Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Соловей-разбойник (декоративное панно)
1910

Н.К.Рерих. Соловей-разбойник (декоративное панно). 1910

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=789&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Соловей-разбойник (декоративное панно)
Год 1910
Серия Богатырский фриз (составлена в 1909-1910 гг.)
Где находится Государственный Русский музей. Россия. Санкт-Петербург
Материалы, размеры Холст, темпера. 203 х 336.5 см.
Источник Государственный Русский музей. Генеральный каталог музейного собрания. Живопись. Т. 12. Первая половина XX века. (Н-Р). СПб.: Palace Editions, 2013
Примечание Инв. № Ж-7954.
Загружено 2 изображения. Одна панель из сюиты декоративных панно, исполненного для столовой в доме Ф. Г. Бажанова в Петербурге (ныне – помещение Библиотеки им. А.П. Чехова). Первоначально собств. Ф.Г. Бажанова. Поступила в 1964 г. из Библиотеки им. А.П. Чехова.
См. также "Богатырский фриз"

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Образцом светской, чисто декоративной живописи художника может послужить громадный «Богатырский фриз» 1909 года для столовой в доме Ф. Г. Бажанова в Петрограде, состоящий из семи частей: «Вольга», «Микула», «Илья Муромец», «Соловей-разбойник», «Садко», «Баян» и «Витязь». Живопись его, силуэтная, широкая, чего требует само помещение, построена на сочетании полных тонов; так, в «Вольге» господствуют синий и желтый (являющиеся вообще лейтмотивом всего фриза), в «Садко» главной темой звучит тоже синий, цвет воды и неба и т. д.

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Новые картины Рериха

В мастерской Н. К. Рериха стоят два громадных незаконченных фриза. Известный миллионер Х заказал художнику эти фризы для своей столовой. Талантливый и своеобразный художник взял темой два эпизода древнего эпоса.

На одной картине Вольга Святославович, выезжающий «во чисто поле». Нетронутое, безграничное земляное поле воспринимает в его лице носителя новой культурной силы, которая пересоздаст первобытную стихию земли.

На другой — Соловей-разбойник, залёгший в Брянских лесах. Лесная гуща, кругом болота, и Соловей, помещающийся в избушке-гнезде — своеобразном строении свайного типа. Картина изображает заключительный момент борьбы Соловья с Ильёй Муромцем.

Картины Рериха будут помещены в этом сезоне на организующейся выставке «Салон». ...

Биржевые ведомости. 1908. 8/21 ноября. Вечерний выпуск. № 10801. Суббота. С. 5–6.

С сайта Русского Музея

Источник: http://www.virtualrm.spb.ru/ru/node/4929

В 1909-1910 годах Рерих исполнил серию панно „Богатырский фриз" для особняка видного промышленника и почетного гражданина Петербурга Ф. Г. Бажанова. Дом был построен по проекту архитектора П. Р. Алешина в 1907-1908 годах в стиле модерн. Каждый его интерьер отличался неповторимым оформлением, но тема героической Древней Руси была доминирующей. Гостиную украшал майоликовый камин „Вольга и Микула", исполненный по эскизу М. А. Врубеля, а панно Рериха размещались в столовой. Серия состояла из восьми сюжетных („Садко", „Витязь", „Баян", „Илья Муромец", „Микула Селянинович", „Город", „Вольга Святославович", „Соловей-разбойник") и одиннадцати декоративных композиций. Создание монументального „Богатырского фриза"стало в творчестве художника кульминацией его обращения к теме былин.

В.П.КНЯЗЕВА. Богатырский фриз. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

...В огромном наследии Рериха среди работ на темы героического эпоса наибольший интерес представляет так называемый «Богатырский фриз». Он был создан еще в 1910 году в Петербурге для столовой в доме Ф.Г.Бажанова (ул. Марата, 72). Этот фриз состоял из 7 больших панно. Высота панно — 2,03 м. Общая длина больших панно — 25,75 м. Кроме того, над окном и на оконных наличниках было размещено еще 12 декоративных полотен значительно меньшего размера.

...На противопоставлении, на контрастном подчеркивании образов строятся также два других произведения — «Илья Муромец» и «Соловей-разбойник». Илья Муромец, как и в былине, олицетворяет защитника земли русской. Подобно Микуле Селяниновичу, он неразрывно связан с землей. За его фигурой простираются синие озера и реки, холмы и белокаменные города. Соловей-разбойник показан совершенно иначе: он забился в избушку на курьих ножках, которая словно подчеркивает его обреченность.

Эти панно в интерьере располагались по сторонам от большого оконного проема. Кроме того, над окном помещалось длинное узкое панно «Городище» с романтизированным, типично рериховским пейзажем древней русской земли, которое композиционно и по смыслу связывало их.

...Его единственная осуществленная монументально-декоративная работа, не связанная с церковными росписями, — «Богатырский фриз». Но и он, выполненный для частного дома, был скрыт от народа.

В советское время дом Бажанова был отдан под общественные учреждения, и «Богатырский фриз» смогли увидеть наконец многие зрители.

В годы Великой Отечественной войны в условиях блокады панно были повреждены. Весь фриз покрылся толстым слоем копоти. Особенно пострадало панно «Вольга». Кроме сильного загрязнения, на нем оказался также утраченным правый нижний угол холста размером 52 X 36 см.

В 1964 году «Богатырский фриз» был передан в Государственный Русский музей. Большую работу по его восстановлению провел старший художник-реставратор К. В. Бернякович . Он очистил холсты от поверхностного загрязнения, заделал прорывы и многочисленные проколы, укрепил участки осыпей красочного слоя и тонировал их. Полотна после реставрации впервые экспонировались в музее на юбилейной выставке художника осенью 1974 года. Сбереженные и сохраненные народом в тяжелые годы войны, они вошли в его жизнь, в то будущее, о котором страстно мечтал художник и которому посвятил все свое творчество.

И. СЕРЕБРОВА Журнал Восход № 3 (143), Март, 2006 Фрагмент статьи «В КАЖДОЙ ЛЕГЕНДЕ ЖИВЕТ ВЕЛИКАЯ ПРАВДА»

"Н.К.Рерих, который знал и любил историю своего отечества, с особым чувством относился к героям русских былин и, конечно же, уделил им особое внимание в своём творчестве. Одним из ярчайших произведений художника на эту тему является сюита «Богатырский фриз» (1910), исполненная им для интерьера городского дома Ф.Бажанова в Петербурге. Фриз состоит из семи крупных панно, а также нескольких панно для оконных проёмов с растительным мотивом, высота каждого из них два метра. В настоящее время они хранятся в Государственном Русском Музее. "

"Панно «СОЛОВЕЙ-РАЗБОЙНИК». В древнерусском эпосе самой распространённой и популярной является былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Согласно народным преданиям, Соловей-разбойник — «исполин сверхъестественных сил». То он «сидит на дубах, сражает проезжих людей громким свистом; то просто разбойник; живёт он в лесах, в лесах тёмных Брынских [то есть Брянских], сидит на деревьях...» «Свищет-то он по-соловьему, шипит-то он по-змеиному, воскричит-то он, злодей, по-звериному...» — говорится в былине об Илье Муромце Одолел его Илья и привёз в стольный град Киев, к самому князю Владимиру.

Как пишет академик Д.С.Лихачёв, в Никоновской летописи есть «рассказ о поимке некоею хитростью ''славного разбойника, нарицаемого Могута'', отдалённо напоминающего Соловья-разбойника. Приведённый ко двору Владимира, этот Могута встал передкнязем, ''вскрича зело, и многы слёзы испущая из очию'', заклялся не заниматься разбоем». Видимо, в те времена существовало немало таких разбойников, грабивших и пугавших людей на прямоезжих дорогах — более коротких, но и более опасных. «Прямоезжею дорожкой в Киев пятьсот вёрст, окольной дорожкой цела тысяча», — говорится в былине об Илье Муромце и Соловье-разбойнике. Именно этот былинный сюжет послужил Рериху для создания в 1912 году картины «Тропа прямоезжая» (не относится к «Богатырскому фризу»). «Илья Муромец, побеждая Соловья-разбойника, очищает дорожку прямоезжую, что имело большое значение и вполне соответствовало исторической действительности. Ведь именно такие прямоезжие дорожки (по Днепру — к Чёрному морю, а по Волге — к Каспийскому) оказывались обычно перехваченными: в Х – XIII веках - печенегами, хазарами, половцами, а с XIII по XVI век — волжскими и крымскими татарами. Поэтому очищение их от соловьёв-разбойников, чинивших разбои на дорогах, приравнивалось народом к подвигу». "

Источник : http://voshod.sibro.ru/

https://humus.dreamwidth.org

Фото панно в интерьере

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика