Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Снегурочка и Лель
1921

Н.К.Рерих. Снегурочка и Лель. 1921

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=778&size=3

                Обороты:    
Атрибуты картины

Название Снегурочка и Лель
Год 1921
Серия Эскизы к «Снегурочка», опере Н.А. Римского-Корсакова и пьесе А.Н. Островского (не авт. название)
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Картон, темпера. 52 х 31 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org
Примечание 1.0028. В журнале "Theatre Arts Magazine", N 4 за 1921 репродуцировано под названием "Купава и Лель". Эскиз для постановки Опера Компани, Чикаго, 1922.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Русские и индийские мотивы с одинаковой силой звучат в его произведениях, не противореча друг другу, но обогащая друг друга... По глубочайшему убеждению Рериха великая горная гряда Алтай-Гималаи не разъединяет, но соединяет наши страны. Родство индийских и русских народов у него не вызывает ни малейшего сомнения. Общность истоков — верит Рерих — предопределяет и общность их судеб в самом ближайшем будущем. Его радует всё то, что подтверждает это родство. Он останавливает внимание на созвучии образов народного творчества. Наш языческий Лель сразу вызывает в его памяти героя древнего мира — бога Кришну, которого индийская традиция изображает в виде юного пастуха, играющего на флейте... [37, с. 58, 59].

37. Знамя Мира. МЦР., М., 1995, 383с.

Описание картины

Четыре раза (в 1908, 1912, 1919 и 1921 годах) обращался Николай Рерих к оформлению "Снегурочки" для оперной и драматической сцены. Спектакли получили осуществление в театрах Санкт-Петербурга, Лондона и Чикаго. Первой, хотя и не получившей воплощения постановкой стала работа Рериха над оперой Римского-Корсакова для театра парижской Opera Comique.

"Снегурочка" принадлежит к числу "солнечных опер" композитора. Основным поэтическим содержанием ее является художественное претворение древнего солнечного культа, оставившего глубокий след в народном сознании. "Снегурочка", как и все творчество Римского-Корсакова мне близка", - признавался Рерих. В миропонимании у Рериха и Римского-Корсакова было много общего: они оба тянулись к истинным ценностям, находя их в природе, русской старине, в истории, в фольклоре.

В 1920 году Рерих принимает предложение оформить оперу Римского-Корсакова "Снегурочка" для чикагского театра Опера Компани. Художник создал огромное количество рисунков и эскизов к ней. Предыдущие сценические версии 1908 и 1912 годов переносили зрителей в сказочный мир языческой Руси, но работы 1921 года отличались совершенно новым, в чем-то неожиданным подходом к драматургическому материалу и иной характеристикой персонажей. В новой трактовке "Снегурочки" смешались "все элементы влияний на Россию": Византия (царь Берендей и его придворный быт), Восток (торговый гость Мизгирь и Весна, прилетающая из теплых стран), Север (Мороз, Снегурочка, лешие). Много общего нашел художник у легендарного пастуха Леля и индусского Кришны. "Вне излишней историчности, вне надуманности "Снегурочка" являет столько настоящего смысла России, что все элементы ее становятся уже в пределы легенды общечеловеческой и понятной каждому сердцу", - пояснял Рерих свою трактовку. Именно поэтому столь разнообраен и внешний вид персонажей оперы. Эскиз "Берендей и Снегурочка" стилизован автором под древнерусскую икону. В работах "Лель и Снегурочка" и "Купава" художник создал вполне определенный азиатский этнический тип.

Оформление оперы имело такой успех у американской публики, что линии и орнаменты костюмов по рисункам Рериха были введены в бытовую моду текущего сезона. Рерих вспоминал, как в "Чикаго во время постановки "Снегурочки" мастерские Маршала Фильда произвели интересный опыт, построив современные костюмы на орнаментах или линиях доисторических славянских одеяний".

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Подписи, надписи, пометки:

Подпись и дата слева внизу: монограмма / 1921

О постановке

Снегурочка

Постановка: Чикагская оперная труппа, 1922

Провенанс

Roerich Museum, New York (1923); Museo Nacional de Bellas Artes, Buenos Aires (loan) (1930); Nicholas Roerich Museum (1970)

Работая над новой постановкой «Снегурочки» в 1921 году, Николай Рерих пишет образы Снегурочки и Леля более обобщенно, чем прежде, но все так же наполненными славянской символикой. Так, Снегурочка уже не напоминает сказочного персонажа, но больше похожа на крестьянскую девушку. А черты лица Леля, чей образ опирается на иконографию Кришны Венугопала (играющего на флейте), явно говорят о его восточном происхождении.

В очерке «Одеяния духа» художник пишет: «легенда-сказка «Снегурочка» показывает часть подлинной России в ее красоте. Островский, реалист-драматург, только раз в жизни отдал вдохновение сказке. Римский-Корсаков отдал «Снегурочке» молодой запас сил. И легенда убедительна своим подлинным эпосом. Все элементы влияний на Россию видны в «Снегурочке». И время сказки – поэтичное время славян, почитавших силы природы, – дает светлую атмосферу ликования природы. Мы имеем элементы Востока: ...тип легендарного пастуха Леля, столь близкого с обликом индусского Кришны. И наконец, мы имеем элементы Севера. Элементы лесных чар. Царство шамана: мороз, лешие, Снегурочка... Все подробности архитектуры и всей жизни русской обусловливают и подробности костюма, при общечеловеческом сотрудничестве слагается и смысл общечеловеческий».

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика