Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

София-Премудрость. # 2
1932

Н.К.Рерих. София-Премудрость. # 2. 1932

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=795&size=2

                 
Атрибуты картины

Название София-Премудрость. # 2
Год 1932
Где находится Музей Николая Рериха, США. Нью-Йорк
Материалы, размеры Холст, темпера. 107.3 x 153 см.
Источник Сайт Музея Николая Рериха (Нью-Йорк) http://www.roerich.org

Н.Д. СПИРИНА Журнал Восход : № 9 (89), Сентябрь, 2001

На картине Н.К.Рериха «София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёю на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.

Н.Д.Спирина

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Е. П. МАТОЧКИН канд. искусствоведения г. Новосибирск «Знак Знамени Мира в искусстве Евразии и творчестве Н. К. Рериха»

"София - Премудрость" (1932) ведёт свои истоки уже не от католических образов, а от православных, хотя здесь Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы - предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии" (90). Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что значит "свято". В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: "Да будет Свет!" Каков же будет Свет? и в чём будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота" (91). Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

В охваченном пожаром небе София реет над символическим мировым городом, окружённом общей кремлёвской стеной. Вход к нему идёт от узнаваемой всеми китайской башни.

90. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. Т. I. - М.: Правда, 1990. - С. 386.

91. Рерих Н. К. Держава Света. Священный дозор. - Рига: Виеда, 1992 - С. 37.

Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

В этом контексте интуитивные прозрения Леонардо можно считать в какой-то мере близкими, современными кругу идей русского космизма. Женское начало мироздания у философов русского Серебряного века предстаёт в образе космической Софии, устроительницы Вселенной. «Она есть та Великая Матерь, которую издревле чтили благовестивые языки: Деметра, Изида, Кибелла, Иштар» 234, – писал С.Н. Булгаков.

Это она являлась древним в образе Великих Матерей. Это её красоту чтили античные ваятели. Это её благодатного прихода ожидали пророчествующие мыслители и художники, наделяя любовь и красоту высшим трансцендентным началом. Это её неизъяснимая улыбка сияет на ликах земных и божественных героинь Леонардо. И у Бакста вздымающаяся к космосу богиня – это, как писал Вяч. Иванов, – «женское начало мира, один пол, возведённый в абсолют» . Это её грандиозный светящийся облик изобразил Рерих в картине «Матерь Мира». Уцелевших же от землетрясения юоновских персонажей в картине «Новая планета» можно считать такими же людьми новой эпохи, как и принявших в себя пространственный огонь леонардовских и рериховских героев. Наверное, именно они и будут вместе встречать новую огнедышащую планету, приход вселенской красоты.

На картине Рериха в небе появилась не планета, а сама София – царственное женское существо, летящее на белом коне («София Премудрость», 1932). Сопровождающий её вселенский огонь сжигает тьму и несёт миру спасительные софийные энергии. Вся красно-жёлтая, в пламени солнечного диска, София держит в руке Знамя Мира, где трижды написано по-древнегречески слово «Αγιώs», что значит «свято». Вспоминая рериховскую расшифровку Знамени, можно прочитать послание Софии следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». В картине Знамя Мира развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они представляют один мировой город за общей кремлёвской стеной, символизируя единство творений человеческих рук.

234.Булгаков С.Н. Свет невечерний. С. 209.

Е.П. МАТОЧКИН Н.К. Рерих и русский космизм. //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...В 1932 году Рерих создает картину "София-Премудрость Божия", где изображает царственное женственное существо, реющее над миром на огненном коне. Интересно сравнить рериховскую Софию с ее каноническим изображением в древнерусской иконописи, описание которого приводит Флоренский: "...ангелообразная фигура в царском далматике, с бармами и омофором. Длинные волосы ее не вьются, но падают на плечи. Лицо и руки ее - огненного цвета, за спиною - два большие огневидные крыла, на голове - золотой кадуцей, в левой - закрытый список, прижимаемый к сердцу; около головы - золотой нимб, над ушами - тороки или "слухи"" [54]. Кроме того, Флоренский приводит и собственную расшифровку символики ее изображения: "крылья Софии - явное указание на какую-то особенную близость ее к горнему миру. Огненность крыльев и тела - указание на духоносность, на полноту духовности. Венец в виде городской стены - обычный признак Земли-Матери в ее различных видоизменениях, выражающий, быть может, ее покровительство человечеству, как совокупному целому"[55]. По поводу же списка сказано, что "в нем неведомые и сокровенные тайны Божии"[56].

Прежде всего, следует отметить, что Рерих вместо спокойного и торжественного образа традиционных икон Софии создает произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы-предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Она сама как посланец солнца, как воитель Света. Детальное сравнение с описанием Флоренского показывает, что, в основном, Рерих строго придерживается иконописных правил, кроме одного бросающегося в глаза отличия. София держит список не в левой руке, а в правой, и этот список раскрыт. На списке изображен символ Знамени Мира - три круга в окружности и написано трижды по-древнегречески слово , что значит "свято". Знамя Мира, или Международный Флаг Культуры был предложен Рерихом для охраны Искусства и Науки, всех творений человеческого гения. В картине это Знамя развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями.

Все они представляют один мировой город за общей, кремлевской стеной, как бы, символизируя единство созданий человеческих рук. По мысли автора "предложенное Знамя имеет на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы как символ Вечности и единения"[57].

В образе героической Софии Рерих воплощал свою веру в наступление эпохи Матери Мира и возлагал большие надежды на женщину в дальнейшем развитии человечества. В его книге "Держава света" в 1931 году было написано: "В тяжкие дни космических катаклизмов и человеческого разъединения и дегенерации, забвения всех высших принципов бытия, дающих истинную жизнь и ведущих к эволюции мира, должен подняться голос, призывающий к воскрешению духа, к внесению огня подвига во все действия жизни, и, конечно, этим голосом должен быть голос женщины, испившей чашу страдания и унижения и закалившейся в великом терпении. Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: Да будет Свет! Каков же будет этот Свет и в чем будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота" [58].

Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток еще и следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота"[59]. Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придет новый мир.

Вся красно-желтая, в пламени солнечного диска рериховская София вновь возвращает нас к соловьевскому толкованию апокалиптического сюжета. Наверное, нельзя более убедительно изобразить образ жены, облаченной в солнце, чем это сделал в своей картине Рерих. И рожденное ею слово - это и есть те неведомые сокровенные тайны Божии, которые начертаны в раскрытом свитке. Смысл картины близок к мыслям Булгакова: "...и над дольним миром реет горняя София, просвечивая в нем как разум, как красота, как ...хозяйство и культура"[60].

В песнопениях, посвященных Софии, говорится, что "от нея же изыде огонь Божества"[61]. Так и в полотне Рериха все небо охвачено пожаром, в его пламени мчится на коне божественная София. Следует отметить, что огненная стихия очень увлекала Рериха, как художника. В [20]-е годы он поставил перед своим искусством задачу создания "ощущения космической правды"[62], которая бы отразила реальность светоносной огненной материи. ...

54. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 372.

55. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 374-375.

56. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 386.

57. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 70.

58. Рерих Н. К. Держава Света – Священный Дозор.- Рига.:Виеда, 1992. - С. 37.

59. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 389.

60. Булгаков С. Н. Философия хозяйства. Русский Космизм. 1993.- С. 133.

61. Флоренский П. А. Столп и утверждение истины. В 2-х т. т.1- М.: Правда. 1990. - С. 389.

62. Рерих Н. К. Пути Благословения. - Нью-Йорк: Алатас, 1924.- С. 69.

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: "Святая София - Премудрость Божия". В часы нашего высшего вдохновения эта Мудрость шепчет нам: "Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!"

На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего».

Н.К. Рерих «Держава Света», «Адамант», с. 189,Нью-Йорк, 1931 г.

«Божественная София Премудрость летит над всем миром».

Н.К. Рерих «Твердыня Пламенная», «Майтрейя»,с.272, Париж, 1932 г.

Образ Святой Софии встречается на почитаемых древних иконах, она олицетворяет Святой Дух в христианской Троице (Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой). На картине Рериха пламенная всадница летит над миром: градами, храмами, дворцами и музеями, развернув Свиток с изображением Знамени Мира - символа охраны творений человеческого гения - и трижды написанным по-древнегречески словом «свято».

Художник создал эту картину в 1932 году, предвидя грядущие войны и катаклизмы, предвидя приближение к Земле космических огненных энергий, которые или воскресят или погубят человечество. Рерих воплотил в образе Софии-Премудрости свои чаяния о наступающей эпохе женщины -Матери Мира. Именно женщина, носительница сокровенной огненной мощи - психической энергии, - может уберечь' человечество от гибели, а сокровища культуры - от разрушения.

"И мы видим" Слово о картинах Николая Рериха / Составитель А.В.ВОРОНЦОВ - г.Феодосия – Типография ООО «Норд Компьютер», 2001г., с.124, ил.

Среди почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения: «Святая София - Премудрость Божия». В часы вашего высшего вдохновения эта Мудрость шепнет вам: «Творите неутомимо, знайте, как давать. Только в даянии мы получаем!» На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в Пространстве Святая София, Мудрость Всевышнего.

И.К.Рерих. Держава Света. Адамант

Все вмещает Свет. Чаша Грааля над всем Благом. Божественная София Премудрость летит над всем миром.

Н.К.Рерих. Сказки. Майтрейя

И.Н.КУЗНЕЦОВА Русский век. Богатырская серия. (Князева В.П. Кузнецова И.Н. Маточкин Е.П. Рерих: Пророчества., г.Самара : 000 «Издательский дом «Агни», - 2004г. )

Знание, ведение, провидение, основанное на интуиции, жизненном и духовном опыте, являются мудростью. Именно она подвигает Василису на поиски лечебных трав для врачевания, инока Сергия на строительство церквицы для будущего духовного окормления Руси, саму Софию Премудрость – на огненную манифестацию, пророчествующую о грядущем мировом пожаре. В алом пламени на огненном коне проносится над городом грозная воительница с расчехленным Знаменем мира в руках («София Премудрость», 1932).

Е.П. МАТОЧКИН Николай Рерих. 100 работ из Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Самара: Агни, 2008.

А в русле древнерусской иконописи создана «София Премудрость» (1932). Софию сопровождает вселенский огонь, в её руке - Знамя Мира, где трижды выведено по-древнегречески слово «свято». Обращаясь к одной из расшифровок Рерихом, можно прочитать послание Софии следующим образом: «Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота». Знамя Мира развевается над соборами и дворцами, библиотеками и музеями. Все они составляют один мировой город за общей кремлёвской стеной, символизируя единство творений человеческих рук...

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

София - Премудрость.

Над небольшим селением, расположенным высоко в горах, пролетает на огненном коне Святая София. В Её правой руке - Знамя Мира, которое находится как раз над центром городка, где много храмов. У города прекрасное будущее, т.к. сюда вот-вот опустится этот священный Знак Мира и Культуры. "Божественная София-Премудрость летит над всем миром. Пламенны крылья устремлённой Софии. Агни всеведения и возношения, который проникает всё сущее и перед которым слово не нужно."

В Агни-Йоге сказано: "Первый завет грому подобен, но последний творится в молчании. Сперва Вестник Пламенный, а затем сама Пречистая София-Премудрость. Стремительны крылья Софии - горе неусмотревшему, горе непостигшему, отогнавшему. Крыло пламенное, по Благодати ставшее явным, почему явиться опять жестокому или робкому глазу? Но сколько огней, уже различимых даже неопытным оком. Качество мыслей будет вожатым, а ненасытная устремленность будет крылами Света Софии. Ведь сиять, но не сгорать заповедано..."

"Среди прекрасных почитаемых древних икон имеется образ глубокого значения. "Святая София - Премудрость Божья". В часы нашего вдохновения эта Мудрость шепнет нам "Творите неутомимо. Знайте как давать. Только в даянии мы получаем!" На огненном коне, в сверкании пламенеющих крыльев представлена несущаяся в пространство Святая София, Мудрость Всевышнего." (Н.К.Рерих. Держава Света)

Урикова Н.В.

Описание картины

"София-Премудрость" (1932) ведёт свои истоки от православных христианских образов, хотя здесь Николай Константинович Рерих вместо спокойного и торжественного образа икон создаёт произведение необычайно динамичное и экспрессивное. Его София летит на коне, как это принято для изображения Архангела Михаила - воеводы - предводителя светлых сил. Вместо нимба Софии - диск солнца. Согласно традиции София держит закрытый список и "в нём неведомыя и сокровенные тайны Божии". Рерих раскрывает список. На нём - Знамя Мира и трижды повторенное древнее слово, что означает "свято".

В книге художника "Держава Света" в 1931 году было написано: "Пусть теперь женщина - Матерь Мира - скажет: "Да будет Свет. Каков же будет Свет? и в чём будет заключаться огненный подвиг? - В поднятии знамени Духа, на котором будет начертано - Любовь, Знание и Красота". Применяя эти мысли к данной картине, можно прочитать свиток следующим образом: "Свята Любовь. Свято Знание. Свята Красота". Видимо, настало время, чтобы люди осознали и оберегли эти высшие духовно-эволюционные ценности. Ведь на них будет покоиться краеугольный камень будущей Культуры, через них придёт новый мир.

Ж. ДЮВЕРНУА Рерих. Фрагменты биографии/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Тот же пламень, но с царственным пурпуром в последней картине «Святая София — Премудрость Божия»; как будто то же огненное задание, но музыкальный ключ повернут к более насыщенному, спокойному тону.

Л.П.ЗАСОРИНА Сказы и сказки Н.К.Рериха //Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил

...Рерих вошел в сознание современников рядом мощнейших художественных образов, знаменующих собой новые вехи культуры. Становление высокой духовности будущего века, эволюционной устремленности и космичности мировоззрения связано с фигурой Н.К.Рериха. Здесь прежде всего упомянем символ Знамени Мира, явленный в виде круга вечности с тремя вложенными в него пурпурными кругами настоящего, прошлого и будущего. В настоящее время имеется множество трактовок этого триединства культуры. Приведем только несколько истолкований, данных Рерихами: Это триединство искусства, науки и религии, как новая парадигма знания и духовности; Это три Благословенных дара: познание единого Духа, чудо искусства и космической энергии ("Пути благословения", 1922г.); по словам Е.И.Рерих, "духовность, подвиг и красота - эта троица вмещает в себя все"; "Наука, Искусство и Живая Этика - прекрасная троица" (Письма, т.1, с.271).

Этот символ-знамя, в 30-е годы, принятый всеми странами, участниками Лиги Культуры, имеет свою линию становления в раннем творчестве Рериха. Известно, что этот символ введен художником в картину "София Премудрость" 1932 года, занимает центральное положение на холсте" Мадонна Орифламма" 1924 г., а также на картине "Знамя Шамбалы". В дневниках Николая Константиновича имеется упоминание о том, что кольцо Шамбалы было явлено ему во время Транс-Гималайского перехода. В книге "Знаки Христа" (М., 1992г.) В.М.Сидоров углубляет трактовку этой символики, увязывая ее корни с христианским культом Чаши. Он пишет, что в Чаше каждого человека хранится капля крови Иисусовой. "Чаша в самом тебе. Приникни к ней. Молись." Е.И.Рерих неоднократно отмечала, что Учение Живой Этики - это чаша огненного Синтеза Культуры. Отсюда прослеживается связь этого символа с основным началом Агни Йоги (термин агни можно складывать из а-гни, тогда - просматривается семантика глубинного корня "не (вне - знания)." А в самом изображении Знамени Мира зрителю видится - три вихревых огненных круга, возносящих человека с плоскости земного в мир духовной вертикали. Можно согласиться с тем, что созданный Рерихом символ - это знак космической силы, беспереводно понимаемый всеми людьми, безотносительно к их этнической или национальной принадлежности. ...

Сокровище Мира. Комментарии к некоторым картинам Н.К.Рериха. Издание Кузбасского Рериховского Общества, № 3, дополненное г. Новокузнецк, 2006 г.

Всё вмещает Свет. Божественная чаша Грааля над всем благом. Божественная София Премудрость летит над всем миром.

Н.К. Рерих. Твердыня Пламенная, «Майтрейя», с.192, Рига, «Виеда», 1992 г.

На картине Н.К.Рериха «София-Премудрость» в огне явлена стремительно летящая над землёй на белом коне Всевышняя Премудрость, объединяющая и охраняющая всех людей, доброй воли и их творческие достижения под Знаменем Мира, Знаменем грядущего синтеза.

Н.Д. Спирина. Отблески, 2001г., с.102

PROVENANCE

http://www.roerich.org/museum-paintings-catalogue

Foundation Roerich Pro Pace, Arte et Scientiae, Bruges, Belgium (loan) (1932); Les Amis de Bruges, Bruges, Belgium (loan) (1947); Svetoslav Roerich (by descent); Nicholas Roerich Museum (on loan since 1960; acquisition, 1984)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика