Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Седая Финляндия
1907

Н.К.Рерих. Седая Финляндия. 1907

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=748&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Седая Финляндия
Год 1907
Серия Финляндские этюды (составлена в 1907 г.)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Картон, пастель, темпера. 44 x 43.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-8762

Н.К. Рерих. Глаз добрый. М.: Художественная литература,1991.- 223 с.

...Много важного для нас есть на великом северном перепутье – в Финляндии.

В горах бесконечных, в озерах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живет прекрасная северная сказка.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

...движение создаётся двойной диагональной композицией. По одной диагонали — из правого угла этюда в левый — расположено озеро и камни, окрашенные в холодные белые тона, по другой диагонали — холмы и леса, написанные тёплым зелёным цветом. Небо в этюде почти не изображено, но скалы и вода вобрали в себя весь небесный свет, и сами освещают лесное побережье. На фоне стилизованного леса тщательно прописан огромный валун, который возвышается как монумент, как символ “седой” северной древности. Рисунок мхов на этом валуне придаёт ему неповторимое своеобразие и одухотворённость. В живописи раннего Рериха вообще каждый камень индивидуален, наделён необычной формой и извилистым рисунком вкраплений... [2, с.99].

2. “Утренняя звезда”, №1, 1993 г., М, МЦР, 327с.

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...Но столь же велика любовь Рериха к земле. Земля служит выражением крепости и нерушимости. Она несет следы древнейших человеческих поселений. Из нее вырастают и первобытные жилища, и курганы, и первые городища, и прекрасные храмы Новгорода, Пскова, Владимира, Суздаля. И среди многообразия и изменчивости ликов земли Рерих ищет и делает объектом особого внимания элемент наиболее устойчивый и неизменный. Это камень.

Об этом тонко писал М.Волошин: «С сурового древнего Севера принес свое искусство Рерих. Оно такое же тяжелое, жесткое, неприветное, как его земля... Нельзя определить, какими тысячелетиями отделена от нас эта земля Рериха, с которой только что сошла мертвая толща вечных льдов, земля, хранящая на себе только свежие следы глубоких царапин и борозд, оставленных древними ледниками.

На ней еще нет ни кустов, ни деревьев; одни лишь мхи, темные, как письмо древних икон, покрывают влажные, солнцем еще не согретые, не обласканные воздухом скалы... Земля хранит еще свои первобытные — глухие, темные и глубокие тона под угрюмым и тяжким небом...

Он действительно художник каменного века, и не потому, что он стремится изобразить людей и постройки этой эпохи, а потому, что из четырех стихий мира он познал только землю, а в земле лишь костистую основу ее — камень. Не минерал, не кристалл, отдающий солнцу его свет и пламя, а тяжелый, твердый и непрозрачный камень эрратических глыб» .

Валуны севера России и берегов Балтийского моря внимательно и любовно изучаются Рерихом. Если древний человек большинства его картин («Заморские гости», «Бой», «Город строят» и др.) лишен индивидуальности, то камни, эти свидетели древней истории, всегда неповторимы по форме и полны скрытой жизни. Таковы валуны, разбросанные на берегу моря в картине «За морями — земли великие» (1910), таковы камни в этюде «Седая Финляндия» (1907) и многих других этюдов, выполненных в Финляндии в 1907 году. В этой серии этюдов Рерих впервые находит непосредственно при работе на природе тот аспект архаического или, вернее, героического пейзажа, который в дальнейшем неразрывно связан с его именем.

В работах, выполненных пастелью и темперой, он умеет точно передать шероховатую поверхность камня, вылепить лапидарные, мощные формы седых скал и валунов севера,— стесанных или перемолотых ледником, обработанных водой и ветром в течение тысячелетий.

В «Седой Финляндии» гигантский валун окружен группой камней меньших размеров, которые залегли вокруг него, как древние звери. За ними зубчатой стеной спускается лес к берегу озера. Вдали синеют тяжелые массивы холмов, покрытых лесом. Тонко и вдумчиво проработана поверхность каждого камня: то виднеются серовато-зеленые отливы мха, то шероховатые скальные грани, то плавно круглящиеся поверхности валунов. Вся картина выдержана в спокойной серовато-зеленовато-голубой гамме.

...Передача глубины пространства достигается с помощью кулисного построения и четкого деления на планы. Кулисное построение с делением на планы можно видеть в пейзажах: «Седая Финляндия», «Ведунья», «Прокопий праведный за неведомых плавающих молится» (1914) и ряде других.

Е.Г. СОЙНИ Николай Рерих и Север. – Петрозаводск: Карелия, 1987.–166 с: ил.

...Все лето 1907г. Николай Константинович с женой и двумя маленькими детьми провели в путешествиях по Финляндии и южной Карелии.

...Яркие впечатления от поездки воплотились и в восьми этюдах: "Вентила", "Нислот. Олафсборг", "Пунка-Харью", "Иматра", "Седая Финляндия", "Сосны", "Камни", "Лавола".

Представленные в 1909г. на выставке "Салона" в Меншиковском дворце этюды Финляндии заставили говорить о Рерихе как о родоначальнике архаического или героического пейзажа. "Очень важны и нужны в наше переутомленное, напыщенное, лживое время его мечты о первобытной свежести, о богопочитании тайн природы",– писал о рериховских пейзажах Александр Бенуа. Сергей Эрнст[5] назвал финские этюды Рериха "молчаливыми". Но безмолвие, спокойствие рериховского Севера лишь кажущееся. Чувствуется, что внешне спокойная природа таит мощные, титанические силы. Характерные для северных пейзажей Рериха внушительность, монументальность и скрытая динамичность уже в полной мере проявляются в этюдах "Пунка-Харью"* и "Седая Финляндия"*.

"Вот этюды Финляндии; но не мертвые этюды усидчивого импрессионизма, а целый цикл страшных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и ее прошлого", – писал современник Рериха критик М. Формаковский. Сам художник писал о чудесах Севера так: "Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нем знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна... Северные озера задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зеленые холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны".

...В другом этюде – "Седая Финляндия" – Рерих добивается ощущения движения, используя прием двойной диагональной композиции. По одной диагонали – из правого верхнего угла этюда в левый нижний – озеро и камни, окрашенные в холодные серые тона, по другой диагонали – холмы и леса, излучающие теплый зеленый цвет. Небо в этюде отсутствует, его свет вобрали в себя скалы и вода. На фоне леса тщательно прописан огромный валун, который возвышается как монумент, как символ "седой", архаичной северной древности. Рисунок мхов на валуне придает ему неповторимое своеобразие и одухотворенность. Если человек в живописи раннего Рериха лишен индивидуальности, обобщен, то каждый камень неповторим и своеобразен, наделен необычной формой и извилистым рисунком вкраплений.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Мстислав Фармаковский

М. Нестеров и Н. Рерих

...Вот этюды Финляндии, но не мёртвые этюды усидчивого импрессиониста, а целый цикл странных сказок, до такой степени каждый этюд проникнут духом земли и её прошлого. Среди такой природы, которая живёт и чарует своей загадочностью даже с маленьких этюдов, невольно представляешь людей, совершенно чуждых нам. Один за другим они встают перед нами, обитатели северных дебрей и скалистых холмов, в пёстрых одеждах, с широкими каменными лицами; в их бледных глазах цвета озёрной воды чудятся отблески далёкого неба, в них светится знание тайн природы и безотчётный ужас перед этим знание. ...

Образование. 1908. Август. № 8. С. 39–44.

Дубль-вэ

Три выставки картин

…мы направились в новый «Салон». Любезный устроитель выставки-салона С. К. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия.

Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников.

Художник Н. К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. ...

Рядом со сказочными мистическими сюжетами художник даёт целую серию превосходных этюдов с натуры, в которых он передал вековой мох на холодных каменных громадах Финляндии ...

Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3. Воскресенье. С. 3.

Ив. Лазаревский

«Салон». III

Произведения Рериха — центр интереса теперешнего Салона. ...

Много выставил Рерих пейзажных работ. Воздуха и шири вообще много в работах Рериха, в пейзажной их части; тут особенно рельефно сказалось влияние такого мастера, каким является Куинджи, советами и указаниями коего Рерих немало пользовался. Характерно, что Рериха привлекает природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял он типичную красоту севера. «В горах бесконечных, — где-то писал сам художник, — в озёрах неожиданных, в валунах мохнатых, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка», — и Рерих проникновенно слушает, что ворожит ему эта сказка, и творит под обаянием её. Из его пейзажных работ в Салоне особенно понравились «Седая Финляндия», «Пунка-Харью», «Туман» и «Walporzheim». ...

Слово. 1909. 15/28 января. № 679. Четверг. С. 6.

Ив. Лазаревский

Письма об искусстве

...Теперь же Рерих знакомит нас с финляндскими пейзажами. В них художник удивительно тонко передал так прочувствованную им типичную красоту северного пейзажа. Не хочется отходить от его этюдов Финляндии; как много настроения в них, какая красивость и как чувствуется в них душа художника, безгранично влюблённого в красоту Севера. ...

Киевская мысль. 1909. 1 февраля. № 32. Воскресенье. С. 3.

Ив. Лазаревский

Из художественной хроники

... В пейзажной части работ Рериха всегда много воздуха и шири. Тут особенно ярко сказывается влияние такого мастера, как А. И. Куинджи, советами и указаниями которого Рерих немало пользовался. Характерно, что Рериха больше всего влечёт холодная и суровая природа Финляндии; в его этюдах чувствуется, как верно понял и воспринял художник типичную красоту Севера. В одной из своих заметок о Финляндии Рерих как-то писал: «В горах бесконечных, в озёрах неожиданных, в порогах каменистых живёт прекрасная северная сказка», — и Рерих внимательно слушает, что ворожит она ему. Много прекрасного выходит из-под его кисти под обаянием этой сказки. Особенно понравились из пейзажей Рериха «Седая Финляндия», «Пунка Харью», «Туман»…

Вестник Европы. 1909. Март. № 3. С. 424–433.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Р.

Русские выставки за границей

...Одновременно С. Маковским устроена выставка русских картин в галерее Bernheim Jeune et C-ie в Париже. Для неё отправлены:...Н. Рерих («Северная сага», «Небесный бой», «Голубая роспись», «Седая Финляндия», «Ростов Великий», «Кремль» к опере «Князь Игорь», декорация к «Снегурочке», «Половец»)...

Аполлон. 1910. Апрель. № 7. С. 55–56.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика