Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=795&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
На картине Н.К.Рериха «София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.
Н.Д.Спирина Источник: http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"София - Премудрость" (1932) ведёт свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы - предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии" (90). Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что значит "свято". В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: "Да будет Свет!" Каков же будет Свет? и в чём будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота" (91). Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир. В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окружённом общей кремлёвской стеной. Вход к нему идёт от узнаваемой всеми китайской башни. 90. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. Т. I. - М.: Правда, 1990. - С. 386. 91. Рерих Н. К. Держава Света. Священный дозор. - Рига: Виеда, 1992 - С. 37. Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В этом контексте интуитивные прозрения Леонардо можно считать в какой-то мере близкими, современными кругу идей русского космизма. Женское начало мироздания у философов русского Серебряного века предстаёт в образе космической Софии, устроительницы Вселенной. «Она есть та Великая Матерь, которую издревле чтили благовестивые языки: Деметра, Изида, Кибелла, Иштар» 234, – писал С.Н. Булгаков. Это она являлась древним в образе Великих Матерей. Это её красоту чтили античные ваятели. Это её благодатного прихода ожидали пророчествующие мыслители и художники, наделяя любовь и красоту высшим трансцендентным началом. Это её неизъяснимая улыбка сияет на ликах земных и божественных героинь Леонардо. И у Бакста вздымающаяся к космосу богиня – это, как писал Вяч. Иванов, – «женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют» . Это её грандиозный светящийся облик изобразил Рерих в картине «Матерь Мира». Уцелевших же от землетрясения юоновских персонажей в картине «Новая планета» можно считать такими же людьми новой эпохи, как и принявших в себя пространственный огонь леонардовских и рериховских героев. Наверное, именно они и будут вместе встречать новую огнедышащую планету, приход вселенской красоты. На картине Рериха в небе появилась не планета, а сама София – царственное женское существо, летящее на белом коне («София Премудрость», 1932). Сопровождающий её вселенский огонь сжигает тьму и несёт миру спасительные софийные энергии. Вся красно-жёлтая, в пламени солнечного диска, София держит в руке Знамя Мира, где трижды написано по-древнегречески слово «Αγιώs», что значит «свято». Вспоминая рериховскую расшифровку Знамени, можно прочитать послание Софии следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». В картине Знамя Мира развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они представляют один мировой город за общей кремлёвской стеной, символизируя единство творений человеческих рук.
234.Булгаков С.Н. Свет невечерний. С. 209. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...В 1932 году Рерих создает картину "София-Премудрость Божия", где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: "...ангелообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее - огненного цвета, за спиною - два большие огневидные крыла, на голове - золотой кадуцей, в левой - закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы - золотой нимб, над ушами - тороки или "слухи"" [54]. Кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: "крылья Софии - явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела - указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены - обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому"[55]. По поводу же списка сказано, что "в нем неведомые и сокровенные тайны Божии"[56].
Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира - три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово , что значит "свято". Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.
Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора "предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения"[57].
В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге "Держава света" в 1931 году было написано: "В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота" [58].
Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота"[59]. Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир.
Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово - это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: "...и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как ...хозяйство и культура"[60].
В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что "от нея же изыде огонь Божества"[61]. Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София. Следует отметить, что огненная стихия очень увлекала Рериха, как художника. В [20]-е годы он поставил перед своим искусством задачу создания "ощущения космической правды"[62], которая бы отразила реальность светоносной огненной материи. ... 54. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 372. 55. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 374-375. 56. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 386. 57. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 70. 58. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 37. 59. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 389. 60. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Русский Космизм. 1993.- С. 133. 61. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 389. 62. Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924.- С. 69. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: "Святая София - Премудрость Божия". В часы нашего высшего вдохновения эта Мудрость шепчет нам: "Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!" На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего». Н.К. Рерих «Держава Света», «Адамант», с. 189,Нью-Йорк, 1931 г.
«Божественная София Премудрость летит над всем миром». Н.К. Рерих «Твердыня Пламенная», «Майтрейя»,с.272, Париж, 1932 г.
Образ Святой Софии встречается на почитаемых древних иконах, она олицетворяет Святой Дух в христианской Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). На картине Рериха пламенная всадница летит над миром: градами, храмами, дворцами и музеями, развернув Свиток с изображением Знамени Мира - символа охраны творений человеческого гения - и трижды написанным по-древнегречески словом «свято». Художник создал эту картину в 1932 году, предвидя грядущие войны и катаклизмы, предвидя приближение к Земле космических огненных энергий, которые или воскресят или погубят человечество. Рерих воплотил в образе Софии-Премудрости свои чаяния о наступающей эпохе женщины -Матери Мира. Именно женщина, носительница сокровенной огненной мощи - психической энергии, - может уберечь' человечество от гибели, а сокровища культуры - от разрушения. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София - Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнет вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего. И.К.Рерих. Держава Света. Адамант
Все вмещает Свет. Чаша Грааля над всем Благом. Божественная София Премудрость летит над всем миром. Н.К.Рерих. Сказки. Майтрейя |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Знание, ведение, провидение, основанное на интуиции, жизненном и духовном опыте, являются мудростью. Именно она подвигает Василису на поиски лечебных трав для врачевания, инока Сергия на строительство церквицы для будущего духовного окормления Руси, саму Софию Премудрость – на огненную манифестацию, пророчествующую о грядущем мировом пожаре. В алом пламени на огненном коне проносится над городом грозная воительница с расчехленным Знаменем мира в руках («София Премудрость», 1932). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
А в русле древнерусской иконописи создана «София Премудрость» (1932). Софию сопровождает вселенский огонь, в её руке - Знамя Мира, где трижды выведено по-древнегречески слово «свято». Обращаясь к одной из расшифровок Рерихом, можно прочитать послание Софии следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Знамя Мира развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они составляют один мировой город за общей кремлёвской стеной, символизируя единство творений человеческих рук... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
София - Премудрость. Над небольшим селением, расположенным высоко в горах, пролетает на огненном коне Святая София. В Её правой руке - Знамя Мира, которое находится как раз над центром городка, где много храмов. У города прекрасное будущее, т.к. сюда вот-вот опустится этот священный Знак Мира и Культуры. "Божественная София-Премудрость летит над всем миром. Пламенны крылья устремлённой Софии. Агни всеведения и возношения, который проникает всё сущее и перед которым слово не нужно." В Агни-Йоге сказано: "Первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем сама Пречистая София-Премудрость. Стремительны крылья Софии - горе неусмотревшему, горе непостигшему, отогнавшему. Крыло пламенное, по Благодати ставшее явным, почему явиться опять жестокому или робкому глазу? Но сколько огней, уже различимых даже неопытным оком. Качество мыслей будет вожатым, а ненасытная устремленность будет крылами Света Софии. Ведь сиять, но не сгорать заповедано..." "Среди прекрасных почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения. "Святая София - Премудрость Божья". В часы нашего вдохновения эта Мудрость шепнет нам "Творите неутомимо. Знайте как давать. Только в даянии мы получаем!" На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в пространство Святая София, Мудрость Всевышнего." (Н.К.Рерих. Держава Света) Урикова Н.В. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
"София-Премудрость" (1932) ведёт свои истоки от православных христианских образов, хотя здесь Николай Константинович Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы - предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии". Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что означает "свято". В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: "Да будет Свет. Каков же будет Свет? и в чём будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота". Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Тот же пламень, но с царственным пурпуром в последней картине «Святая София — Премудрость Божия»; как будто то же огненное задание, но музыкальный ключ повернут к более насыщенному, спокойному тону. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Рерих вошел в сознание современников рядом мощнейших художественных образов, знаменующих собой новые вехи культуры. Становление высокой духовности будущего века, эволюционной устремленности и космичности мировоззрения связано с фигурой Н.К.Рериха. Здесь прежде всего упомянем символ Знамени Мира, явленный в виде круга вечности с тремя вложенными в него пурпурными кругами настоящего, прошлого и будущего. В настоящее время имеется множество трактовок этого триединства культуры. Приведем только несколько истолкований, данных Рерихами: Это триединство искусства, науки и религии, как новая парадигма знания и духовности; Это три Благословенных дара: познание единого Духа, чудо искусства и космической энергии ("Пути благословения", 1922г.); по словам Е.И.Рерих, "духовность, подвиг и красота - эта троица вмещает в себя все"; "Наука, Искусство и Живая Этика - прекрасная троица" (Письма, т.1, с.271).
Этот символ-знамя, в 30-е годы, принятый всеми странами, участниками Лиги Культуры, имеет свою линию становления в раннем творчестве Рериха. Известно, что этот символ введен художником в картину "София Премудрость" 1932 года, занимает центральное положение на холсте" Мадонна Орифламма" 1924 г., а также на картине "Знамя Шамбалы". В дневниках Николая Константиновича имеется упоминание о том, что кольцо Шамбалы было явлено ему во время Транс-Гималайского перехода. В книге "Знаки Христа" (М., 1992г.) В.М.Сидоров углубляет трактовку этой символики, увязывая ее корни с христианским культом Чаши. Он пишет, что в Чаше каждого человека хранится капля крови Иисусовой. "Чаша в самом тебе. Приникни к ней. Молись." Е.И.Рерих неоднократно отмечала, что Учение Живой Этики - это чаша огненного Синтеза Культуры. Отсюда прослеживается связь этого символа с основным началом Агни Йоги (термин агни можно складывать из а-гни, тогда - просматривается семантика глубинного корня "не (вне - знания)." А в самом изображении Знамени Мира зрителю видится - три вихревых огненных круга, возносящих человека с плоскости земного в мир духовной вертикали. Можно согласиться с тем, что созданный Рерихом символ - это знак космической силы, беспереводно понимаемый всеми людьми, безотносительно к их этнической или национальной принадлежности. ... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Всё вмещает Свет. Божественная чаша Грааля над всем благом. Божественная София Премудрость летит над всем миром. Н.К. Рерих. Твердыня Пламенная, «Майтрейя», с.192, Рига, «Виеда», 1992 г.
На картине Н.К.Рериха «София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёй на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей, доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза. Н.Д. Спирина. Отблески, 2001г., с.102 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В 1932 г. Н. К. Рерих пишет картину «София Премудрость», изображая Софию как явление Огненного мира. Премудрость не просто окружена огнём или пламенеет светоносным ликом, она сама есть огонь — тот духовный огонь совершенного мира, о котором пишут Рерихи в «Агни-Йоге». Рассматривая пламя как символ божественного начала, художник вспоминает разные христианские образы и записывает такие строки: «Пламенны крылья устремленной Софии, пламенны же и крыла Ангела Благого Молчания. Огненны кони, Илию возносящие. И пламенное крещение над апостолами. Все тот же огнь, Агни всеведения и возношения, который проникает всё Сущее и перед которым слово не нужно» (Рерих, Н. К. Держава света). Софию, глава которой увенчана царским венцом, мчит вперёд огненный конь, кажется, что всё небо объято пламенем, но огонь этот не испепеляющий, не адский, а напротив — животворящий, благодатный, субстанциальный. По Рериху это сам Свет Божий, частичку которого каждый человек несёт внутри самого себя (Рерих, Н. К. Семь великих тайн космоса. / Н. К. Рерих — М.: Эксмо, 2007 — 864 с.); как сказано в Писании: «Царствие Божие внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Разжигая Огонь в сердце, человек обретает высшую психическую энергию и духовно эволюционирует. Рерих, как и Соловьёв, Флоренский, Трубецкой, вдохновляется иконописным изображением Софии и пытается уловить премудрое послание, безмолвно изрекаемое образом: «Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: "Святая София — Премудрость Божия". В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнет вам: "Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!" На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего» (Рерих, Н. К. Держава света). Связь полотна Рериха с канонической иконографией (ил. 14) весьма условна, художник не пытается повторить или трансформировать канон, он стремится расшифровать семиотику иконы, постигнуть её метафорическое содержание и по-своему его риторически художественно интерпретировать. Поскольку в семиотике любое сообщение есть текст, Ю. М. Лотман рассматривает риторику как механизм смыслообразования (Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров), но не в словесной, а в изобразительной области. Риторическая фигура при этом не является формальным украшением, предназначенным для усиления образности языка и художественной выразительности текста, а служит механизмом конституирования содержания, т.е. риторическая структура не может быть создана нериторическим методом. Подобные риторические семиотические построения имеют место и в недрах архаических культур. Так, например, колдовские операции над следом человека демонстрируют отношение части к целому, связь между отпечатком ноги и самим индивидом. В этом случае след по отношению к человеку выступает как метонимия. Та же самая семиотическая связь возникает в отношении реликвии как части тела или вещи, ранее принадлежавшей святому. Икона же в своём семиотическом значении, сложившемся в Византии, является метафорой, явлением семантически разноплановым. Являясь образом, связывающим с первообразом (со святым), икона представляется вещественным знаком невещественной божественной сущности. Понимание восточнохристианского соотношения между формой и содержанием выводится из утверждения Климента Александрийского, который пишет, что «следует постигать не слова, а то, что они обозначают» (Цит. по: Лотман, Ю. М. Внутри мыслящих миров). Таким образом подчеркивается метафоричность иконы как текста, переносящего смысл с обозначающего на обозначаемое. Исходя из этого, Рерих в соей работе стремится выразить обозначаемое собственным художественным языком, создавая параллельно ряд новых метафор и коннотаций. На полотне Николая Константиновича пламенеющая София держит в правой руке развёрнутый свиток с изображением Знамени Мира, под которым трижды читается слово «» (в переводе с греч. — святой). В начале 1930-х гг., во время разработки Рерихом концепций Пакта (Договора об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников), Знамя Мира появляется сразу на нескольких его полотнах. И преподобный Сергий Радонежский, и Дева Мария, и София Премудрость Божия несут Знамя как символ чего-то сакрального и нерушимого. Рерих изображает святых заступниками не только наших душ, но и общечеловеческих культурных ценностей, ведь для художника духовное развитие неразрывно связано с культурным и научным ростом. На картине Божественная Мудрость, возвышаясь над землёй, возвещает триумф культуры и науки, поскольку достижения последних являются не чем иным, как объективациями Её же вечных идей. Обнесённый крепостной стеной град на полотне Рериха изобилует монументальными сооружениями: университетами, храмами, музеями — все они находятся под небесным покровительством святой Софии, огненное облако которой пылает тем же пламенем, что и меч архангела Михаила — предводителя Небесного воинства. Само Знамя Мира иногда интерпретируется как символ прошлого, настоящего и будущего, замкнутых в кольце вечности; так, развёртывание во времени мировой эволюции подчинено неизменному абсолютному знанию — Софии Премудрости. В другом контексте Знамя отсылает нас к буддийскому символу Триратна, где три круга обозначают Будду, Дхарму и Сангху. Будда почитается как просветлённое всезнающее существо, достигшее вершин духовного развития; Дхарма представляет собой учение, содержащее в себе абсолютное знание о Вселенной, а Сангха есть община монахов, стремящихся к пробуждению, следуя учению Просветлённого. Так, в отношении картины Рериха можно провести параллель между законом бытия Вселенной и человека — Дхармой, с одной стороны, и миром божественных идей — Софией — с другой. Сангха видится братским содружеством, которое стремится к Абсолюту, к Вечности, где граница между Премудростью и миром снята. В работе «Н. К. Рерих и русский космизм» Е. П. Маточкин вспоминает строки Рериха из «Державы света» о «знамени Духа», на котором начертана триада «Любовь, Знание, Красота», и отмечает его сходство со Знаменем Мира. Глядя на свиток в руке Софии, где трижды написано «Святой», исследователь прочитывает символ следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота»1. Вспомним, что эта триада восходит к древним религиозным корням. Христианство говорит: Бог есть Любовь, Он есть Премудрость, а Красота видимого мира и упорядоченность космоса свидетельствует о его божественном происхождении. * Маточкин, Е. П. Н. К. Рерих и русский космизм. / Е. П. Маточкин // Петербургский рериховский сборник. — СПб.: Издательство Буковского, 1998. — с. 54-79. Радея за сохранение в мире этих трёх ценностей, художник формулирует свой визуальный посыл. Таким образом, создавая образ Премудрости Божией, Рерих обращается к традиционной иконографии, вдохновляется идеями русских религиозных философов и воплощает собственные мистико-философские концепции в художественном выражении. |