Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Святое Приношение. # 32 [Священный дар]
1924

Н.К.Рерих. Святое Приношение. # 32 [Священный дар]. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=746&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Святое Приношение. # 32 [Священный дар]
Год 1924
Серия Сикким (составлена в 1924 г.)
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера или пастель, уголь тонированный. 88.3 х 116.4 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 6209 II, 28521 КП. Первоначально в серии "Зарождение Тайн". Встречается название: "Святой дар"
См. эскиз

М.Ю. Миронова. Образы Древних Кучар и Турфана на картинах Н. К. Рериха 1924 года. Сб. трудов XIII Международной научно-практической конференции " Рериховское Наследие", МиСР, Спб, 2014, с.93-111. с.

Картина «Святое Приношение» (1924) под авторским номером 32 [21, 51] была создана последней в серии «Зарождение Тайн»...

Сотрудница семьи Рерихов Зинаида Фосдик подсказала нам со слов самого художника сюжет картины: «Дрона – ученик Будды – раздаёт священный пепел» [24, 238 (запись 02.12.1924)]. Из вышесказанного следует, что холм в пепельно-рыжих тонах, перед которым сидят персонажи картины, – это груда пепла, оставшаяся после

кремации Будды. Дрона, которого Николай Константинович изобразил с ликом Спаса, собрал священную реликвию в сосуд и собирается разделить её между страждущими. Вся картина словно покрыта пепельным саваном, и даже снежные вершины Гималаев на заднем плане не сияют своей белизной. Но сами герои картины полны спокойствия и мудрости, ведь они получили священный пепел, олицетворяющий Дух великого Будды.

По преданию, когда весть о смерти и кремации Будды дошла до правителей, владевших теми городами Индии, в которых он проповедовал своё учение, они, собрав войска, окружили и осадили Кушинагару, требуя выдать им священный шариль – пепел Будды. Во главе осаждавших встали представители правившего в Кушинагаре царского рода Шакья, из которого происходил и сам Будда. Была готова вспыхнуть братоубийственная война. Но верный ученик Будды брахман Дрона напомнил о принесённом ими обете миролюбия и непричинения вреда ни одной

живой твари. Он разделил шариль поровну между претендентами, которые вернулись в свои владения и поместили священные реликвии в специально воздвигнутые там ступы....Для разработки композиции картины художник использует прорисовки стенописи из скального храма Кизила, Кучарского оазиса... В своей картине Николай Константинович приводит типы представителей разных народностей Восточного Туркестана, в частности, придав "славянский" облик женщине в верхнем ряду...

И все же, каков был замысел картины? Согласно данным З. Г. Фосдик, на которую ссылается В. М. Сидоров, перед Центральноазиатской экспедицией Рерихи обсуждали детали её плана с Учителем. Особо обсуждался акт передачи священного ларца с гималайской землёй «на могилу Махатмы Ленина», земля коего должна была быть взята с места захоронения священного пепла Будды. Позднее, в 1925 году, в дневнике Е. И. Рерих появятся записи, свидетельствующие о том, что земля, предназначенная для ларца, была собрана в месте, названном Рерихами Бурхан Булат (буквально: Меч Будды) [3, 111–112, 129, 131, 153 и 190 (записи 17.10, 08.11, 09.11, 30.11.1925 и 07.01.1926)]. Это место, доподлинно неизвестное, находилось недалеко от Хотана. Хотан же, в свою очередь, в древности пережил расцвет буддизма и мог иметь в своих окрестностях остатки старинных ступ. Возможно,

миссионеры Ашоки оставили здесь священные реликвии Будды, которые, согласно преданию, Ашока распределил по многочисленным ступам. В экспедиционном дневнике Николая Константиновича есть упоминание о знамении новой эры в назначенный срок: «В Хотане пески покрывают реликвии буддизма, и ещё в этом месте находится великий древний субурган – надежда всех буддистов: потому что именно здесь эпоха Майтрейи будет провозглашена таинственным светом над древней ступой». Тогда сюжет картины «Святое Приношение» может быть связан с этим событием. Как известно, мастер часто претворял в своих произведениях картины будущего, образно говоря, «цементировал пространство», и в 1924 году он явил именно такое полотно, наполненное глубокой символикой. Художник развивает несколько сюжетных линий: четыре представителя царств, ныне исчезнувших народов, но в будущем возрождённых через своих потомков (которых также могут олицетворять и сами Рерихи), получают священную реликвию – духовное наследие Будды – его Учение. «Святое Приношение» духовного наследника Будды – Христа, также проповедовавшего общину, – один из великих даров человечеству....Перекрёстки «путей Христа и Будды» [1, 113 (запись 25.04.1925)]; 13, 34, 85, 311, 325) запечатлелись художником во всём многообразии, в том числе символически – на картине «Святое Приношение», где, используя типажное сходство Дроны и Спаса, художник с помощью забытых образов древнего Кучарского оазиса явил идею духовного возрождения Центральной Азии. Статья полностью http://www.roerich.spb.ru/books в сборнике трудов XIII конференции.

A. Grünwedel. Altbuddhistische Kultstätten in Chinesisch-Turkistan. Berlin, 1912

Albert Grünwedel. Altbuddhistische Kultstätten in Chinesisch-Turkistan. Bericht über archäologische Arbeiten von 1906 bis 1907 bei Kuča, Qarašahr und in der Oase Turfan. Berlin, 1912. Стр. 156

Реконструкция изображения в 17-м зале пещерного храма Кизил около города Куча:

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика