Тот же контекст обнаруживается и в работе 1931 г. «Скрижали завета» (ил. 30) из собрания Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. На картине пророк Моисей собственноручно высекает на камне текст Десяти заповедей, согласно Пятикнижию, начертанный самим Богом. В византийской традиции данный сюжет представлял пророка как святого мужа, принимающего священные плиты непосредственно из длани Божией, протянутой с небес («Моисей получает законы», мозаика, ок. 565—566 гг., Монастырь Св. Екатерины, Синай, Египет; ил. 31). Рерих изображает сгорбленного трудящегося человека с молотком и зубилом в руках, а не боговдохновенного провидца в порыве мистического откровения. Тем самым художник выводит на первый план заслуги человека, пришедшего к высоким нравственным ценностям в результате прохождения своего пути духовной и интеллектуальной эволюции. Этим жестом автор демонстрирует возможность достижения подлинного знания в процессе упорного труда, развития своего сознания и устремления к высшим идеалам, то есть утверждается восхождение человеческого, а не нисхождение божественного...