Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Стрелы неба - копья земли
1915

Н.К.Рерих. Стрелы неба - копья земли. 1915

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=810&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Стрелы неба - копья земли
Год 1915
Где находится Государственный музей изобразительных искусств Туркменистана. Ашхабад
Материалы, размеры Холст, темпера. 103 х 188 см.
Источник Источник информации о Картине: Соколовский В.В. Каталог художественных произведений Н.К. Рериха. 1978
Примечание Загружено 2 изображения. Ж-1976
См. См. эскиз к Картине

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

...Другая волнующая художника тема — это вечно прекрасная, вечно светлая тайна неба.

...Мастер все вдохновеннее вглядывается в нетленную красу небесных созвездий, все крепче хочет связать ее с тайной земли, все убежденнее ищет родственных нитей между миром «этим» и «тем»... Так желто-красным, бурным облакам в картине «Стрелы неба — копья земли» (1915) внизу ответствуют словно полные пламени холмы, между которыми в ущелье движется рать — видны только устремленные ввысь копья и знамена.

...Краски мастера по-старому радуют своим обилием и своеобразием. Некоторые его картины построены на одном основном, ярко звучащем тоне — таковы огненные «Стрелы неба — копья земли»...

Е.П. МАТОЧКИН Космос Леонардо да Винчи и Николая Рериха: художественные параллели. — Самара: Издательский дом «Агни», 2002. — 192 с.: ил.

...Загадка о мечах и копьях – это зловещее предзнаменование человечеству. «Создания людей будут причиной их смерти...»192. Здесь в качестве живописного аналога можно привести картину Рериха «Стрелы неба, копья земли» (1912). В ней художник показывает, как земля людей ощетинилась копьями. В ответ на это пламенеют облака, небо посылает молнии стрел и, кажется, сам космос восстаёт против людских деяний. В то же время произведение Рериха откликается на ещё одно предсказание Леонардо: «Появятся животные на земле, именуемые людьми, которые будут вести между собой вечные войны к великому ущербу, а часто и к погибели для обеих сторон. Злобе людской не будет предела... и в своей безмерной гордыне люди захотят вознестись чуть ли не до неба... Ничего не останется над землёй, под землёй и на воде, что не подвергнется преследованию, порче либо разрушению...» Эти строки из Атлантического кодекса, озаглавленные «О жестокости человека», Леонардо заканчивает с гневным отчаянием: «О земля, как же ты до сих пор не разверзлась? Почему не извергла ты из своих пропастей и пещер и не показала небу это жестокое и беспощадное чудовище?» 193.

192.Леонардо да Винчи. Избранные произведения. Т. 2.С. 387.

193.Нардини Б. Жизнь Леонардо. М.: Планета, 1979. С. 105.

...В произведениях Рериха также постоянно присутствует это надличное космическое начало.

...Полотно «Стрелы неба – копья земли» (1915) продолжает ту же тему на материале средневековой истории. В нижней части композиции по ощетинившимся копьям угадывается сражение; однако не оно интересует автора, а то, что происходит на небе. Там багровыми тонами рдеют нахмуренные тучи, и среди них острыми стрелами летят такие же красные облака. И кажется, что вовсе не на земле, а где-то в высших сферах совершается более значительная битва, и от её исхода будут зависеть судьбы людские. В других произведениях Рериха это высшее космическое начало нередко выступает в персонифицированном облике. Таков «Ангел последний», нисходящий с небес в грозе и молнии. Такова «Матерь Мира» (1924) из серии «Знамёна Востока», посвящённой Учителям человечества.

Фрагмент книги «Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество.

• “Замечательный русский художник Н.К. Рерих, обращаясь к темам праистории, выявлял становление человеческого начала, рост сознания, рассказывал о творческих находках, изобретениях первобытных людей, находил в них своеобразную красоту, поэтизируя окружающий их светлый земной мир”.

“Первозданные истоки бытия для Рериха не тёмно-уродливы, но прекрасны... Пантеизм, ощущение всего существующего как сущего, одушевлённого, единого — органическая основа мировоззрения художника, определяющая и формы его отражения мира.

Поэтому так слитны у него в картинах человеческие существа и неодушевлённая природа — живы люди и живы облака, живы каменные орудия, сделанные людьми, и сами камни. Поэтому картины всегда сочетают замкнутость в пространстве, вечный покой и вечное движение [8, с. 109].

• Большую группу произведений составляют пейзажи, в которых заложено пантеистическое восприятие природы, столь характерное для различных народов периода родового строя. Древние славяне тоже обожествляли силы природы, поклонялись солнцу, небу, огню, воде, земле, животным, растениям, также признавали существование сверхъестественных, мистических сил, непосредственную связь с ними человека. Их языческая религия оставила на многие века красивые сказки и предания, отголоски которых бытуют в народе в настоящее время. Рерих считал эту религию глубоко поэтичной и видел в поклонении природе один из источников творчества древних народов [27, с. 90, 91].

• Элементы пантеистического мистицизма есть также в картинах “Бой”, 1906, “Человечьи праотцы”, 1911, “Звёздные руны”, 1912, “Стрелы неба — копья земли”, 1915 и других. [27, с. 91].

8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с.

27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с

Б.А.СМИРНОВ. Русский пейзаж в творчестве Н.К.Рериха. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Трудно перечислить и описать все многообразие торжественных, прекрасных и неповторимых образов неба в картинах Рериха.

Новые образы неба предстали перед художником на высотах Гималаев: облака плывут под ногами, сверкают снежные вершины, глубокая синева переходит в нежные оттенки бледно-зеленого и фиолетового. Поистине космическое величие!

Как же изучает и запечатлевает художник текучую и вечно изменчивую красоту неба?

В записных книжках, в альбомах много набросков облачного неба. Обычно в них отмечены цвета и оттенки неба и облаков; эти пометки помогают художнику вспомнить особенности цветовой гаммы того или иного пейзажа. Однако каждая пометка — это не более как условный шифр для зрительной памяти, где хранятся сложные цветовые отношения, когда-то увиденные в натуре. Кроме того, в картинах эти отношения по-новому транспонируются в определенную гамму, построенную или на одном ведущем цвете или на сочетаниях контрастирующих дополнительных тонов. Цвет холста нередко служит своеобразным камертоном, определяющим тональность картины. Так, картина «Стрелы неба — копья земли» написана на тонированном холсте киноварно-красного цвета; этот яркий цвет местами остается нетронутым, на нем возникают клубящиеся светло-красные облака.

Фрагмент книги "Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха" Урикова Н.В.

Стрелы неба, копья земли (1915 г.)

Летят с неба огненные стрелы - мысли, а земля встречает их ощетинившимися копьями, т.е. идут войны, раздоры, рознь...

Желто-красным, бурым облакам в картине внизу ответствуют, словно полные пламени, холмы, между которыми в ущелье движется рать - видны только устремленные ввысь копья и знамена.

Вся картина пронизана огнем: небо в клубах огня, горит земля. На переднем плане стоит воин, а вдали видны воинственно настроенные люди.

На Востоке - стрела - символ солнца и небесного огня. Это стрелы помощи человечеству, но люди еще не понимают небесных знаков. Эти огненные стрелы обжигают их. Искра огня запалила землю. Земля загорелась, а невежественные люди подумали, что идет враг и подготовились отражать нападения неприятеля.

В северном Тибете существует поверье, что стрелы неба - это стрелы молнии, которые ударились о землю, охладились и какое-то время пролежали в земле. Стрелы - символ мыслей, которые нужно исполнить, воплотить в жизнь. И до сих пор тибетские кочевники носят стрелы с наконечниками.

Урикова Н.В.

Э.ГОЛЛЕРБАХ Искусство Рериха/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов.— М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

пронзительной тревогой, настойчивой волей полны облака в картине «Стрелы неба — копья земли» (1915);

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика