Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Славяне на Днепре
1905

Н.К.Рерих. Славяне на Днепре. 1905

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=769&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Славяне на Днепре
Год 1905
Серия Русская серия (не авт. серия)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Картон, темпера. 67 x 89 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № Ж-1975. Пост.: 1920 из собр. А. А. Коровина
(Петроград)

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• Картина из серии “Начало Руси. Славяне”. В русской летописи ХII века говорится о том, что с давних времён берега реки Днепра были заселены племенем полян. “Имели они свои обычаи и законы своих отцов, и предания”. В картине изображена одна из сторон жизни языческих славян — сбор дани княжеской дружиной. [15].

• В произведениях станковой живописи Рерих разрабатывает принципы монументального искусства....понимание пространственного решения восходит к принципам древнерусской живописи. Действие в картине плоскостно, глубина пространства и воздушная среда не переданы. Существуют лишь два измерения: верх и низ. В иконах такое построение оправдано содержанием: там изображался неземной, символический мир, действие фиксировалось навеки. Однако Рерих выбирает аналогичный принцип композиции далеко не случайно. Он таким образом утверждает этическую значимость изображённого сюжета. Художник показывает духовную, созидательную жизнь древних славян, их постижение сил природы, их труд, защиту родной земли. Определённая символичность заключена и в колорите картины, где преобладает красный цвет, связанный с образами Огня и Солнца [40,с.20].

• Поиски образов древней Руси, стремление к лаконизму рисунка, яркости цвета, стилизации...[27,с.63]

15. А.Юферова, Николай Рерих. Альбом репродукций (42 репродукции). Издание главного управления госзнака, М, 1970, 13с.

40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с.

Л.В. КОРОТКИНА. Николай Константинович Рерих. СПб.: "Художник России", "Золотой век", 1996. - 192 с., ил.

В произведениях станковой живописи Рерих разрабатывает принципы монументального искусства. Примером тому является его картина "Славяне на Днепре" (1905), где понимание пространственного решения восходит к принципам древнерусской живописи. Действие в картине плоскостно, глубина пространства и воздушная среда не переданы. Существуют лишь два измерения - верх и низ. В иконах такое построение оправдано содержанием там изображался неземной, символический мир, действие фиксировалось навеки. Однако Рерих выбирает аналогичный принцип композиции далеко не случайно. Он таким образом утверждает этическую значимость изображенного сюжета. Художник показывает духовную, созидательную жизнь древних славян, их постижение сил природы, их труд, защиту родной земли. Определенная символичность заключена и в колорите картины, где преобладает красный цвет, связанный с образами Огня и Солнца.

С. ЯРЕМИЧ У истоков творчества / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Можно самым точным образом воспроизвести древний корабль во всех его подробностях, но никогда он не получит такого жуткого и живого вида, как корабль в былине о Соловье Будимировиче: «У того было сокола, у корабля, вместо очей было вставлено по дорогу каменю, по яхонту, вместо бровей было прибивано по черному соболю якуцкому... вместо уса было воткнуто два острые ножика булатные, вместо ушей было воткнуто два востра копья... корма по-туриному, бока взведены по-звериному». И опять-таки только у Рериха находим настоящий «живой» корабль. Он движется и живет в своей пугающей красоте во многих видах, но сильнее всего запечатлевается на картинах «Славяне на Днепре», «Заморские гости», «Бой» и мн. др.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Ив. Лазаревский

«Салон». III

Произведения Рериха — центр интереса теперешнего Салона. ...

Много силы и настроения в «Славянах на Днепре». ...

Слово. 1909. 15/28 января. № 679. Четверг. С. 6.

Петроний

Выставка журнала «В мире искусств»

...Организованные четыре года тому назад выставки г. Филиппова из года в год открывают свои двери Харькову, Киеву, Одессе, открывают глаза публике на Сомова, Бенуа, Рериха, Добужинского, Лансере, Билибина, Врубеля и др. <...>

Вот, увлечение каменным веком, его «Идолы», вот историческая фантазия «Славяне на Днепре», «Св. Борис и Глеб». На выставке он представлен всесторонне, интересно, хотя и неполно, — конечно, невозможно на одной выставке исчерпать такие таланты, как он, как Мусатов.

Выставка Рериха — дело будущего, а в настоящем — здесь, кроме него, Б. М. Кустодиев. ...

Одесские новости. 1909. 19 декабря / 1910. 1 января. № 7996. Суббота. С. 4.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 4: 1910–1912 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. редактор: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2007. 584 с. [1] л. портр.

Тэд

Выставка картин «В мире искусств»

...На венской выставке была картина Рериха «Славяне на Днепре», и надо было посмотреть, какой громадный интерес возбуждало в публике это художественное произведение по силе своего письма!

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика