Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Сергий Строитель
1925

Н.К.Рерих. Сергий Строитель. 1925

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=751&size=3

              
Атрибуты картины

Название Сергий Строитель
Год 1925
Серия Знамена Востока (в 1924 г . наз. Зарождение тайн) (составлена в 1924-1925 гг.)
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 74.5 x 118.0 см.
Источник Сайт Международного Центра-Музея им.Н.К.Рериха http://www.icr.su/rus/
Примечание 2.1.56, КП 1238

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.с.23,63 (примеч.с.304-305,320)

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные.

Е.П. МАТОЧКИН. «Знамена Востока» Н.К. Рериха. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

Сергий Радонежский (ок. 1321-1391) – один из самых почитаемых русских святых, игумен и родоначальник Троицкого монастыря, всенародный Учитель, Заступник, Отец северного русского монашества. Всеми мерами способствуя нравственному возрождению Руси, Преподобный сплачивал ее силы для освобождения от татаро-монгольского ига и благословил московского князя Дмитрия Донского на Куликовскую битву.

«Как бы ни болело сердце русское, где бы ни искало оно решение правды, но имя Святого Сергия Радонежского всегда останется тем прибежищем, на которое опирается душа народа, – писал Н.К. Рерих. – ...Хранится оно как прибежище народного сознания в трудные минуты мировых перепутий. Не затемнится в существе своем Имя Святого Сергия, не затемнится во множестве других имен – сокровище души народной, от древних и до многих современных. Тогда, когда нужно, народ опять обращается к выразителю своей сущности»143.

Картина Рериха внешне очень проста, скромна, но всё в ней исполнено высокого символического смысла, как и сама жизнь Святого Сергия. Художник изображает поражавшее своей красотой возвышенное место в дремучем лесу, носившее название Маковица, в 30 верстах от Радонежа. Заснувшей в зимнем уборе русской природе Рерих противопоставляет деятельное горение монаха. На переднем плане изображен крепкий инок, труженик, спокойно и уверенно работающий топором, – таким строителем запечатлелся он в народной памяти. Рядом построенная им церквица и наблюдающий за трудами человека медведь. В житии Преподобного так описывается его появление: «Раз угодник Божий увидел пред своею хижиной большого медведя, и примечая, что он не столько свиреп, сколько голоден, сжалился над зверем: пошел в свою келию, взял там кусок хлеба и предложил медведю этот пустынный обед на пне или колоде. Зверь полюбил странноприимство пустынника и часто, приходя к келий, ожидал обычного угощения и с ласкою посматривал на подвижника... А Преподобный благодарил Бога, что послал ему лютого зверя на утешение и, памятуя слово Писания: блажен иже и скоты милует, – привык миловать зверя; он делил с ним последний кусок, а иногда и весь отдавал своему пустынному сожителю, как неразумеющему поста, а сам оставался без пищи»144.

Цветовая гамма произведения с ее небесной синевой и снежной белизной созвучна духовной ясности и нравственной чистоте Преподобного. От полотна так и веет дыханием зимы, ясным морозцем, но кажется, что разгоряченный монах в легкой одежде своей энергией согревает всё окрест. На фоне холодных тонов теплым огоньком светится срубленная им церквииа. От нее так и струится благодать, а длинные линии холмов протянулись за ней, словно лучи солнца. Звонкие краски рождают ощущение свежей бодрости и звучащих ударов топора.

В картине господствует ритм вертикалей и диагоналей. Вертикали в стволах сосен, голубых пиках елей, кресте на маковке символизируют связь неба с землей. Диагонали в протяжных линиях холмов – постоянное восхождение духа. Образ же Преподобного объединяет в себе и то, и другое. Как былинные богатыри, прикасаясь к земле, обретали необоримую силу, так и Сергий вобрал в себя устремление к небу и восхождение к Свету. Так закалялся его дух, так ковалась его душевная мощь. И заснеженные елочки, кажется, тянутся к нему, как живые существа. «Так из пустынника, созерцателя, Сергий вырастал в общественного деятеля и готовился неисповедимыми путями к роли государственной»145.

Рерих создавал свою картину с мыслями о Родине в суровые годины, когда брат шел на брата, когда измученная войнами сиротская Россия в мечте о новой жизни вспоминала и призывала на помощь своего великого Заступника, чтобы он снова дал надежду и укрепил дух.

«Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому не известных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место»146.

143.Рерих Н. Твердыня пламенная. С. 151-152.

144.Житие Преподобного Сергия Радонежского. Репринтное издание. М.: Советский писатель, 1991. С. 61-62.

145.Яровская Н. (Рерих Е.И.) Преподобный Сергий Радонежский // Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Новосибирск: Гелиос, 1991. С. 34.

146.Рерих Н. Алтай – Гималаи. С. 87.

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Сергий - Строитель

Серия «Знамена Востока» сложилась. ...3. «Сергий - Строитель» - самосильно работает.

И. Рерих. Алтай - Гималаи. III. Пир-Панджал. (1925)

Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека.

Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому неизвестных сотрудников; простота как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранил большое место.

Н.Рерих. Алтай - Гималаи. IV. Ладак (1925)

Н.Д. СПИРИНА Образы Рериха Журнал Восход № 7 (123), Июль, 2004

«Только на почве истинной красоты, на почве подлинного знания установятся отношения между народами. И настоящим проводником будет международный язык знания и красоты искусства» (Н.К.Рерих).

Древняя Русь.

В картинах Н.К.Рериха на темы древней Руси заметно не только освоение современной ему живописной техники, но и блестящее использование приёмов древних иконописцев.

Также и в литературных творениях Рерих в своей своеобразной красочной речи исходит из стиля исконной русской литературы.

Для примера даём цитату из так называемого «Изборника» XIII века, а затем отрывки из статьи Рериха «Север и древняя Русь».

«Изборник» («Слово о погибели Русской земли»):

«О, светло светлая и красно украшенная земля Русская! Многими красотами дивишь ты: озёрами многими, дивишь ты реками и источниками местночтимыми, горами крутыми, холмами высокими, дубравами чистыми, полями дивными, зверьми различными, птицами бесчисленными, городами великими, сёлами дивными, боярами честными, вельможами многими, — всего ты исполнена, земля Русская».

«Север и древняя Русь» (фрагменты):

«Пусть наш Север кажется беднее других земель. Пусть закрылся его древний лик. Пусть люди о нём знают мало истинного. Сказка Севера глубока и пленительна. Северные ветры бодры и веселы. Северные озёра задумчивы. Северные реки серебристые. Потемнелые леса мудрые. Зелёные холмы бывалые. Серые камни в кругах чудесами полны».

«Почему древние люди любили жить в таком приволье? Не только в стратегических и других соображениях тут дело, а широко жил и широко чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в синеющих заманчивых далях».

«Цельны движения древнего; строго целесообразны его думы; остро чувство меры и стремления к украшению».

«Счастливое прошлое есть у всякой страны, есть у всякого места. Радость искусства была суждена всем. С любой точки земли человек мог к красоте прикасаться».

«Когда смотришь на древнюю роспись, на старые изразцы, или орнаменты, думаешь: "Какая красивая жизнь была. Какие сильные люди жили ею. Как жизненно и близко всем было искусство..."»

«Древние устремлялись к красоте. Древние понимали значение истинного украшения жизни. Может ли восходить дух без красоты, которая есть пища духа?! Надо открыть глаза на красоту захороненную и забытую и от неё пойти к обновлению жизни во имя Будущего».

В статье «Неотпитая чаша», которую мы дадим позднее, также чувствуется чистый родник истинной русской речи.

Основное, что доминирует в живописных темах, в образах Рериха — это красота и величие природы и человека.

Рериху особенно близки образы героев — защитников слабых и угнетённых, самоотверженных борцов за справедливость и добро, созидателей, мудрецов, подвижников. Именно образы таких людей он нередко воплощал в своих полотнах.

У него изображены как былинные богатыри: Святогор, Илья Муромец, Настасья Микулична, так и реальные исторические лица, как князь Игорь, Александр Невский, Прокопий Праведный, Борис и Глеб, Пантелеймон-Целитель.

Одна из любимых фигур Рериха — Сергий Радонежский. Ему посвящено несколько картин.

Отлично зная историю России, Рерих переосмыслил традиционную трактовку образа Сергия. В его картине «Сергий-Строитель» отсутствует та отрешённость и святость, которая имеется в изображениях Нестерова.

У Рериха Сергий трудится физически над строительством обители, он трудится духовно над построением Руси после 300-летнего разрушительного татарского ига.

Историк академик Ключевский говорит о Сергии так: «Татарский разгром русской земли — одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение. (...)

...Чтобы сбросить варварское иго, построить прочное независимое государство... русскому обществу до'лжно было... приподнять и укрепить свои нравственные силы, приниженные вековым порабощением и унынием. Этому... делу, нравственному воспитанию народа, и посвятил свою жизнь Преподобный Сергий»1.

Сергий был идейным вдохновителем Куликовской битвы, неумолимым врагом княжеских междоусобий, препятствовавших собиранию национальных сил.

Он мирил князей, сплачивал их против общего врага вокруг молодого московского княжества, предвидя Москву как будущий центр государства российского.

Сергий был принципиальным врагом всякой собственности и тем паче богатства. Он исключал любую форму использования подневольного труда крестьян на монастырских землях. Эти земли должны были возделывать сами монахи. По мнению Сергия, человек имел право вознаграждения лишь за такой труд, который был выполнен собственными руками.

Вот такого Сергия и изображал Рерих.

Рерих пламенно любил Россию. Он зорко провидел её великие возможности и её великое будущее.

«Народу русскому суждена великая судьба», — писал он.

Тема Руси вдохновила его не только на создание ярких полотен, но и на литературные произведения, в которых он показал себя как большим патриотом, так и отличным стилистом, знатоком русского языка.

Как для своих картин он умел использовать особые сочетания и переливы красок, так и для своих статей о России он находил особо прекрасные, звучные, благоуханные слова.

Его статья «Неотпитая чаша» звучит как стихотворение в прозе.

«Неотпитая чаша» (в сокращении):

«Приходят враги разорять нашу землю, и становится каждый бугор, каждый ручей, сосенка каждая ещё милее и дороже. И, отстаивая внешне и внутренне каждую пядь земли, народ защищает её не только потому, что она своя, но потому что она красива и превосходна и, поистине, полна скрытых, великих значений. (...)

Причудны леса всякими деревьями. Цветочны травы. Глубоко сини волнистые дали. Всюду зеркала рек и озёр. Бугры и холмы. Крутые, пологие, мшистые, каменные. Камни стадами навалены. Всяких отливов. Мшистые ковры богато накинуты. Белые с зелёным, лиловые, красные, оранжевые, синие, чёрные с жёлтым... Любой выбирай. Всё нетронуто. Ждёт.

Старинные проезжие пути ведут по чудесным борам. Зовут бесконечными далями. Белеют путевыми знаками — храмами. (...)

Всё это красота. Красота бодрая. Неописанная.

А вот и чудо. Не то чудо, что ещё живы русалки. Жив ещё "честный лес". По городищам захоронены храмы. И не показались миру до сей поры. Верно, не время ещё.

А вот чудо. Среди зелёного, мшистого луга, около овечьего стада, наехали на ключ живой воды. Среди кочек широкая впадина. Чаша неотпитая. Яма — сажени в три шириной. Сажени три или четыре глубиной.

По краям всё заржавело, забурело от железа. В глубине прозелень, синие тени, искры взлётов. Бьёт мощный родник, песок раскидывает. Пахнет серой. Студёная вода полна железом, и пить трудно. Сильно бьёт родник по камням. Бежит в поле речкой. Никому и дела нет. (...)

Живая вода по полю, по озёрам разбегается. И странно, и больно, но и радостно знать, что даже на больших путях нетронуты такие находки. Давно показались. Ждут.

Знают, пройдёт испытание. Всенародная, всетрудовая, крепкая делом Русь стряхнёт пыль и труху. Сумеет напиться живой воды. Наберётся сил. Найдёт клады подземные.

Точно неотпитая чаша стоит Русь.

Неотпитая чаша — полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила.

Русь верит и ждёт»2.

Из выступления, прозвучавшего 2 августа 1973 года на вечере,

посвящённом Н.К.Рериху в Доме Учёных Академгородка г. Новосибирска

--------------------------------------------------------------------------------

1 Знамя Преподобного Сергия Радонежского. Сборник. Новосибирск, 1991. С. 11, 14-15.

2 Н.К.Рерих. Цветы Мории. Пути Благословения. Сердце Азии. Рига: Виеда, 1992. С. 70-72.

Источник : http://voshod.sibro.ru/

Н.Д,СПИРИНА Из сборников «Перед Восходом» и «Весть Красоты», Новосибирск, 1997 г.

ПОДВИГ

Молчанье. Тайна. Тишина.
Следы медвежьих лап по снегу.
Сверканье звёзд. И вышина
Деревьев, устремлённых к небу...

Надземное слилось с земным,
И Сердце было местом встречи.
Восстала Подвигом одним
Из праха Русь в победной сече.

Там захоронено зерно,
Что процветает, к срокам зрея.
Незримое — воплощено,
Неслышное — громов звучнее.

И вот во имя Красоты
На землю сходит в вихрях света
Тот Храм, который держишь Ты
В Руке,
на благо всей планеты!
___

МЕДВЕДЬ

Ему с Тобою было хорошо!
Тянулся он звериною душою
К тому, что именуют добротою,
К тому, что светом духа мы зовём.

Он слов не знал. Но сердце зверя знало —
Кто друг ему и кто его поймёт,
Краюшку хлеба с лаской принесёт
И в облике мохнатом узрит брата.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Сергий-Строитель(1925 г.)

Сергия называют на Руси Строителем. Он совместно с учениками построил свыше полутораста монастырей, которые стали источниками высокодуховного просвещения, школой Общежития и Служения Отчизне.

Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственными занятиями этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда; подбор молодых, никому не известных сотрудников; простота как на верху так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредоносности этого понятия. В списке строителей общины Сергий сохранял большое место. Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности.

Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры. Каждое упоминание этого священного имени повелительно завет всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает из Святого Сергия поистине Преподобного для всех веков и народов.

***

На обеих картинах с таким названием изображён Сергий в трудах и с ним медведь. Известно, что когда еще Сергий жил один в срубленной им келье в густом лесу, его ночами мучили страхи: стуки, вопли, стоны, шорохи, крики... Но Сергий волей и силой духа в течение трех лет преодолевал их, держа нить связи с Учителем - Иисусом Христом. На одной из картин показано, как после бессонной ночи, проведенной в молитвах, Сергий на рассвете вышел из кельи с топором в руках и увидел медведя, который был голодный и больной и всю ночь ревел. Сергий поделился с ним единственной черствой коркой хлеба, ибо жил он впроголодь. А на следующей картине видим, что мишка стал выздоравливать - Сергий умел общаться с животными, обладал мощной целительной силой - психической энергией. Так медведь постепенно приручился и стал помогать строить монастыри, обители, кельи... В непрестанных устремленных трудах, в смирении и кротости стали "приходить" Сергию Высшие Знания и Мудрость. И со всех концов Руси, даже из далекого Константинополя, потянулись к нему за советами, знаниями, исцелениями... Сергий положил начало освоению земель на северо-востоке Руси и отдал много сил на объединение русского народа.

На картинах "Сергий Строитель" на фоне поэтического сурового пейзажа подвижник изображён в неустанных трудах и заботах о людях, привлекая к сотрудничеству священного зверя. Предания говорят о том, что Сергий, как и царь Соломон, понимал язык птиц и зверей. Сергий - строитель русской духовной культуры, всю свою жизнь строил знаменитый Храм Духа. "Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего Света, продолжая список их до современности. Каждое упоминание этого священного имени повелительно зовёт всех нас к непрестанному светлому труду, к самоотверженному созиданию и делает Святого Сергия поистине Преподобным для всех веков и народов. Когда мы в покое - демоны веселятся, а когда в трудах - ангелы радуются. Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания...

Пусть моя картина "Сергий Строитель" напоминает о нерушимом строительстве. Сергий - труженик, один из зачинателей русского культурного строительства." (Н.К.Рерих. Нерушимое)

Отче Сергий, Дивный, с Тобою Идём, с Тобою Победим!

Святой Сергий - Строитель Русской Духовной Культуры.

Ориген заповедал: "Глазами сердца смотри". Не есть ли это также и заповедь Самого Преподобного, который в пламенной Чаше вознёс заповедь сострадания и любви? Преподобный Иссак Сирин сказал: "Когда мы в покое,

демоны веселятся, а когда в трудах - ангелы радуются". Этими соангельскими трудами положил Преподобный Сергий краеугольный, нестираемый камень русской духовной культуры, внеся его в сокровищницу мирового почитания.

Я имел счастье произносить Имя Преподобного и буддистам, и мусульманам, и евреям, и индусам, огнепоклонникам и почитателям Великого Духа. Были ли при этом хоть одно отрицание или отстранение? Не было, ибо всепрощающая и всевозносящая духовная культура заложена в каждом человеческом сердце. И не мечом, но сотрапезою духовною открывается этот светоносный сосуд благодати. Случайно ли, что на всех путях сужденных вырастают священные знамёна Преподобного? Дивно и чудно видеть, как в наше смятенное, отягощенное мраком, время всюду возносятся светочи храмов и часовен во Имя Преподобного. В Париже Сергиева Обитель, в Лондоне Сергиева группа учащихся. В Южной Америке Имя Святого Сергия. Под Нью-Йорком мы имеем радость освятить часовню Св. Сергия. В Нью-Йорке, в доме Музея, комната-часовня Преподобного. По Азии раскинуты зачатки часовен и храмов во Имя этого непобедимого Водителя Ко Благу. Огромное количество книг, статей и листовок посвящены Преподобному. Всюду благовестит это Непобедимое Имя.

Больше того, когда вам приходится встречать людей близких в духе, рано или поздно, но безошибочно вы узнаете от них, что у кого в сердце, а у кого и в образе. Носится это Священное Имя так объединяющее, так зовущее от дня вчерашнего перейти в светлое завтра.

Обратите внимание. Преподобный в жизни своей не терялся в искании, но устремленно восходил и строил. Можно указать, что далеко за пределами Богоискателя он был Богоносцем. Буддисты называют его Боддхисатвою, евреи - Израилем, а индусы - Махатмою.

Преподобный приобщался от пламенной Чаши. Преподобному сослужил Пламенный. В этой благодатной пламенности, в этом благом огне творящем дошел до нас облик Святого Сергия. И пламенны были видения Ему Владычицы! Познающий Пламень Сердца навсегда связан с Обликом Преподобного. Это великое познание, редко сходящая благодать навсегда соединили Имя Преподобного с представлением о всезнании. "Преподобный знает" - так запомнил народ. "Преподобный знает, когда спасти. Преподобный знает, когда явиться. Преподобный знает, когда помочь. Преподобный знает, чьё сердце доступно благодати. Преподобный знает, где нет неверия и предательства. Преподобный знает, где искренний дар.

Во всех встречах о имени Преподобного приходим к тому же понятию о непреложности знания Его, о мудрости подвига Его. В этом схождении на понятии знания, культуры, мы найдем спасение общее. Чем же иначе заменим мы разрушительное отрицание, неверие, легкомыслие, предательство вольное или невольное! В осознании прекрасной благодати только и мыслимо схождение. Человечество устало от разрушений и смятений, выдувающих пламень сердца. Чудесно является перед нами великое Имя Водителя, с которым неразрывно связано и знание, и строительство, сострадание и неутомимая твёрдость.

Да поможет нам Преподобный стать посильным пособником Ему в Его Неутомимых великих трудах, и зримых и незримых, и сказанных и несказанных! Несказанных во всей своей невыразимости условным языком человеческим, но по счастью, кроме языка словесного, людям дан и язык сердца. В этом языке пламенном, в огне сердца, сойдёмся мы и, забыв темноту дня вчерашнего, устремимся совместно к Свету. Свет один, так же, как и тьма одна, при внесении света тьма рассеивается.

Да поможет нам Преподобный приобщаться к великому единому Свету." (Н.К.Рерих. Держава Света, Рига, Виеда, 1992, с. 101)

"Сергий, Строитель Общин, запрещал своим сотрудникам принимать подаяния. Пища и вещи могли быть принимаемы лишь в обмен на труд. Голодая, сам он предлагал свою работу. Строение общины и просвещение были единственным занятием этого замечательного человека. Отказ от митрополичьего сана и от ношения на себе ценных металлов в его жизни является естественным поступком без всякой рисовки. Неутомимость труда, подбор молодых, никому неизвестных сотрудников, простота, как наверху, так и внизу. Отказ от личной собственности не по указу, но по сознанию вредности этого понятия.

В списке строителей общины Сергий сохранил большое место. Их не так много - строителей жизни, отвечающей во внутреннем смысле грядущей эволюции. И бережно мы должны отбирать эти имена грядущего света, продолжая список их до современности." (Н.К. Рерих. Алтай-Гималаи, Рига, Виеда, 1992, с.87)

Труды Сергия

Вот уже борода седая. Вот уже Дух Пламенный в сослужении. Вот уже князь поклонился, но стоит возу с хлебом запоздать, и братия возлюбленная не верит ни на час. Стоит временно оскудеть кошелю и братия достойная и избранная готова променять чудесную Благодать на чужой грош. Еще скажут - "что-то Угодники твои оскудели." И днем и ночью нужна не Благодать, а благоденствие тела.

Говорили о Сергии, что Игумен часто глухою ночью обходил кельи и, находя спящих, он шёл дальше, не тревожа. Может быть, он надеялся найти бодрствующего. (Криптограммы Востока, М., МЦР, 1993, с.43)

Во Имя

Во имя звездного неба, во имя светлого солнца,

Во имя земли прекрасной, рожденной для красоты;

Во имя миров Надземных, и соединения с ними;

Во имя преображенья тёмных людских сердец;

Во имя единой жизни, поправшей понятие смерти;

Во имя единой Правды, навек победившей ложь;

Во имя Руси великой и ей присужденной доли,

Чудесней которой нету и не было на земле -

В лесах совершался Подвиг, в глуши пламенела Чаша,

И сердце было как солнце, и Дух был творцом людей;

И Ангелы сослужили и видимы были многим;

И демоны нападали и были отражены.

Туда притекали люди, туда приходили звери,

Туда прилетали птицы за помощью и теплом...

И всем несло исцеленье, и всем несло вспоможенье

Великое Сердце-Солнце, Сокровищница Любви!

Н.Спирина

Медведь

Ему с Тобою было хорошо. Тянулся он звериною душою

К тому, что именуют добротою, к тому, что Светом Духа мы зовём.

Он слов не знал, но сердце зверя знало,

Кто друг ему и кто его поймёт, краюшку хлеба с лаской принесёт,

И в облике мохнатом узрит брата.

Н.Спирина

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Знаменательно, что и любимого русским народом подвижника Сергия Радонежского Рерих изображает не как ушедшего от жизни отшельника, но как строителя, который в лесной чаще обтесывает бревна—закладывает основы своей будущей общины.

...Особенно любимая тема для Рериха — житие Сергия Радонежского, великого подвижника русского народа, не только величественного строителя духовной культуры и основателя общины, но и бесстрашного вдохновителя русских войск в героической битве против татарских орд. Неустанный пламенный подвиг жизни этого истинно благородного воителя, его самоотверженное стремление возвысить жизнь народа, его великое одухотворенное человеколюбие Рерих также описал в своих очерках.

...«Сергий Строитель» (1924) — на снежном пригорке среди синего соснового бора обтесывает бревно для строительства новой общины. В одиночестве у него есть друг — медведь.

Е.Г. ПЕТРЕНКО Произведения Н.К. Рериха на открытых письмах Общины Святой Евгении / Издание Одесского Дома-Музея имени Н. К. Рериха. Одесса: Астропринт. 2009г.

Некоторые древние племена почитали медведя как священного зверя» (10, с. 18). «Медведя как священного зверя» Н. К. Рерих вводит действующим лицом в некоторые произведения. Примером могут служить картины «Сергий-Строитель» (1925. Серия «Знамена Востока»), «И Мы не боимся» (1922. Серия «Санкта»), Древние люди считали медведя родоначальником человеческого рода, своим тотемом русские также считали медведя. Можно предположить, что медведь в произведении «Сергий-Строитель» — это не только тотем русского народа, но и символ коллективной русской души, еще очень молодой, сохранившей еще животные проявления, но которые уже подчинены высшему началу, воплощенному в образе Преподобного Сергия Радонежского — «от Бога данный воевода земле русской». И недаром медведь, приходивший к юному Сергию, уединившемуся на горе Маковец, стал ручным и помогал Ему строить, участвовал в построении будущей Обители — Троице-Сергиевой Лавры. Е. И. Рерих в очерке «Преподобный Сергий Радонежский» (1934) писала: «Мы видели, как на протяжении столетий мощь Преподобного неотступно питала и хранила любимую им Землю Русскую» (43, с. 81).

10.Князева В. П. Н. Рерих. — М. : Искусство, 1968. — 46с. : ил.

43.Яровская Н. Преподобный Сергий Радонежский. Очерк // Знамя Преподобного Сергия Радонежского / сост. Данилов Б. А., Ключников Ю. М. — Новосибирск : Гелиос, 1991 — С. 25-83.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного.

В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].

По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ...

36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283.

37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167.

38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38

39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586.

Е.П.МАТОЧКИН Древнерусские традиции и идеи синтеза в творчестве Н.К. Рериха Духовный образ России. Материалы международной общественно-научной конференции 1996. М.: МЦР, 1998. С.102-113.

...Через два года Рерих создает грандиозный художественный ансамбль «Знамена Востока» (1924), состоящий из 19 произведений. В нем художник как бы расширяет братство православных святых до масштаба всемирного. Умножая духовное пространство, автор столь же значительно обогащает и живописный язык своих произведений. Если в картине «Сергий-строитель», отчасти в «Матери Мира» проявляются черты древнерусского наследия, то в других работах серии проступает синтез с традициями тибетской, китайской, японской изобразительности. Сочная красочность тибетских танок, декоративная выразительность японского и китайского искусства напитали живопись Рериха. Мастер тонко ощущал близость художественного мышления средневековых живописцев Запада и Востока и соединял их родственные изобразительные приемы в своем искусстве. К этому побуждал его интернациональный замысел ансамбля.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика