой церковке с одной главкой... И там, перед воротами, — тоже святые мужи, трое. Ждут [17, с.162].
17. Г.К.Вагнер, В поисках истины, М., 1993г.
|
|
...Отметим еще одно. Как в некоторых вагнеровских операх, среди моря мелодий и гармоний все повторяется и повторяется характерный для данной оперы ведущий мотив — лейтмотив, такой аналогичный мотив имеется во всем творчестве у Рериха. Этот мотив — мотив первого «Гонца» его академической программы 1887 года.
...И еще тот же мотив — «Святые гости». Нежно, как дальний колокольный благовест поют лиловые и темно-синие тона этой картины; грозовые облака клубятся над озером... Их пронизывают золотые солнечные лучи. И везет монашек в лодке своей двух святых мужей, везет к маленькому монастырьку на острове, к небольшой церковке с одной главкой... И там, перед воротами — тоже святые мужи, трое. Ждут. |
|
Из журнала "The Foreword", июнь 1923
|