Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Строят ладьи
1902

Н.К.Рерих. Строят ладьи. 1902

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=811&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Строят ладьи
Год 1902
Где находится Государственный музей искусства народов Востока. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, масло. 106 х 141,5 см.
Источник Сайты Государственного музея искусства народов Востока и Государственного каталога музейного фонда Российской Федерации http://госкаталог.рф/
Примечание Загружено 2 изображения. Инв. № 5498 II, 25747 КП. В правом нижнем углу имеется подпись автора: N. Roerich. 1902. Согласно прижизненным каталогам - 1903. См. эскиз к картине
Упоминается в журнале "Золотое руно" 1907-4 под названием "Лодки строят"

Описание картины

«Там, где строят, там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага», - утверждал Николай Рерих.

Своим талантом живописца Рерих воскрешал древний лик славянской земли, посвятив ей, и живущим на ней людям, художественную сюиту «Славяне». Люди славянской земли отнюдь не примитивные дикари. Об их разнообразном труде, развитом общественном устройстве, интересных обычаях повествуют полотна «Город строят» (1902), «Строят ладьи» (1903), «Славяне на Днепре» (1905), «Задумывают одежду» (1908), «Собирают дань» (1908) и множество других картин, построенных на глубоком знании исторического материала. В них все этнографически верно, все определено огромным опытом археолога, открывателя бесспорных следов материальной культуры.

«Н.К. Рерих, обращаясь к темам праистории, выявлял становление человеческого начала, рост сознания, рассказывал о творческих находках, изобретениях первобытных людей, находил в них своеобразную красоту, поэтизировал окружающий их светлый земной мир», - писал о работах Николая Константиновича историк Борис Михайловский.

Показывая далекие времена, Рерих как бы задает вопрос - не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной», которая никогда не стареет? По мнению Николая Константиновича, к ней относятся доброжелательство в людских отношениях, радость совместного созидательного труда, извечное стремление к красоте, к совершенству.

Слаженный труд, стремление к созиданию хотел выразить в этой картине мудрый художник: «…каждое создание приносит с собой и сотрудничество. В этом звучном понятии … заключены живые основы, противостоящие силам разрушения. Там, где есть сотрудничество, там есть и взаимопомощь, там за пределами условных трактатов рождается светлое улучшение жизни».

«Будем радоваться каждому строительству; будем помогать ему на всех путях мира, ибо весь мир нуждается в созидательстве» (Н. Рерих).

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

• В вечном труде, в вечном беспокойстве о будущем протекают дни человека, века человечества.

Посмотрите на полотна Рериха. Люди строят города, ладьи.

Города, чтобы жить. Ладьи, чтобы плыть на них к новым берегам. Ещё только строят. И так всегда [26,с.123].

26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с.

Л.В. КОРОТКИНА. Николай Константинович Рерих. СПб.: "Художник России", "Золотой век", 1996. - 192 с., ил.

Гимном созидательной жизни людей далекой древности стали картины 1902 и 1903 годов - "Город строят" и "Строят ладьи". Кипучая, деятельная атмосфера строительства передана сложным ритмом фигур в белых одеждах. Сдержанная, красивая гамма цвета построена на коричневых, желтых и белых тонах с добавлением красного. Художник умело использует традиции народного творчества, воспринимая его жизнеутверждающую основу. В картинах на тему языческой Руси Рерих сумел передать дух истории, опоэтизировав ее своим художественным видением. Эмоциональность, умение создать настроение в картине остаются характерными чертами творчества Рериха и в последующие годы.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих / Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Стилистические искания мастера, его стремление к лаконизму и четкости выражения сказались также в картине, очень близкой к предыдущей, «Ладьи строят» (1903)...

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 2: 1902–1906 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова;Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб. : Фирма Коста, 2005. 558 с.[1] л. портр. ISBN 5

Андрей Карелин

«Современное искусство».

Выставка произведений Н. К. Рериха

...На выставке имеется картина «Строят ладьи», которая родственна его картине «Строят город». Мы сами работали над выставлявшейся на выставках несколько лет назад картиною «Алёша Попович» и прошли мытарства стремления дать отдалённые эпохи. Тогда мы включили ладью, родственную по деталям ладьям Рериха, так что имеем возможность оценить всю тонкость знания художника этой стороны его произведения. Мы помним тогдашние упрёки и по нашему адресу о своеобразной «странности» тогдашнего нашего технического приёма. Но прошли года, и наша картина, пожалуй, устарела перед новым способом выражения Рерихом отдалённости событий. Нам казалось и кажется, что нельзя нас заставить видеть былые события глазами творцов медных бляшек древней Сибири и глазами сотрудников постройки былых судов.

Знамя. 1903. 4/17 марта. № 59. Вторник. С. 2.

А. Ростиславов

Картины Рёриха

...Во многих картинах Рериха импрессионистская жизненность сливается с примитивной простотой и особенной, полуфантастической, полуреальной красотой, напр., в картинах «Строят ладьи», «Город строят», «Славянская жизнь», «Сходятся старцы», «Идолы» и др. ...

Театр и искусство. 1903. 23 марта. № 13. Воскресенье. С. 277–278.

Д.

Заметки

22-го марта открылась в Берлине седьмая выставка Сецессиона. Из русских художников на ней участвуют Малявин, Рерих, Сомов, Серов и Врубель. Первый выставил своих «Баб», получивших золотую медаль в Париже и находящихся ныне в собственности Венецианского городского музея. Рерих послал две вещи: «Идолы» и «Лодки строят», бывшие на его выставке в «Современном искусстве». …

Хроника журнала «Мир искусства». 1903. № 7. С. 71.

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика