Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Сжигание тьмы. # 10
1924

Н.К.Рерих. Сжигание тьмы. # 10. 1924

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=754&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Сжигание тьмы. # 10
Год 1924
Серия Его Страна (составлена в 1924 г.)
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 88.5 х 117 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0036. Встречается название "Сожжение тьмы"

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974.

...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...

«Его страна». В самом Сиккиме * находился один из ашрамов махатм *. В Сиккиме махатмы проезжали на горных конях. Их физическое присутствие сообщает торжественную значительность этим местам. Конечно, сейчас ашрам перенесен из Сиккима. Конечно, сейчас махатмы оставили Сикким. Но они были здесь. И серебро вершин цепи сияет еще прекраснее...

*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.

*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.

*Сикким — княжество на крайнем северо-востоке Индии, в Гималаях, расположено между Бутаном и Непалом, находится под протекторатом Индии.

«...Один из ашрамов махатм» (санскрит, ашрам — «ступень») — в брахманизме — ступени жизни верующего, которые каждый должен пройти (годы ученичества, главы семейства, отшельничества и аскетизма); также — духовная община; махатма — буквально «великая душа», якобы законоучитель человечества, посвятивший себя делу объединения буддийского мира и работе на благо человечества. Н. К. Рерих верил в реальность существования махатм и их ашрамов.

Р. РУДЗИТИС Космические струны в творчестве Николая Рериха / Рихард Рудзитис. Минск: Звезды Гор, 2009. — 170 с.

...Гималайские высоты в сокровенном сознании Востока — это родина Риши, великих духовных подвижников, мудрецов.

«Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, но кристалл накопленный их наслоился на скалах Гималайских».

...«Сжигание тьмы» — из тайного проема в скалах выходят великие Подвижники, впереди — Учитель, который несет сияющий ларец, — торжественно, величественно, как будто он держит в руках саму Космическую Красоту. Воистину, где проходят эти Носители Света, там отступает, исчезает тьма. Так было во всей истории духовной культуры.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Сожжение тьмы

Потом Н.К. повел нас объяснять новые картины. Привожу объяснения:

... «Сожжение тьмы». Воинство красоты, трудящееся во благо человечества. Место было узнано участниками экспедиции на Эверест.

З.Г.Фосдик. Мои Учителя. 2.ХII.24

Между прочим добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине «Сжигание тьмы» они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину.

Н.Рерих. Алтай - Гималаи. I. Цейлон - Гималаи. (1923 - 1924)

Е.П. МАТОЧКИН. Мечта преображения. Серия «Его страна» Н.К. Рериха и «Мистерия» А.Н. Скрябина (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни»)

На картине «Сжигание тьмы» – снова ночь...

Удивительная монохромная работа, выполненная оттенками синего цвета. Иссиня-черные тени, разбросанные по всему пространству полотна, сменяются голубым свечением стекающего по диагонали ледника и в центре – ярким белым свечением, словно идущим от раскаленной до предела материи. Создается впечатление, что этот огненный феномен просветляет всё вокруг. Ясное композиционное и цветосветовое построение имеет глубокий символический подтекст.

...В глухую ночь из глубокой расщелины на склоне Эвереста выходит процессия людей в длинных одеждах, по которым струится неземное сияние. Немного впереди – человек, бережно держащий ларец, окруженный ослепительным светом. Такой же свет идет и от созвездия Ориона, три звезды которого – Три Мага – указывают на ларец, в котором согласно легенде, записанной Рерихом, хранится священный осколок с Ориона. Герои полотна – это, по-видимому, те же великие духи, о которых пишет Скрябин:

Воззри: семь ангелов в эфирных облаченьях,

Пречистых вестников твоих нетленных слав,

Возлетно-огненных столпов, лучистых глав

Твоих слепительно сверкающих держав

Грядут служить тебе в священных совлеченьях!..

То небожители

Огне-носители

Судеб вершители

Мира строители

Граней хранители

С Богом воители

Стен разрушители 49

На картине Рериха хаотическое нагромождение скал и снегов сменяется на среднем плане упорядоченным «шествием»: в нем видятся пирамиды или сфинксы незапамятной древности. Чуть ниже следует череда обломков глетчера, своим ритмическим строем напоминающих застывшие человеческие фигуры. Эти ледяные образования словно стремятся впитать исходящее от ларца живительное излучение. Оно постепенно просвечивает их полупрозрачную темную сущность и заполняет искорками света. Огонь загорается в каждом из них, приобщая к духотворящей вселенской стихии. Кажется, всё полотно начинает фосфоресцировать. Мир становится иным: тьма отступает.

«Световая» цикличность структурной организации серии, а также идея возвращения, ясно читаемая после вифлеемских событий, наводит на мысль, что в «Сжигании тьмы» Рерих предвещает приход нового Мессии, ожидаемого как в России, так и в Гималаях. Более того, замысел картины перекликается с известным иконописным сюжетом «Сошествие во ад», в котором Христос спустился в преисподнюю к томящимся там душам и выводит их к вечной жизни. Так и в рериховской символике заледенелые глыбы преображаются огнем, принесенным новым Мессией. Духовный мрак рассеивается огненным Светом.

49.Записи А.Н. Скрябина // Русские пропилеи. С. 238

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

В 1923 году его мечты осуществились. В предгорьях Гималаев, перед ликом священной Канченджанги им написана знаменательная серия «Его Страна» (1924). Бытует мнение, что творчество Николая Рериха делится на два периода - русский и индийский, и всё созданное художником в Индии всецело посвящено Востоку. Однако сам мастер опровергал такое утверждение и отмечал: «Повсюду сочетались две темы - Русь и Гималаи». Это в полной мере относится и к восьми полотнам серии «Его Страна» из Нью-Йоркского музея. И хотя внешне образы картин связаны с гималайскими пейзажами, однако в замысле цикла прослеживается общность с волновавшими деятелей Русского космизма эсхатологическими идеями.

Тематическое содержание полотен тяготеет к мифологическим представлениям; в то же время мастерски передано необыкновенно сильное первое впечатление от Гималаев - всё это поразительно оживляет образы картин и убеждает особой жизненностью. Миф, легенда становятся художественной реальностью, которая, по мысли автора, прежде всего должна воздействовать красотой. В своё стремление нести прекрасное художник вкладывал столько энергии и вдохновения, что сложилось мнение об особой магнетической силе его кисти.

Действительно, и русские философы Всеединства, и творцы символизма видели в искусстве великую силу, способную при участии Божественного провидения выйти за пределы эстетики и создать Новую Землю и Новое человечество. В этом смысле Индия и Гималаи предстали в творчестве Рериха, а также и у Скрябина, как некий сакральный центр, где должен произойти этот знаменательный акт планетарной эволюции. «Его Страна» - образ Новой Земли и духовно совершенных героев. Грёзы русской религиозно-философской мысли о Богочеловечестве, обогащённые мистическими идеями Востока, предстали в этой серии дерзновенной попыткой огненного пересоздания мира красотой.

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«Пришла вся экспедиция к Эвересту (Джомолунгмы)... Между прочим, добивались узнать, не подымались ли мы к Эвересту.

На картине "Сожжение тьмы" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину...»

Н.К. Рерих «Алтай-Гималаи», с.30-31, М., 1974 г.

Победа Света - как восход -

Неотвратима, непреложна;

Пусть ночь глухая безнадёжна,

Наступит час - она пройдёт.

Недавно мы наблюдали солнечное затмение, когда вся планета погрузилась во мрак.

Также нам приходится наблюдать затмение духовное, когда отрицается Свет духа и забываются Те, кто приносил его нам. Поэтому сейчас особенно хотелось бы вспомнить этих Светочей, разгонявших земную тьму. Они появлялись во всех странах в разные века. Их называли пророками, духовными учителями, подвижниками, святыми и даже богами.

Все Они напоминали о том, что, казалось бы, было известно человечеству испокон веков, а именно: о бессмертии духа, причинно-кармической связи всех явлений в Космосе и существовании Высших или Старших Братьев человечества. Они не переставали жертвовать собой во имя продвижения людей на их эволюционном пути. В книге «Беспредельность» говорится: «...Самоотверженность Владык пламенно ведёт человечество»1. Где бы Они ни появлялись, везде сжигали они тьму своим Светом. В связи с этим вспоминается картина Н.К. Рериха «Сожжение тьмы». Мы видим, как из горней Обители Света величественная фигура торжественно выносит заповедный сияющий Камень мудрости и знания, рассеивающий окружающий мрак. За Несущим Сокровище Мира следует шествие людей в благоговейном молчании, погружённых в глубокую молитву.

Каждый из таких Светочей, как изображённый на этой картине, нёс людям Свет, имевший целью сожжение тьмы, иными словами, преодоление греха в каждом из нас. Для этого давались Заповеди Моисея, Коран, Бхагавад-Гита (Песнь Господня) и, наконец, Евангелие (Благая Весть) и другие известные и неизвестные нам Священные Писания. Тот, кто принимал и применял в жизни эти Заветы, также становился в своей мере борцом с тьмою в сердцах людей и способствовал возжжению Света в них. Каждый подвижник своим личным примером учил этой светоносности. Об этом рассказывает житие любого Святого. И, читая эти жизнеописания, внесение Света путём сожжения тьмы становится для нас реальностью, а не мистической отвлечённостью.

Мы не случайно показываем эту картину и даём это слово именно в августе, так как в этом месяце отмечаются 3 памятные даты: дни рождения - Бориса Николаевича Абрамова, Елены Петровны Блаватской и Юрия Николаевича Рериха. И они приносили нам тот же сжигающий тьму Свет истинного знания и красоты.

Может быть, духовный Свет, приносимый Светоносцами, не всегда виден окружающим, но тем не менее, он производит благие воздействия, следствия которых мы не в состоянии исчислить.

Но недостаточно только принести Свет. Необходимо, чтобы те, кому §ыл принесён этот дар, приняли его. «Свет или тьма, строительство или разрушение, это решит само человечество»2.

Что значит принять Свет?

Для этого надо осознать его в сердце:

«...Осознание Света в сердце устремит к Свету...»3.

В книге «Зов» говорится: «Среди каждого дня ищите Света мерцание»4.

Так просто, без прикрас и лишних слое,

Приходит тот, кто Свет принять готов,

И будет точно знать, чего он хочет.

Стремясь, он не оглянется назад,

Преодолеет тысячи преград

И путь к Тебе найдёт сквозь дни и ночи.

«...Настало время выбора, и нет середины на пути к Миру Огненному»5.

«На пути к Миру Огненному напомним о Последнем Зове»6.

1.Беспредельность, с. 542

2.Мир Огненный III, с.257

3.Мир Огненный III, с. 253

4.Зов, 9.06.1922 г.

5.Мир Огненный III, с.327

6.Мир Огненный III, с. 328

Н.Д. Спирина «Сожжение тьмы», Круглый стол, 16 августа 1999 г.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Сожжение тьмы(1934 г.)

На фоне глубоко синих льдов и почти сплошного мрака видны несколько фигур. Первые три - это Учителя Востока, в длинных одеждах, с непокрытыми головами, излучают мягкий, серебристый, нежный Свет. В руках Старшего ларец с Сокровищем Камня. Неземное сияние Камня подчёркивает контуры ларца и значимость действия, которое совершают Учителя. Говоря о светоносной Иерархии Н.К.Рерих пишет: "Высоки были основы их Учений и мудро было применение в жизни. Каждым прикосновением они выжигали часть тьмы. И ничего не было разрушительного в их Учении... Ибо благословенная Иерархия знает лишь положительное строительство. Идея "Духа Ведущего", идея "Высокого Водительства" проходит через все века, ибо в ней заключен противовес тьме гомункула. Вдохновляюще знать, что мы имеем не только славные подвиги древних времен, но и в дни наших смятений перед нами также встают блестящие примеры. Изучайте без предрассудков историю человечества и вы увидите, что во всех своих одеяниях гомункул одинаково ненавидит Свет и прежде всего Иерархию Блага и Знания.

Прикасаясь к этой светоносной Иерархии, гомункул в смятении начинает вслух бормотать свои скрытые формулы. Но всё, что произнесено, уже не опасно. Тонкая паутина тьмы будет немедленно разрушена огнем пространства. Свет один, так же, как и тьма одна, и при внесении Света тьма рассеивается. Да поможет нам Преподобный Сергий приобщиться к Великому Единому Свету." (Н.К.Рерих. Твердыня пламенная)

В листах дневника художник писал: "Пришла экспедиция с Эвереста. Добивались узнать, не поднимались ли мы к Эвересту. На картине "Сжигание тьмы" они узнали точное изображение глетчера около Эвереста и не понимали, как этот характерный вид, виденный только ими, попал на картину."

"Абсолютная тьма есть антипод Света. Это враг всего сущего. Это отрицание жизни. Это удушитель и отравитель. Что же это такое? Это извержения несовершенного духа. Нет слов описать этот гнёт и удушение. Не многие могли видеть этого врага планеты без заболевания. Внешне эта тьма начинает покидать прежние вместилища. Она выедает на своём пути все элементы и газ проводит в эти каверны стихии разрушения." (Письма Е.И.Рерих)

Ни осуждением, ни отрицанием тьму не победишь. Лишь привнесение Света уничтожает тьму, Вот этой главной задаче - привнесению Света во все сферы жизни планеты и человечества и отдают все свои силы и устремления наши Учителя. И этому Великому Деянию посвящается данная картина.

Горы сверкают и меркнут вдали,

Мгла над тобою клубится глухая,

Словно сгущаются тени Земли,

Тёмные тайно и явно сражаются!

Гасит последние блики волна,

Мгла оседает туманом и пылью.

Над неподвижностью трав тишина

Вновь распростерла широкие крылья.

Реки в тумане текут не спеша,

Сонные ветки в волну погружаются

Вымерли звуки. Но чует душа:

Тёмные тайно и явно сражаются!

Длится и длится невидимый бой.

Он пострашней, чем открытая схватка,

Сумрак в себе растворив голубой,

Тьма вырастает безмолвной загадкой.

Как разомкнуть заколдованный круг,

Если в смятении мысли мешаются?

Вновь сокрушая сомненьем твой дух

Тёмные тайно и явно сражаются!

И сотрясает твоё бытиё

До основанья великая битва.

Неотвратимо сегодня в неё

Вовлечена вся земная орбита.

За горизонт уходя, облака

Громом и тучами к нам возвращаются.

Память твою озаряют века:

"Тёмные тайно и явно сражаются!"

Рушатся горы и вновь возрождаются,

Эхом весь мир наполняя вокруг:

"Тёмные тайно и явно сражаются!"

В.Сидоров

"Отойди от зла и сотвори благо",- заповедает апостольская мудрость. В кратком завете заключено два определенных действия. "Отойди" и "сотвори". И не тем "сотвори", что только отойдешь. Нет, "Отойди" и непременно "сотвори благо". Одно отхождение от зла еще только половина дела. Но "сотвори", сделай, создай благо, как противовес злу. Кратко и безусловно указано сотворить благо. Без действия, без сознания, без устремления духа не будет достижения и выполнения завета. Не сражение со злом, не возвеличение этим врага заповедует Апостол, но творческое создание блага. Свет не борется со тьмою, но сожигает, вытесняет её. Но для такой победы требуется поступательная скорость света. И какая скорость и неудержимость!

Апостол заповедует благородное сопротивление злу созданием массы блага, которая, подобно свету, прободает и рассеет любую тьму зла. Восточная мудрость предостерегает: "Разве мало землетрясений? Разве мало крушений, бурь, холода, жара сверхмерного? Разве не сияли звезды в дневное время? Разве не пылала огненная радуга? Разве мало знаков умножившихся? Но человечество не хочет знать явлений перед явным среди хаоса. Так не будем настаивать на зрячем знаке, когда сомнение ослепило людей. Но среди слепых и глухих находятся дети Огня. К ним Мы посылаем знаки, чтобы узнавали наступление Света".

Вы знаете, что самою действительною защитою в ночное время от леопарда и тигра будет мощный электрический фонарь. Ослепленное исчадие тьмы в ужасе отступает и скрывается, если волна света безбоязненно направлена в глаза. Еще более могучий свет излучает сердце человеческое. Пронзает тьму этот луч, если возмущение духа послало его непреложно, без всяких сомнений. Главное же, не потушить "электрический" свет сердца нашего. Перед этим сиянием отступят все исчадия тьмы. Отступят и соберут на себя всё то, что сами готовили против Блага.

Вспомним все сказания всех веков и народов о Святых людях. Сказывающий даже и не знает, о ком говорит он, о христианах, о буддистах, о мусульманах, о конфуцианах... Он знает лишь о благости, о подвигах Святых людей. Они, эти Святые, сияют неземным светом, они летают, они слышат за шесть месяцев пути; они исцеляют, они самоотверженно делятся последним достоянием; изгоняют тьму и неутомимо творят благо на всех путях своих. (Н.К.Рерих. Твердыня Пламенная,1992,с.17-20)

"Когда мы вспоминаем великие Заветы Восточной Мудрости, прекрасный пример встаёт перед нами. Подвижники Озарения, благословенный Рамакришна и огненный Вивекананда! Какой незабываемый пример благословенной

Иерархии Учительства! Высоки были основы их Учений и мудро было применение в Жизни. Каждым прикосновением они выжигали часть Тьмы. И ничего не было разрушительного в их Учении. Светоносно звучит призыв Рамакришны и Вивекананды - "Не разрушай!" - Ибо благословенная Иерархия знает лишь положительное строительство". (Н.К.Рерих. Держава Света, с.66)

"Сама абсолютная тьма колеблется перед Клинком Мирового Приказа, и лучам, и газам легче поражать тьму там, где ударил Меч мира. Не согбенно принимаем приказ Космоса, но буйно! Потому настаёт время, когда Свет - сила сжигает тьму". (Община, 58)

"При космическом переустройстве замечается явление тёмных течений, идущих против Космического Магнита. Каждая светлая волна ведет к напряжению темных сил. Так в космическом переустройстве видна Космическая Воля. Привратники зла напитывают космическое переустройство удушливыми газами. Но в космическом переустройстве мощь Света является главным трансмутирующим огнем. Так Свет сжигает тьму. Так космическое переустройство может утвердиться в Беспредельности". (Беспредельность, 861)

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Roerich Museum, New York (1924); Louis & Nettie Horch col., New York (1935); Baltzar Bolling col., USA (1951); Nicholas Roerich Museum (1967)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика