Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=819&size=3
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ив. Л. Весенняя художественная выставка …Кто с вниманием осматривал Весенние выставки со времени их основания, не мог не заметить, что года четыре тому назад на этих выставках появились очень оригинальные по трактовке и по выбору сюжетов картины художника-археолога Н. К. Рериха: «Гонец, восстал род на род», «Сходятся старцы» и «Поход» — вот названия этих картин. … Биржевые ведомости. 1902. 5/18 марта. № 62. Вторник. С. 3.
Н. Шебуев Негативы …Крупнейшим событием сегодняшнего художественного дня является выставка «Мира искусства». В первый раз дягилевцы попадают в Москву и притом с такою богатою коллекциею картин, какой Петербург ещё не видал. До трёхсот полотен заключают в себе и такие произведения, которые экспонировались на выставках предыдущих лет. … Во второй зале останавливает внимание Рерих. Помните его «Воронов» на прошлогодней Весенней выставке? Много будут говорить об его серии из шести картин, изображающих «Скандинавскую Русь», «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Поход», «Город строят». «Заморские гости», если не ошибаюсь, были в прошлом году на Весенней академической выставке, так что москвичи по ним могут себе составить [мнение], насколько интересна вся серия. <…> Русское слово (Москва). 1902. 15/28 ноября. № 315. Пятница. С. 2.
Н. Шебуев Негативы …Теперь перейду к г. Рериху. Это тоже столп и утверждение дягилевской истины. Он почерпнул свои сюжеты оттуда, где кончается область истории и начинается миф из седой, могучей скандинавской старины. Сильные, мускулистые люди его картин кажутся сказочными богатырями, а сильные, примитивные краски и тяжёлый мускулистый рисунок как нельзя более гармонируют с примитивностью их быта. Быть может, такою и была эта таинственная Русь, какою мы видим её на картинах Рериха «Очаг», «Старцы», «Заморские гости», «Идолы», «Поход» и «Город строят». В этой сюите, пока она целиком, много смысла и содержания. Поэтому я очень удивился, когда услыхал, что Третьяковская галерея хочет её разрознить, приобретая только «Город строят». … Русское слово (Москва). 1902. 16/29 ноября. № 316. Суббота. С. 2.
С. Сергеевич Выставка картин журнала «Мир искусства» …Вот «Старцы» угрюмо сидят у подножия заповедного дуба и держат о чём-то совет, а вот и созревшее решение, и те же старцы со всем своим племенем и родом «Строят город». Курьер (Москва). 1902. 22 ноября. № 323. Пятница. С. 3. Z. На выставке журнала «Мир искусства» …Менее известен г. Рерих, выступающий на выставке с целым рядом картин из русской седой старины. «Старцы» ведут беседу под дубом при свете догорающей зари;… Русские ведомости (Москва). 1902. 26 ноября. № 327. Вторник. С. 3.
А. Ростиславов
Картины Рёриха
...Во многих картинах Рериха импрессионистская жизненность сливается с примитивной простотой и особенной, полуфантастической, полуреальной красотой, напр., в картинах «Строят ладьи», «Город строят», «Славянская жизнь», «Сходятся старцы», «Идолы» и др. ...
Театр и искусство. 1903. 23 марта. № 13. Воскресенье. С. 277–278.
В. Стасов
Две декадентские выставки
...Результатом его юных стремлений явились произведения, где чувствовался некоторый талант, живописность, картинность, верно взятая нота русской древности и природы. Всего замечательнее была картина «Гонец», плывущий на лодочке, перед живописным, древним русским городом, а вслед за нею «Совет славянских старшин» — в лесу, вблизи древних их идолов. ...
Новости и биржевая газета. 1903. 25 апреля / 8 мая. № 112. Пятница. С. 2.
Н. З. Панов
Николай Константинович Рерих
...«Сходятся старцы» — носители опыта и мудрости народа, сходятся для обсуждения общих дел, для решений глубоких и важных. Сходятся они под ветвями старого заповедного дерева, — тоже храм и тоже со следами уже принесённых жертв. В этом сходьбище чувствуется серьёзная дума, с сознанием ответственности за решение, которое будет принято. Это не вече — шумное, крикливое, допускающее проявление несдержанных страстей, это — спокойная, тихая, вдумчивая работа долголетнего опыта и житейской мудрости... Живописное обозрение. 1904. 14 ноября. № 46. С. 725–729; на с. 725 помещён ч/б фотопортрет Н. К. Рериха; с. 726 — ч/б илл. «Княжая охота», «Идолы»; с. 727 — «Сходятся старцы»; с. 728 — «Поход» («Русь»). |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Ив. Лазаревский Творчество Н. Рериха
...Вторая картина предполагавшейся серии «Русь» — была картина «Сходятся старцы». По оригинальной трактовке, она имела ещё больший успех, чем первая работа Рериха, и не только у нас, но и в Париже, выставленная в 1900 году на всемирной выставке. Теперь «Сходятся старцы» приобретена в московский Исторический музей. Написана картина свободным широким письмом, впервые тогда применённым Рерихом. По меткой оценке М. Далькевича, картина эта «написана грубо, в ней нет ничего яркого, отчётливого, выпуклого — всё в ней серо, неопределённо, но такой же широкой, неопределённой и грубой рисуется в нашем воображении и седая старина, яркость образов которой теряется в туманной дали веков». В картине «Сходятся старцы» как нельзя ярче выразилась особенность таланта Рериха: удивительное уменье передать в своём произведении дух изображаемой эпохи, уменье захватить зрителя и заставить его перенестись мысленно в далёкую старину. В картине Рериха действие происходит ранним утром: только начало светать, и солнце ещё не показалось из-за горизонта. «Старцы» земли новгородской сошлись под вековой раскидистый дуб к священному костру посоветоваться о каких-то важных делах. Но лучше объясняет эту картину поэтическая былина, принадлежащая перу самого художника: За дальним Перуновым озером В заповедном от дедов урочище Стоит над яром высокий дуб. Любил Сварожич то дерево, А славяне ильменские чтут его. Место вокруг дуба утоптано. Горит под дубом святой огонь, К дубу сходятся родичи: «Стоять ли земле без хозяина?» Старцы земли Новагорода Сойдутся под дубом раскидистым, Ворон на дубе не каркает, На небе заря разгорается — Скоро Ярило покажется. Засияет, блеснёт красно солнышко, И проснётся земля свято-русская... Критика упрекала художника за эскизность письма, за неясность и расплывчатость рисунка. Эти упрёки ещё больше усилились, когда он дал новую свою работу «Поход»; не избавился от них художник и в настоящее время. Но все они не имеют достаточного основания. У Рериха нет строго намеченных линий, но иначе, при особенности его творчества, и быть не должно. Рериху в его произведениях не нужны частности, ему важна общность впечатления. За далями веков, за туманностью невыясненного, в сказочности и красоте преданий и сказаний находит себе художник сюжеты для своих работ, и если бы он давал более резко определённые линии форм, ему никогда бы не достигнуть такой силы в передаче настроения, какой он добился. ... В мире искусств. 1908. Сентябрь–октябрь. № 11–13. С. 9–11. Так же: Киевская мысль.1908. 19 сентября. № 260. Пятница. С. 2.
Ив. Лазаревский О творчестве Н. К. Рериха ...В картине «Сходятся старцы» более определённо сказалось дарование Рериха и более ясно наметился тот путь, по которому он неуклонно идёт в своём художественном развитии. По оригинальности замысла и по своему исполнению эта работа имела гораздо больший успех, чем первая, и притом не только в России, но и за границей, выставленная в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Написана она грубо, в ней нет ничего яркого, выпуклого, всё в ней серо и неопределённо, но такой же серой и неопределённой рисуется нам та старина, которую изображает художник. В «Старцах» впервые как нельзя более выпукло выразилась особенность таланта Рериха: сила в передаче настроения и духа изображаемой им эпохи и уменье захватить зрителя и заставить его мысленно перенестись в изображаемую художником старину. В картине Рериха действие происходит ранним утром; только начало светать, и старцы земли новгородской сошлись под вековой раскидистый дуб посоветоваться о каких-то важных делах. Всё так тихо, так сосредоточенно. В этих фигурах согбенных старцев, медленно собирающихся на совет, чувствуется важность и значительность их дела. И за первую, и за вторую картину критика немало упрекала художника за эскизность, неясности и расплывчатости рисунка; ... Новый журнал для всех. 1909. Январь. № 3. Стб. 127–133.
|
||||||||||||||
Н. К. Художественные новости .... Из картин, также интересных по замыслу, бросается в глаза едва ли не единственная картина Н. Рериха «Сходятся старцы», вещь, относящаяся к самой отдалённой эпохе истории русской земли, ко времени нашествия на Русь всех её бесчисленных врагов — чуди, мордвы и черемисов, хазаров и пр.,... Новое время. 1899. 11/23 марта. № 8274. Четверг. С. 3.
Старовер Выставка картин Императорской Академии художеств ...Противопоставить картине К. Б. Венига можно вполне современную картину художника Рериха «Сходятся старцы». Г[-н] Рерих — художник-археолог. Его влекут к себе старые былины, и, конечно, против этого никто спорить не будет. Ещё недавно мы любовались «Богатырями», вырванными из тьмы далёкого прошлого богатырским талантом В. Васнецова. Сравнивать этих двух художников я, конечно, не буду — один достиг расцвета своего таланта, другой юноша, только что вступающий на тернистый путь художественного творчества. Он весь впереди, и от него и только от него будет зависеть достичь имени в искусстве — или навек остаться подающим надежды. Талант у него, несомненно, есть, и потому я остановлюсь несколько подробнее на его картине. «Старцы» земли Новагорода сошлись под дубом раскидистым, под которым горит святой огонь и который чтут славяне ильменские, чтобы решить вопрос, «стоять ли земле без хозяина». Мотив выбран очень удачный: есть над чем поработать художнику-археологу. Но неудачно, прежде всего, то, что на картине не видно признаков того, что скоро покажется «Ярило», и, следовательно, она не согласна с былиной. Но это бы не беда, если бы это не вредило производимому картиною впечатлению. Картина написана широкими мазками, вблизи её рассматривать нельзя, а издали плохо видно (оговорюсь, что на выставке картина плохо повешена). Я не вижу решительно никаких оснований, почему нельзя было взять более поздний момент утра; темнота картины никак не служит ей украшением, если притом в этой темноте нужно рассматривать человеческие фигуры. Правда, в этой темноте эффектен свет костра, но из-за этого едва ли правильно ослаблять впечатление всей картины. Если художнику пришлось бы повторять эту картину и он бы написал её посветлее, то убедился бы в справедливости моего замечания. В техническом отношении картина так же не без недостатков — молодому художнику нужно ещё много учиться. Но что в ней ценно — это уменье воспроизвести характер данной эпохи. Она отвечает тому представлению, которое даёт нам былина о «Старцах», о заповеданном дедовском урочище. Мы верим художнику, что они должны были быть такими в действительности. Тем более досадно, что картина так темна, что в неё долго нужно всматриваться, прежде чем что либо уяснить, а публика таких загадок не любит. Идея художественного произведения должна быть ясна с первого раза. Это — азбука искусства… Санкт-Петербургские ведомости. 1899. 11/23 марта. № 68. Четверг. С. 2
Н. Кравченко III-я весенняя выставка в Императорской Академии художеств ...На III-й весенней выставке нет ни драм, ни интересных и хорошо задуманных картин, и если исключить ещё «Старцев» Н. Рериха, да «Ремонт пути» С. Зейденберга — это выставка пейзажей и портретов по преимуществу... Новое время. 1899. 21 марта / 2 апреля. № 8284. Воскресенье. С. 4.
В. Горленко Три выставки ...Огромное полотно г. Рериха «Сходятся старцы» — волхвы-кудесники, близ Новгорода, под Перуновым дубом, гадающие о судьбах святорусской земли — более претенциозно, чем сильно, и отличается не столько эпическим величием, как бы следовало, сколько чернотою красок... Биржевые ведомости. 1899. 30 марта / 11 апреля. № 87. Вторник. С. 2.
Old Judge «Идольское мольбище» на Весенней в Академии художеств. 1899 г. [Помещена карикатура на А. И. Куинджи с учениками. За основу взята картина Н. К. Рериха «Сходятся старцы».] Шут. 1899. 3/15 апреля. № 14. С. 8–9.
М. Далькевич Выставка Петербургского Общества художников и Весенняя выставка в Академии художеств ...На академической выставке жанровых картин мало, и среди них выдающееся положение занимают работы молодых художников, внёсших и в эту область новое течение, настолько отличающееся от прежнего, что к нему едва ли применимо даже самое название этого рода живописи, или, во всяком случае, к картинам их нельзя подходить с теми требованиями и выработанными уже мерками, которые были вполне применимы к прежним жанрам. До сих пор жанром называлась такая картина, в которой главную роль играли люди, содержанием её служил рассказ об известном явлении в их жизни, о факте, об отношениях этих людей друг к другу. И самое явление, и рассказ о нём должны были вполне согласоваться с реальной правдой, а это до известной степени связывало художника, подчиняло его. Творческие способности, его личное, субъективное «я» могло проявиться только в известном освещении этого явления, в выборе удачных реальных oбразов, соответствующих полноте выражения, одним словом, в трактовке, разработке и передаче. Вот почему картины эти действовали прежде всего на ум зрителя, и только при посредстве последнего — на душу, причём, конечно, впечатление в известной мере расхолаживалось и теряло в цельности и силе. В картинах же новых художников центр тяжести в содержании переносится с реально-правдивого, жизненного факта на воплощение самой личности художника. Главную роль играют здесь не люди, не их отношения, не самый факт и даже не рассказ об этом факте, а то чувство, те поэтические впечатления и художественные образы, которые возникли и сложились в самой душе автора под влиянием реальной жизни. Он рассказывает о своём личном, субъективном мире, и интерес этого рассказа заключается не в жизненной правде, а в искренности его речи, в том, насколько крупен и интересен сам художник, насколько поэтичны и художественны образы, созданные его творчеством. Таким образом, реальный факт является только точкой отправления в этой созидательной работе и из подчиняющего превращается в подчинённый, играет служебную роль. Факты, люди, их отношения являются не целью, а только средством для выражения духовного мира художника. Такие картины прямо и непосредственно действуют на душу зрителя, и впечатление, производимое ими, отличается силой и цельностью. В этом новом направлении чувствуется стремление сгладить и смягчить различие между отдельными видами живописи и привести всё к одному типу. Характерной в этом отношении является самая значительная картина на выставке — «Сходятся старцы» г. Рериха. Это не жанр, не историческая картина и, тем более, не пейзаж, хотя и по внешности, и по настроению она заключает в себе элементы всех этих родов живописи: это просто сильное, высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора. Светает; небо уже разгорелось отблесками первых лучей солнца и отражается в стеклянной поверхности озера, окружённого глухой стеной лесистых гор. Вершины их зарделись мягким розовым светом, но внизу всё погружено в голубоватой дымке утренних сумерек. Вокруг заповедный бор. На первом плане корявый ствол дуба и идол обвешаны конскими черепами. Место уединённое, глухое, священное, торжественная тишина которого не нарушается человеком без особой важной причины. Это первое, сильное, захватывающее впечатление приковывает зрителя к картине. У подножия дуба горит костерок; дым тонкими струйками подымается кверху в неподвижном воздухе. Кругом расположились группами старцы: кто в кольчуге и шишаке, кто в сермяге, кто просто в рубахе, иные прикрыты звериными шкурами — всё это представители славянских племён. Лица их только намечены, взяты на таком расстоянии, что на них не видно никакого выражения, но по их спокойным позам, по отсутствию малейшего резкого движения, видно, что беседа идёт тихая, мирная, да и настроение всего окружающего таково, что не допускает возможности громкого спора, крика, — всё погружено в торжественном покое. Некоторые только подходят: вдали виднеются отдельные фигуры и целые группы, направляющиеся к этому же священному месту, и чувствуется, что пройдёт ещё время и этот покой будет нарушен, что здесь соберётся целая толпа, подымется шум, споры, крики; что собрать сюда всех этих старцев — могло только огромное по важности событие, от которого зависит судьба целого народа. Стараешься представить себе это событие: нашествие соседних племён, внутренние неурядицы, — и одна за другою вырастают картины жизни этих племён, местa, откуда пришли эти старцы, и незаметно, по воле художника, переносишься целиком в ту отдалённую эпоху, живёшь в ней, создаёшь всё новые и новые картины, из зрителя превращаешься в самостоятельного творца и витаешь в области собственных художественных oбразов. Картина надолго отрывает зрителя от будничной жизни и переносит в волшебный мир грёз и фантазий. Это характерная черта истинного, крупного художественного произведения. Полноте и силе впечатления способствует и внешность картины, совершенно гармонирующая с её внутренним содержанием. Написана она широко и грубо, нет ничего яркого, отчётливого, выделенного, выпуклого — всё в ней серо, неопределённо. Такой же широкой, неопределённой и грубой рисуется в нашем воображении и эта седая старина, яркость образов которой теряется в туманной дали веков... Искусство и художественная промышленность. 1899. Апрель. № 7. С. 595–596.
П. К. Весенняя выставка в Академии художеств ...«Преданья старины глубокой» и даже не совсем глубокой, всегда привлекали фантазию художников. Понятно, что, с оскудением жанровых тем вообще, исторический жанр особенно выдвинулся вперёд. И на выставке его достаточно. <…> Крайней тщательностью исполнения отличается картина г. Рериха: «Сходятся старцы». Вот её содержание: За дальним Перуновым озером, В заповедном от дедов урочище Стоит над яром высокий дуб. …………………………………… Место вкруг дуба утоптано. Горит под дубом святой огонь, К дубу сходятся родичи: «Стоять ли земле без хозяина?» Старцы земли Новагорода Сойдутся под дубом раскидистым, …………………………………….. На небе заря разгорается — Скоро Ярило покажется… Очень удался только колорит серой, предрассветной тьмы, которая борется с дымными языками жёлтого пламени костра и первыми проблесками занимающегося утра; зато фигуры, позы и жесты «старцев земли Новагорода» совершенно безжизненны, хотя одежда, жезлы, даже бороды и лица — верх археологической точности и верности эпохе... Живописное обозрение. 1899. 2 мая. № 18. Воскресенье. С. 366–367.
Художественные новости Художник Рерих посылает на предстоящую Всемирную выставку в Париже известную по Весенней академической выставке картину «Собрание славянских старцев». Экспертиза от Академии художеств высказалась за принятие этой картины на выставку. Россия. 1899. 17/29 декабря. № 233. Пятница. С. 3.
Художественные новости Нам удалось узнать результаты экспертизы представленных в Академию художеств для предстоящей Всемирной выставки в Париже художественных произведений. Всех художественных произведений, включая сюда и скульптуру, было представлено до 700 №№, но принята из них лишь одна половина. В числе принятых на выставку картин отметим наиболее интересные. К таковым нужно причислить произведения ...Рериха («Славянские старцы»)... Россия. 1899. 18/30 декабря. № 234. Суббота. С. 4.
К Парижской выставке Помещаем список картин и художественных произведений, которые составят русский художественный отдел на предстоящей Парижской выставке. I Группа художественных произведений, посланных непосредственно из Академии художеств. [Список картин по алфавиту художников.] Рерих Н. Славянские старшины… Мир искусства. 1900. Январь. № 1–2. С. 34–38.
Русские художники на Всемирной выставке в Париже На днях Императорская Академия художеств отправляет через главный комиссариат русского отдела парижской выставки одобренные специальной комиссией из профессоров Академии художественные произведения следующих художников: [список художников по алфавиту], Н. К. Рериха («Славянские старшины») <…>. Все эти художественные произведения, которые разновременно фигурировали на выставках в Петербурге и других русских городах, отправляются через главный приёмный пункт в Петербурге. Кроме этих произведений, в Париж будут отправлены художественные произведения русских и финляндских художников через отправительные пункты — Варшава и Гельсингфорс — в конце января или в начале февраля. Биржевые ведомости. 1900. 23 января / 4 февраля. № 22. Воскресенье. С. 3.
Художественная хроника Из Парижа нам сообщают состав русского художественного отдела. Вот перечень художников и их произведений: ... Рерих — «Славянские старшины у священного дуба» ... Россия. 1900. 8/21 апреля. № 343. Суббота. С. 3.
Ив. Лазаревский Николай Константинович Рерих ...Вторая картина предполагавшейся серии «Начало Руси» — была картина «Сходятся старцы». Выставленная в 1899 году на академической Весенней выставке, она обратила на себя ещё большее внимание, чем «Гонец». В 1900 году она экспонировалась на Всемирной выставке в Париже. В настоящее время картина «Сходятся старцы» поступила в московский «Исторический музей». «Старцы» земли новгородской сошлись под вековой раскидистый дуб, к священному костру — посоветоваться о каких-то важных, неотложных делах. Действие происходит и на этой картине ранним утром: только начало рассветать, ещё солнце не показалось из-за горизонта. У подножья дуба — таинственный идол, конские черепа окружают его. А вокруг дуба расселись «старцы» и ведут беседу; один не подоспел ко времени и, спеша, подходит, опираясь на резной посох. Но лучше всего объясняет эту картину поэтичная былина, принадлежащая перу художника: «За дальним Перуновым озером, В заповедном от дедов урочище Стоит над яром высокий дуб. Любил Сварожич то дерево, А славяне ильменские чтут его. Место вокруг дуба утоптано. Горит под дубом святой огонь, К дубу сходятся родичи: "Стоять ли земле без хозяина?" Старцы земли Новагорода Сойдутся под дубом раскидистым. Ворон на дубе не каркает, На небе заря разгорается — Скоро Ярило покажется — Засияет, блеснёт красно солнышко — И проснётся земля Святорусская». Написана эта картина широким свободным письмом — вблизи её нельзя рассматривать, но когда поглядишь на неё с небольшого расстояния, она производит превосходное впечатление. Я не могу удержаться и не привести отзыв одного из критиков — М. Далькевича — об этой картине — отзыв, к которому ничего больше и не прибавишь: «Написана она широко и грубо, —говорит он, — нет ничего яркого, отчётливого, выделенного, выпуклого — всё в ней серо, неопределённо. Такой же широкой, неопределённой и грубой рисуется в нашем воображении и эта седая старина, яркость образов которой теряется в туманной дали веков». В картине «Сходятся старцы» как нельзя ярче выразилась характерная особенность таланта Н. К. Рериха — удивительное уменье передать в своём произведении дух изображаемой эпохи, захватить зрителя, заставить его перенестись мысленно в ту далёкую старину. Некоторые из любителей и ценителей живописи нападали на Н. К. Рериха, упрекая его в том, что в картине «Сходятся старцы» рисунок слишком эскизен и неясен. Мне кажется, что эти наветы на художника не совсем основательны. Правда, в этой картине рисунок несколько эскизен, нет строго намеченных резких линий; но иначе и быть не может, иначе исчезнет то настроение, которое хотел передать художник и которое так ему удалось. ... Новый мир. 1901. 15 сентября. № 66 (18). С. 328–331. Портрет: с. 328. Иллюстрации: с. 328, 330, 331 — из этюдов Н. К. Рериха; с. 329 — «Гонец: восстал род на род», «Сходятся старцы»; с. 330 — «Поход»; с. 331 — «Утро богатырства киевского». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Те же новые голоса звучат и в холсте предыдущего года «Старцы сходятся»: в глухой предрассветный час у священного дуба сошлись предводители родов решать судьбы «своих людей». В сумраке не видно лиц, не видно никаких «развлекающих» деталей и вся картина полна сгущенного, чуть жуткого настроения. Примечательно и ее письмо — темные, широкие, как бы небрежные мазки, набросанные с импрессионистическим чутьем (в этом смысле очень показателен эскиз картины, находящийся в собрании А. А. Коровина) . Все эти три картины являются частью обширного задуманного тогда художником цикла «Начало Руси. Славяне», посвященного воз¬величению наших предков. Первым звеном являлся «Гонец», затем «Сходятся старцы» и «Поход» и, наконец, позднейшие «Зловещие» и «Город строят». |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Луизианская выставка-продажа 1904 года в городе Сент-Луис, штат Миссури, была огромным международным событием. Частью празднества была большая коллекция русского искусства ― более 600 картин, присланных царским правительством. Из-за войны с Японией русское правительство не могло участвовать в ярмарке в полную меру, но оно смогло финансировать пересылку картин, надеясь, что их продажа принесёт хотя бы часть необходимых средств. Вся выставка была доверена антрепренёру, который не смог оправдать свои затраты, и предприятие обанкротилось. В счёт оплаты долгов картины были проданы с аукциона.
Эта коллекция включала около 70 картин Н.К. Рериха, и судьба их была забыта. Вся эта история заслуживает серьёзного исследования: она является исторически чрезвычайно интересной главой в продолжающейся саге русско-американских культурных и деловых отношений. На выставку 1904 года были посланы работы многих великих русских художников, но сейчас мы сосредоточимся на картинах Рериха, особенно на той, которая является предметом данной статьи.
В результате всевозможных перипетий большая часть рериховских полотен из этой коллекции, включая множество этюдов, изображавших архитектуру древних русских городов, попала в городской музей города Оклэнда (штат Калифорния). Одно большое полотно, занимавшее важнейшее историческое место в творчестве Н.К. Рериха, называлось «Сходятся старцы» («Gathering of the Elders» по-английски). Оно было написано в 1898 году в летней усадьбе семьи Рерихов, Изваре, и представляло собой прекрасный пример стиля и тематики Рериха в то время.
В 1970-е годы президент нашего Музея Кэтрин Кэмпбелл купила у Оклэидского музея архитектурные этюды Рериха для выставки в нашем Музее в Нью-Йорке. Позже она подарила их Музею Искусств Востока в Москве, где они и находятся сейчас. Во время покупки ею этих картин в Оклэндском музее не было других работ Рериха: если они и были там когда-то, они давно исчезли без следа...
...Солнечным днём, несколько лет тому назад, один молодой человек ехал в трамвае по улицам калифорнийского города Оклэнда, лениво глядя в окно. В какой-то момент трамвай остановился, и молодой человек увидел из окна застеклённые стены склада, полного всевозможных предметов. Прямо за стеклянной стеной он смог рассмотреть оборотную сторону какой-то очень большой картины.
Что-то — он не знает, что — заставило его немедленно выйти из трамвая и поспешить на склад, чтобы попытаться взглянуть на картину. Он попросил разрешения ― и получил его. Подойдя к картине, он попытался отодвинуть её от стены, к которой она была прислонена. Вот как он сам описывает этот момент:
«Я наклонил картину, чтобы увидеть хотя бы один её угол, ― и немедленно узнал "рериховский камень". Я был поражён, так как я всегда любил искусство Рериха, восхищался им и хорошо его знал. Когда я отодвинул от стены всю раму, я увидел огромное великолепное полотно на тему древней Руси».
Молодой человек пошёл к администратору и спросил, почему картина находилась на складе. Ответ был ещё более поразительным, нежели сама находка: «О, это всего-навсего мусор. Всё это пойдёт завтра утром на городскую свалку». Конечно, наш молодой друг пришёл в ужас и немедленно спросил, не может ли он каким-то образом приобрести эту картину. И, может быть, благодаря его улыбке, а может, почему-то ещё, он получил картину. Он поехал домой, срочно построил деревянную раму для своего автомобиля и вернулся, чтобы забрать картину домой. Она и в самом деле была огромной: 412 см длиной и 198 см высотой.
Итак, этот молодой человек ― его имя Тим Минеи — волей судьбы оказался посредником, через которого произошло спасение картины «Сходятся старцы», очень важной и чрезвычайно ценной работы Н.К. Рериха. Он повесил её на стену своей гостиной. Полотно едва-едва поместилось на стене и своим присутствием подавляло всю комнату. Несколько месяцев спустя он начал чувствовать большое неудобство: картина доминировала над всей домашней жизнью его семьи, и он попытался каким-то образом либо продать, либо подарить её кому-то. Его усилия не пропали даром: он позвонил в наш Музей, рассказал всю историю и спросил, не согласимся ли мы взять у него картину. Мы были вне себя от радости, узнав о таком открытии, и без колебания согласились принять картину, хотя и знали, что не сможем повесить её в нашем Музее. Она была достаточно мала, чтобы пройти в дверь Музея, но слишком велика, чтобы выставить её. Но, по крайней мере, мы участвовали в её спасении и могли попытаться сохранить её.
В то время послом России в ООН был Юлий Михайлович Воронцов, друг нашего Музея и поклонник творчества Н.К. Рериха. Мы обратились к нему с предложением повесить на время картину в Русской Миссии при ООН, и он охотно согласился. Итак, полотно было доставлено из Калифорнии прямо в Российскую Миссию, в Нью-Йорк. После этого мы пригласили необычного человека для реставрации картины «Сходятся старцы». Кирилл Михайлович Катков, происходивший из хорошо известной в дореволюционной России семьи издателей, был знаком с живописью Рериха всю свою жизнь. Будучи помощником Билибина в Париже после революции, он выработал свои собственные приёмы и технику как художник и как реставратор. После переезда в Соединённые Штаты он часто помогал нам в Музее. Его понима¬ние мышления и стиля Рериха было безошибочным, и для него реставрация рериховских картин была самым любимым делом.
Полотно было в ужасном состоянии. Масляная краска почти полностью отделилась от холста. К счастью, Рерих написал эту картину таким толстым слоем краски, что этот слой мог держаться сам по себе, без поддержки основы. Сейчас мы можем быть только благодарны ему за это!
Надо было заменить ветхий холст, перенести картину на новый холст и починить изношенные и порванные места. Всё это было сделано. У Каткова была возможность изучить ранние наброски и репродукции картины и таким образом восстановить те части её, которые были очень повреждены или даже совсем разрушены. Затем полотно было повешено на стене большого приёмного зала, где все посе-тители могли его видеть и восхищаться им.
Эта, написанная в тёмных тонах, драма¬тичная картина, изображающая сход старейшин в лесу, оказывает сильнейшее влияние на всех, кто её видит. Мы можем только благодарить неведомые Силы, помогшие спасти её.
Мы, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха, хотели бы надеяться на повторение этой необычной истории, так как по Соеди¬нённым Штатам рассеяны сотни картин Н.К. Рериха, и их местонахождение неизвестно. Они продавались частным коллекционерам в течение многих лет, начиная с продаж, совершённых самим Рерихом во время его пребывания здесь, и в последующие годы. Первые владельцы их умерли, и многие картины лежат в шкафах, гаражах, подвалах по всей стране. Конечно, ещё больше картин Рериха принадлежат людям, которые выставляют их в своих домах с большой гордостью. Есть также коллекции, переданные некоторыми из владельцев в дар общественным организациям, где широкая публика может их видеть. Но сама история имеющихся в Америке картин Н.К. Рериха является темой, достойной серьёзного исследования, книги или даже фильма, как и история всей деятельнос¬ти Рериха и его заслуг перед миром. Мы уверены, что когда-нибудь всё это свершится.
Перевод с английского Аиды Тульской, сотрудницы Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке
*Дэниел Энтин ― директор Музея Н.К. Рериха в Нью-Йорке, США.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Многие представители творческой интеллигенции конца XIX и начала XX веков стремились к тому, чтобы их искусство было как можно менее схоже с прежним, и основное внимание обращали на внешнюю сторону своих произведений. Другим путём пошёл Н. К. Рерих, он с самого начала своей творческой деятельности ставил целью раскрыть и утвердить внутреннюю сущность замысла. Он рано усвоил простую истину, что всякая новизна в творчестве жизненна и плодотворна лишь тогда, когда она осуществляется по зову души, а не по прихоти художника. Рерих считал первейшим духовный смысл в живописи, и он оказался одним из первых вождей нового творческого сознания. Так как внешняя ткань каждого творческого образа полностью вытекает из его духа и сущности, он изображал не столько действие, сколько чувство, душевное состояние и душевное движение. В этом ему большую помощь оказало увлечение археологией. Занимаясь с юных лет раскопками, он как бы видит в глубь веков, и своё видение переносит на полотна. Все его первоначальные серии картин - «Поход», «Гонец», «Сходятся старцы» - являются замечательными комментариями к тому, что специалисты-археологи вычитывают из черепков, костяшек, монет, камешков, которые они достают из недр прошлого. Картина «Сходятся старцы» (1898, холст, масло, 155 х 280) является знаковой для своего времени. Она входит в известную серию художника «Славяне и варяги. (Из культурной жизни новгородских славян конца ХIХ века.)». На обороте холста стоит «№ 1», что позволяет считать картину первой в задуманной серии. Замысел этого цикла был поддержан и одобрен П. М. Третьяковым, купившим в 1897 году картину этого цикла «Гонец». По теме, колориту и живописной пластике картина «Сходятся старцы» является типичным образцом раннего творчества Н. К. Рериха. Первое появление этого произведения на выставке вызвало дискуссию в художественных кругах и прессе. В журнале «Искусство и художественная промышленность» была опубликована специально посвященная ей статья художника и критика М. Далькевича, в которой он охарактеризовал её как «сильное высокохудожественное произведение, свидетельствующее о крупном таланте автора» [1].
Работая над картиной «Сходятся старцы», Николай Константинович написал три эскиза, один из них был подарен брату Борису Константиновичу, другой находится в Государственном Русском музее, третий - в США (судьба его неизвестна).
Перед отправлением на выставку в Америку картина частично была переписана, и при этом был уничтожен идол. В каталоге картина сопровождалась былиной.
В 1904 году это полотно Н.К.Рериха, как и 74 других его творения, в числе картин других русских художников было отправлено на Всемирную выставку в Сент-Луис США. В 1906 году за долги комиссионера выставки Э. М. Грюнбальта экспонаты были распроданы с аукциона, среди них и упоминаемая работа Николая Константиновича.
В 1916 г. картина «Сходятся старцы» находилась в музее Сан-Франциско. В каком году и каким образом она исчезла из музея, не ясно. Долгие годы судьба этой картины была неизвестна. О ней забыли. И вот недавно она неожиданно получила второе рождение. О том, как это случилось, рассказывает директор Музея Н. К. Рериха в Нью-Йорке Даниэль Энтин: «Солнечным днём, несколько лет тому назад, один молодой человек ехал в трамвае по улицам калифорнийского города Оклэнд, лениво глядя в окно. В какой-то момент трамвай остановился, и молодой человек увидел из окна застеклённые стены склада, полного всевозможных предметов. Прямо за стеклянной стеной он мог рассмотреть оборотную сторону какой-то очень большой картины.
Что-то (он не знает, что) заставило его немедленно выйти из трамвая и поспешить на склад, чтобы попытаться взглянуть на картину. Он попросил разрешения и получил его. Подойдя к картине, он попытался отодвинуть её от стены, к которой она была прислонена. Вот как он сам описывает этот момент:
- Я наклонил картину, чтобы увидеть хотя бы один её угол, - и немедленно узнал "рериховский камень". Я был поражён, так как я всегда любил искусство Рериха, восхищался им и хорошо его знал. Когда я отодвинул от стены всю раму, я увидел огромное великолепное полотно на тему Древней Руси. Молодой человек пошёл к администратору и спросил, почему картина находилась на складе. Ответ был ещё более поразительным, нежели сама находка: "О, это всего-навсего мусор. Всё это пойдёт завтра утром на городскую свалку". Конечно, наш молодой человек пришёл в ужас и немедленно спросил, не может ли он каким-то образом приобрести эту картину. И, может быть, благодаря его улыбке, а может, почему-то иному, он получил картину. Он поехал домой, срочно сделал деревянную раму для своего автомобиля и вернулся, чтобы забрать картину домой.
Итак, этот молодой человек - его имя Тим Минси - волей судьбы оказался посредником, через которого произошло спасение картины "Сходятся старцы", очень важной и чрезвычайно ценной работы Н. К. Рериха. Он повесил её на стену своей гостиной. Полотно едва-едва поместилось на стене и своим присутствием подавляло всю комнату. Несколько месяцев спустя он начал чувствовать большое неудобство, картина доминировала над всей домашней жизнью его семьи, и он попытался каким-то образом либо продать, либо подарить её кому-то. Его усилия не пропали даром: он позвонил в наш музей, рассказал всю историю и спросил, не согласимся ли мы взять у него картину. Мы были вне себя от радости, узнав о таком открытии, и без колебания согласились принять картину, хотя и знали, что не сможем повесить её в нашем музее. Она была достаточно мала, чтобы пройти в дверь музея, но слишком велика, чтобы выставить её. Но, по крайней мере, мы участвовали в её спасении и могли попытаться сохранить её.
В то время послом России в ООН был Юлий Михайлович Воронцов, друг нашего музея и поклонник творчества Н. Рериха. Мы обратились к нему с предложением повесить на время картину в русской миссии при ООН, и он охотно согласился. Итак, полотно было доставлено из Калифорнии прямо в российскую миссию в Нью-Йорке. После этого мы пригласили необычного человека для реставрации картины "Сходятся старцы". Кирилл Михайлович Катков, происходивший из хорошо известной в дореволюционной России семьи издателей, был знаком с живописью Рериха всю свою жизнь. Будучи помощником Билибина в Париже после революции, он выработал свои собственные приёмы и технику как художник и как реставратор. После переезда в Соединённые Штаты он часто помогал нам в музее. Его понимание мышления и стиля Рериха было безошибочным, и для него реставрация рериховских картин была самым любимым делом.
Полотно было в ужасном состоянии. Масляная краска почти полностью отделилась от холста. К счастью, Рерих написал эту картину таким толстым слоем краски, что этот слой мог держаться сам по себе, без поддержки основы. Сейчас мы можем быть только благодарны ему за это!
Надо было заменить ветхий холст, перенести картину на новый холст и починить изношенные и порванные места. Всё это было сделано. У Каткова была возможность изучить ранние наброски и репродукции картины и таким образом восстановить те части её, которые были очень повреждены или даже совсем разрушены. Затем полотно было повешено на стене большого приёмного зала, где все посетители могли его видеть и восхищаться им.
Эта, написанная в тёмных тонах, драматичная картина, изображающая сход старейшин в лесу, оказывает сильнейшее влияние на всех, кто её видит. Мы можем только благодарить неведомые Силы, помогшие спасти её. "Мы, сотрудники Нью-Йоркского Музея Рериха, хотели бы надеяться на повторение этой необычной истории, так как по Соединённым Штатам рассеяны сотни картин Н. К. Рериха, и их местонахождение неизвестно. Они продавались частным коллекционерам в течение многих лет, начиная с продаж, совершённых самим Рерихом во время его пребывания здесь, и в последующие годы. Первые владельцы их умерли, и многие картины лежат в шкафах, гаражах, подвалах по всей стране. Конечно, ещё больше картин Рериха принадлежат людям, которые выставляют их в своих домах с большой гордостью. Есть также коллекции, переданные некоторыми из владельцев в дар общественным организациям, где широкая публика может их видеть. Но сама история имеющихся в Америке картин Н. К. Рериха является темой, достойной серьёзного исследования, книги или даже фильма, как и история всей деятельности Рериха и его заслуг перед миром. Мы уверены, что когда-нибудь всё это свершится».
Е. М. Величко ____________________________________________
1. Смотрите хронику крайне неоднозначных реакций на данный период творчества Николая Рериха со стороны художественной критики в серии томов "Николай Рерих в русской периодике" под редакцией А. Соболева.
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
• Присматриваемся к творчеству художника и видим вообще, что Рерих первые годы, до 1900 года, как бы привязан накрепко к этому прошлому. Он как бы бытовик прошлого. Вот 1898 год даёт его картину “Сходятся старцы”. Каким, чьим рассказом, какими переживаниями навеяна она? Не сказать этого! Великая тайна мастерства. Рерих говорил проникновенно: “Темы сама природа подсказывает. Роман, поэма, философские сочинения, каждое в отдельности, в своём определённом виде — ещё не даёт пластического образа. Тогда как пролетит в окне птица, застучит дождь по крыше, иногда как-то особенно проскрипит дверь, иногда в беседу врывается какой-то неожиданный, свежий элемент — и вдруг тут и возникает, что самое главное не программа, не иллюстрация, а живой и глубоко жизненный образ того, что звучало в речи, в музыке или в философской мысли, но всегда при этом неожиданно и как бы вскользь”... Чем навеяна, чем пробуждена, какой причиной причинена эта картина для творческого сознания? Не скажешь. Но совершенно ясно — тут само прошлое, и покамест — прошлое неподвижное. Это опять то же, само то же, что в”Гонце”, и, может быть, среди этих “собравшихся старцев” и сидит уже “гонец”, добравшийся до цели своего стремления, и зачинающий в этом совете стремление новое. И река-то, и пейзаж — возможно те же [5, с.25,26]. • В этой картине Н.К. Рерих проявил себя как оригинальный живописец-колорист, но техника и мастерство рисовальщика были ещё недостаточны [13, с.8]. • Те же новые голоса звучат и в холсте ... “Старцы сходятся”: в глухой предрассветный час у священного дуба сошлись предводители родов решать судьбы “своих людей”. В сумраке не видно лиц, не видно никаких “развлекающих” деталей и вся картина полна сгущённого, чуть жуткого настроения. Примечательно и её письмо — тёмное, широкое, как бы небрежные мазки, набросанные с импрессионистическим чутьём (в этом смысле очень показателен эскиз картины, находящийся в собрании А.А.Коровина) [26, с.13]. • Ещё в бытность нашу в академии Щербов изобразил в карикатуре нашу мастерскую; для обстановки Щербов взял мою картину “Сходятся старцы”, но карикатура лишь подчеркнула нашу любовь к Учителю. Когда же в 1896 году Президент Академии обвинил Куинджи в чрезмерном влиянии на учащихся и потребовал его ухода, то и все ученики Куинджи решили уйти вместе с Учителем. И до самой кончины Архипа Ивановича все мы оставались с ним в крепкой любви, в сердечном взаимопонимании и содружестве [35, с.44,45].
• Перед его картинами невольно вспоминаются все великие предания о злых камнях, живущих колдовской жизнью, о менгирах и дольменах, о полях Карнака, о камнях, в толще своей хранящих воронкообразное подобие рта, которое произносит слова, из которых слышатся иногда глухие звуки, которое таит в себе эхо какой-то чужой всему живому жизни; о камнях, по ночам покидающих свое место и рыскающих, подобно крылатым ящерам, в низком болотном воздухе... ... И люди, и животные видимы для него лишь с точки зрения камня. Поэтому у его людей нет лица...
У Рериха нет людей — есть лишь ризы, доспехи, звериные шкуры, рубахи, порты, высеченные из камня, и все они ходят и действуют сами по себе. И не только воздух, деревья, человека и текучее море видит Рерих каменными — даже огонь у него становится едкими зубцами желтого камня, как в его проекте декораций к “Валькирии” [8, с. 126].
• “Есть художники, познающие в человеке тайну одинокой духовности. Они смотрят пристально в лица людей, а каждое лицо человеческое — мир, отдельный от мира всех. И есть другие: их манит тайна души слепой, безликой, общей для целых эпох и народов, проникающей всю стихию жизни, в которой тонет отдельная личность, как слабый ручей в тёмной глубине подземного озера...
У людей на холстах Рериха почти не видно лица. Они — безликие провидения столетий. Как деревья и звери, как тихие камни мёртвых столетий, как чудовища старины народной, они слиты со стихией жизни в туманах прошлого. Они без имени. И не думают, не чувствуют одиноко. Их нет отдельно и как будто не было никогда: словно и прежде, давно, в явной жизни, они жили общей думой и общим чувством, вместе с деревьями и камнями, и чудовищами старины.
На этих холстах, мерцающих тёмной роскошью древних мозаик или залитых буйными волнами цвета, человек только иногда мерещится или отсутствует. Но призрачный, невидимый — он везде. Тут перед нами безлюдный пейзаж: пустынная природа севера, роща, серы валуны; или — в затейливом узоре иконной рукописи, не люди, а хмурые угодники, святые, ангел, строгая Оранта; или — просто этюд, рассказывающий сказку русско-византийской архитектуры... Уклоны рисунка, символика очертаний, красок, светотени, неуловимый синтез художественного видения возвращает мысль к тому же образу-символу. К нему — всё творчество Рериха.
Кто же он, этот “безликий”? Какие эпохи открываются в его слепой душе? К каким далям возвращает он нас, избалованных, непокорных, возвестивших “культ личности”?
Мы смотрим. Чередуются замыслы. Сколько их! В длинном ряде картин, этюдов, рисунков, декоративных эскизов воскресает забытая жизнь древней земли: каменный век, кровавые тризны, обряды далёкого язычества, сумраки жутко-таинственных вдохновлений; времена норманнских набегов; удельная и московская Русь...
Ночью на поляне, озарённой заревом костра, сходятся старцы. Горбатые старцы творят заклятия в заповедных рощах. У свайных изб крадутся варвары.
Викинги, закованные в медные брони, с узкими алыми щитами и длинными копьями, увозят добычу на ярко раскрашенных ладьях. Бой кипит в тёмно-лазурном море. Деревянные городища стоят на прибрежных холмах, изрытых оврагами, и к ним подплывают заморские гости.
И оживают старые легенды, сказки; вьются крылатые драконы; облачные девы носятся по небу; в огненном кольце томится золотокудрая царевна-змиевна; кочуют богатыри былин в древних степях и пустырях.
И снова — Божий мир; за белыми оградами золотятся кресты монастырей; несметные полчища собираются в походы; тёмными вереницами тянуться лучники, воины-копейщики; верхами скачут гонцы. А в лесу травят дикого зверя, звонят рога царской охоты...
Мы смотрим: все та же непрерывная мечта о седой старине... О старине народной? Если хотите. Но не это главное, хотя Рериха принято считать национальным живописцем. Не это главное, потому что национально-историческая тема для него — только декорация. Его образы влекут нас в самые дальние дали безликого прошлого, вглубь доисторического бытия, к источникам народной судьбы. О чём бы он ни говорил, какую бы эпоху ни воспринимал с чутьем и знанием археолога, мысль его хочет глубины, её манит предельная основа, и она упирается в тот прекрасный гранит пламенного духа, на который легли наслоения веков.
“Человек” Рериха — не русский, не славянский и не варяг. Он — древний человек, первобытный варвар земли... ” [26, с. 39, 40].
5. Вс.Н.Иванов. “Рерих. Художник, мыслитель”.Рига, 1937г., 101с. Репринтное издание, Рига, 1992г. 13. Н.К.Рерих. Из собрания Государственной Третьяковской галереи, М, “Изобразительное искусство”, 1989г. 35. Н.Рерих. Листы дневника. том 2, МЦР, М., 1995г., 511с. 8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. 26. Д.Н.Попов. Держава Рериха. М., “Изобразительное искусство”, 1996г., 446с. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Эпоха жизни славянства до призвания варяжских князей почти не известна историкам.Устное предание, послужившее основой для поздней летописи — «Повести временных лет», созданной в XII веке монахом Киево-Печерского монастыря Нестором Летописцем, — отражает слабые намёки, по которым можно лишь в общих чертах представить историю, культуру и быт Древней Руси. Некоторые сведения о жизни и нравах древних славян можно встретить в зарубежных источниках.
В те далёкие времена разрозненные славянские племена вели между собой постоянную борьбу за землю, объединяясь лишь на время, чтобы отразить набеги степных кочевников. При патриархальном укладе жизни все дела племени вершили старейшины, и слово их было законом. «Правосудие у них было запечатлено в умах, а не законах, — писал один греческий историк, — воровство случалось редко и считалось хуже всяких преступлений. Золото и серебро они столь же презирали, сколько прочие смертные желали его»1. Другой историк пишет: «Племена славян... любят свободу и не выносят рабства. Они особенно храбры и мужественны в своей стране и способны ко всяким трудам и лишениям. Они легко переносят жар и холод, и наготу тела, и всевозможные неудобства и недостатки»2.
Если говорить о религиозных воззрениях восточных славян, то их истоки уходят в древние индоевропейские верования, где зарождались первые представления человека о сверхъестественных силах. Славяне обожествляли могущественные силы Природы. Высокий холм, огромный камень, берег реки или могучий дуб могли в любое время стать храмом, где совершались обряды почитания языческих богов.
В лекции «Искусство и археология» Рерих отмечает: «Если для поэзии необходима тайна, то где же искать художнику большей поэзии, как не в минувшем, полном очарования тайны? Куда же направлять ему своё воображение, как не в давно прошедшие века, подёрнутые седым туманом? (...) Как-то особенно звучат для нас отзвуки минувшего. Со страниц летописи веет чем-то величаво-спокойным, характеры полны и детски понятны; время отбрасывает все подробности и детали, складывая облик полной художественной правды, общей всем векам и народам. (...) История неотразимо привлекает к себе художника; словно безжалостная водяница, завлекает она его в свои глуби, но чуть отзовись он, поддайся этому течению, и, без помощи младшей сестры истории — археологии, наверно, погибнет в прекрасных омутах. (...) Для того чтобы историческая картина производила впечатление, необходимо, чтобы она переносила зрителя в минувшую эпоху; для этого же художнику нельзя выдумывать и фантазировать, надеясь на неподготовленность зрителей, а в самом деле надо изучать древнюю жизнь как только возможно, проникаться ею, пропитываться насквозь»3.
Так писал Николай Константинович Рерих, который с детства приобщился к археологии, а затем, под её влиянием, увлёкся изучением этнографии и древнерусского быта. Став художником, он посвятил истории Древней Руси целую серию картин. Его работы — это правдивая история, это отклики на конкретные исторические события.
Современник Н.К.Рериха, Н.З.Панов, писал в журнале «Живописное обозрение»: «...Каким живым и могучим воображением нужно обладать, чтобы, собрав скудные осколки неясных сведений о быте, нравах и верованиях народа, создать полные глубокого смысла, цельные, яркие картины жизни отдалённого прошлого, картины, в которых перед нами встают живые люди со всеми характерными особенностями давно минувшего времени, отдалённого от нас веками.
Когда художник изображает древность такою, какою она ему представляется, недостаточно, чтобы он обставил её атрибутами эпохи (такие опыты бывали не раз), нужно, чтобы он заставил нас поверить, что жизнь в те далёкие времена была именно такою и иною не могла быть. А для этого нужно, чтобы он сам жил тою жизнью, чтобы он проникся настроением эпохи, переселился в неё своей творческой мыслью и показал нам её на полотне из того далека, куда может перенестись только живая деятельная фантазия истинного художника. Едва ли найдётся другой художник, который достиг этого с такой полнотой и законченностью, как Н.К.Рерих»4.
Родная история захватывает Николая Рериха с первых же дней учёбы в Академии художеств и Петербургском университете, куда он одновременно поступает в 1893 году. При этом, обучаясь юриспруденции, он с большим интересом слушает лекции на историческом факультете. Неудивительно, что многие его академические работы посвящены историческим событиям.
Н.К.Рерихом и его тягой к русской истории сразу же заинтересовался критик В.В.Стасов. Он возглавлял художественный отдел в Публичной библиотеке и охотно допустил молодого художника к её сокровищам — древним летописям, грамотам, книгам. Между ними происходили длительные интересные беседы, а также переписка.
Вспоминая о Стасове, Рерих отмечал: «Всегда я ему писал в виде старинных русских грамот, и он всегда радовался, если слог и образность были исконными. Иногда он отвечал мне тем же исконным слогом. (...) У Курбатова была фотография наша, снятая у его знаменитого отягчённого книгами стола в Публичной библиотеке. ...Как чуткий критик, он понимал, что русская сущность будет оценена тем глубже, если она выявится в своих прекрасных образах»5.
Николая Константиновича очень интересовал важнейший переломный момент в истории Отечества — образование Древнерусского государства, и он задумывает целую серию картин «Начало Руси. Славяне» (первоначальное название — «Славяне и варяги»).
В 1899 году, уже создав несколько работ на исторические темы, Н.К.Рерих писал историку, писателю и журналисту А.В.Половцеву: «Последнее время я мучим несбыточной мечтою, чтобы мне предоставили зал какого-нибудь музея, чтобы написать в нём «Начало Руси», покрыть все стены живописью от пола до потолка, растолковать целый период, чтобы вошедший в это помещение сразу переносился в эту поэтичную эпоху. (...) Это была бы работа, которой стоит посвятить всю жизнь, можно внести столько нового и в искусство и в науку»6. И Николаю Константиновичу действительно удалось сделать очень многое в том, чтобы «растолковать» целый исторический период жизни Древней Руси. Павел Фёдорович Беликов, известный исследователь творчества художника, пишет: «Картины Рериха, построенные на глубоком знании исторического материала, насыщены философским содержанием. Показывая далёкие времена, Рерих как бы задаёт вопрос — не растеряли ли мы на пройденных путях нечто очень нужное, не пренебрегли ли той «стариной», которая никогда не стареет?»7
Итак, рассмотрим несколько первых работ Н.К.Рериха на тему «Начало Руси. Славяне».
В 1897 году Николай Константинович создаёт картину «Гонец. Восстал род на род», за которую получает звание художника. Работа сразу же была приобретена известным собирателем П.М.Третьяковым для своей московской галереи, и это явилось настоящим признанием. Но Стасов сказал Рериху: «Что мне все ваши академические дипломы и отличия! Вот пусть сам великий писатель земли русской произведёт вас в художники. Вот это будет признание. Да и «Гонца» вашего никто не оценит, как Толстой. Он-то сразу поймёт, с какою такою вестью спешит ваш «Гонец»»8. И через два дня в Москве состоялась встреча с Львом Николаевичем Толстым.
«...Стасов оказался совершенно прав, полагая, что «Гонец» не только будет одобрен, но и вызовет необычные замечания, — вспоминал Рерих. — На картине мой гонец спешил в ладье к древнему славянскому поселению с важной вестью о том, что «восстал род на род». Толстой говорил: «Случалось ли в лодке переезжать быстроходную реку? Надо всегда править выше того места, куда вам нужно, иначе снесёт. Так и в области нравственных требований: надо рулить всегда выше — жизнь всё равно снесёт. Пусть Ваш гонец очень высоко руль держит, тогда доплывёт»»9.
Через полвека Рерих напишет: «Не случайно моя первая картина была «Гонец», и с тех пор всякие «Вестники» — моя любимая тема»10.
На переднем плане этой картины мы видим челнок, скользящий по ночной глади реки, в нём — два человека. «Один из них стоит на корме, управляя веслом, другой же сидит... На его лице видна какая-то серьёзная дума... И как не раздумывать, когда везёшь такую важную весть своим сородичам, что «восстал род на род»»11.
На берегу реки — поселение с домиками, характерными для древнеславянских городищ. На частоколе насажены конские черепа, — это древний славянский обычай, связанный с поверьями об их волшебной силе, ограждающей стада от мора, а людей и их жильё — от грозы и других несчастий. Над такими историческими деталями, как лодка-однодеревка, изгородь, тип древней славянской избы, художник тщательно работал и советовался со Стасовым, посылал ему зарисовки, и когда получал одобрение — вводил их в композицию.
К какому же времени относится сюжет картины? Древняя летопись повествует, что в середине IX века в районе озера Ильмень формировался мощный союз славян. Этому объединению способствовала борьба славянских племён с варягами, которым они платили дань. Варяги были изгнаны, но разгорелась новая борьба — за власть: «восстал род на род», — рассказывает летопись.
Как продолжение этой исторической темы — следующая картина: «Сходятся старцы» (1898).
«...Сходились старцы — народоправный совет»12. Сошлись они «под вековой раскидистый дуб, к священному костру». Собрать их всех сюда могла только очень важная причина, от которой зависела судьба целого народа.
Вот как раскрыл содержание этой картины сам художник, написав поэтическую былину:
За дальним Перуновым озером, В заповедном от дедов урочище Стоит над яром высокий дуб. Любил Сварожич то дерево, А славяне ильменские чтут его. Место вокруг дуба утоптано. Горит под дубом святой огонь, К дубу сходятся родичи: «Стоять ли земле без хозяина?» Старцы земли Новагорода Сойдутся под дубом раскидистым. Ворон на дубе не каркает, На небе заря разгорается — Скоро Ярило покажется — Засияет, блеснёт красно солнышко — И проснётся земля Святорусская. «Недалеко от деревни Озёртицы, близ которой были вскрыты курганы разной древности от X [до] XIV в., — писал Н.К.Рерих, — мне было указано место и остатки корней огромного дуба. Как говорят, прежде этот дуб пользовался уважением всего края; по исконному обычаю окружные деревни собирались к нему по праздникам. Здесь водились хороводы и даже вершились общие дела... Как слышно, дуб был не менее 12 вершков; при сравнительной редкости этого дерева в нашем краю и крайне медленном росте его в этом предании можно видеть следы очень древнего обычая...»13
Осенью 1900 года Николай Константинович уезжает учиться в Париж и в 1901 году создаёт картину «Заморские гости», которая отличается от предыдущих полотен богатой цветовой палитрой. В последующие годы Рерих пишет ещё несколько картин с таким же сюжетом, который, по словам Юрия Николаевича Рериха, посвящён прибытию Рюрика на Русь14.
Как известно из летописей, для установления мира и покоя ссорящиеся племена пригласили варяжских князей. «Поищем себе князя, который бы владел нами и судил по праву. И пошли за море к варягам, к руси...» — сказано в «Повести временных лет».
После обращения к варягам, в славянские земли «прибыл Рюрик с братьями Синеусом и Трувором», «что по толкованию северян, — пишет уже Николай Константинович, — значит: «конунг Рурик со своим Домом (син хуус) и верною стражею (тру вер)»».
Вдохновила художника на написание этой картины поездка, совершённая им в 1899 году, во время которой он, по поручению Императорской Археологической комиссии, обследовал современное состояние объектов археологии, расположенных на великом торговом пути «из Варяг в Греки», зародившемся в VIII веке.
Позже художник так писал о своих впечатлениях: «Чудно и страшно было сознавать, что по этим же самым местам плавали ладьи варяжские, Садко богатого гостя вольные струги, проплывала Новугородская рать на роковую Шелонскую битву...»
Заметка Рериха «По пути из Варяг в Греки» появилась ещё до написания картины «Заморские гости». Николай Константинович пишет так, словно он сам был очевидцем происходящего: «Длинным рядом идут ладьи; яркая раскраска горит на солнце. Лихо завернулись носовые борта, завершившись высоким, стройным носом-драконом. Полосы красные, зелёные, жёлтые и синие наведены вдоль ладьи. (...) Около носа и кормы на ладье щиты привешены, горят под солнцем. Паруса своей пестротою наводят страх на врагов... (...) У рулевого весла стоят кто посановитей, поважней, сам конунг там стоит. Конунга можно сразу отличить от других: и турьи рога на шлеме у него повыше, и бронзовый кабанчик, прикреплённый к гребню на макушке, отделкой получше»15.
Такие подробности в описании деталей, известные Николаю Константиновичу как археологу, конечно же, очень важны. Хочется также отметить ещё один момент, на который указывает известный историк Б.А.Рыбаков: «Перечисление... «научно-художественных» прозрений Рериха заняло бы несколько страниц, но одно поразительное открытие последних лет мы всё-таки отметим. (...)
В правом верхнем углу картины, за высокой сопкой — могилой Вещего Олега — Рерих написал загадочное поселение на возвышенности — крепость, археологических данных о которой в его время не было. В 1997 году археолог Е.А.Рябинин действительно обнаружил на этом месте, известном под названием Любши, древнейшую на территории Восточной Европы славянскую каменно-земляную крепость, датируемую серединой VIII века. Под каменной Любшанской крепостью оказалась деревянная последней трети седьмого столетия. (...) На фоне Любши Рерих и изобразил своих «Заморских гостей»».
Если продолжить разговор о других исторических предвидениях Рериха, то, по словам академика Б.А.Рыбакова, «чутьё художника помогало ему предугадывать будущие археологические открытия. На рисунке «Изба смерти» Рерих дал умозрительную конструкцию славянского языческого погребального сооружения. Через три десятка лет раскопки на Верхнем Дону подтвердили предсказание художника»16 о том, что на территории озёрного края будут найдены свайные постройки на заливаемых или заболоченных местах.
Николай Константинович пишет: «Идея сваи, идея искусственного изолирования жилья над землёю в пределах России существует издавна. (...) Здесь мы у большой древности. ...Избы смерти славянской старины, сказочные избушки на курьих ножках — всё это вращается около идеи свайной постройки»17.
Такие постройки изображены и на нескольких работах Рериха, в их числе: «Соловей-разбойник» (панно из сюиты «Богатырский фриз», 1910), «Озёрная деревня» (1915), «Небесный бой» (1915), «Каменный век» (1910) и другие.
Следующая картина, о которой мы поговорим, это «Идолы». В 1901 году Николай Константинович создаёт две работы на эту тему. Следует отметить, что к теме идолов он возвращается неоднократно, известно не менее восьми вариантов его картин и эскизов с таким же названием.
Идолы — деревянные изображения языческих богов. Вера людей во всемогущие силы природы заставляла человека выбирать для поклонения этим силам определённые места, чаще всего курганы. Такие культовые места являлись своеобразными древнеславянскими храмами под открытым небом. «Эскиз к «Идолам» меня радует, — писал художник своей будущей жене, Елене Ивановне, — он сильный, яркий, в нём ни драмы, ни сентиментальности, а есть здоровое языческое настроение»18.
На картине мы видим высокий холм, защищённый со всех сторон частоколом, увешанным черепами животных. В центре капища стоит пять идолов, разрисованных яркими красками. Видимо, в своём замысле Николай Константинович следовал «Повести временных лет», где сказано, что князь Владимир поставил на холме пять кумиров. В центре святилища — Перун, главное языческое божество.
Идолы украшены резьбой и орнаментами. Их создатели, по мнению Н.К.Рериха, были людьми, по-настоящему близкими искусству. «Кто же делал идолов?.. Кто же эти ваятели? Не всякому можно было поручить такое важное дело, как ваяние божества. Всякое божество должно было быть известного вида, иметь те или другие вполне опредёленные атрибуты... Все эти традиции могли быть известны одним ближайшим служителям бога — жрецам. Наиболее вероятно будет предположить, что они и были художниками этого дела...»19
Вопрос «Откуда есть пошла Русская земля», заданный ещё в начале XII века русским летописцем Нестором, интересует учёных и поныне. Ответить на него — значит понять исторические корни русского и других славянских народов, выявить их место на древней географической карте, понять их взаимоотношения с другими европейскими народами. Нестор упомянул, что было время, когда по всей Европе был «род един и язык един». И не случайно немало общих корней имеется в языках славянских народов и в санскрите — древнейшем языке Индии.
Восточные славяне жили племенными союзами, каждый из которых имел свою территорию и главный «град» — укреплённое городище, в котором собиралось общеплеменное вече — народное собрание, производился суд, а также находилось святилище и торг. В случае военной опасности в городищах могли укрыться общинники, которые жили в неукреплённых деревнях.
Установление порядка, нарушенного усобицами, было главной целью призвания князей из варягов. На княжение прибыл Рюрик. С него и начинается династия первых русских князей — правителей Древней Руси.
До летописца дошло мало преданий о княжении Рюрика, известно лишь, что он построил крепость на Ладоге, где и поселился. По заключению Е.А.Рябинина, «самые первые археологические раскопки в России были произведены в начале XVIII века... в окрестностях Старой Ладоги — первой летописной столицы Древней Руси»20.
«Сохранилось предание, что по смерти братьев Рюрик оставил Ладогу, пришёл к Ильменю, срубил город над Волховом, прозвал его Новгородом и сел тут княжить. Это... прямо показывает, что... Новгород был основан Рюриком...»21 Так на Руси началась важная деятельность наших князей — построение городов.
В 1902 году Рерихом была создана картина «Город строят». На фоне строящегося светлого града, среди строителей в белых одеждах, выделяется князь в красном плаще, под руководством которого разворачивается грандиозное строительство — не просто возводится город, но строится и слагается славное будущее Великой Руси.
Вот что писал сам художник: «...Картина «Строят город». В ней мне хотелось выразить стремление к созиданию, когда в разгаре сложения новых твердынь нагромождаются башни и стены. (...) В наши дни, когда мы пережили столько разрушений, каждое строительство является особо ценным»22. «Так ждалось, так предвиделось и так увиделось. «Город строят!» И какой чудесный, мощный!»23
«Там, где строят — там не разрушают. Каждое строение есть умножение блага. «Когда постройка идёт — всё идёт»»24.
«Почему все строители в белых одеждах? У Рериха ничего случайного нет, — сказала Наталия Дмитриевна Спирина, — значит, это люди с чистыми помыслами, не для себя строящие, не для корысти... а строящие ради общего блага».
Этой картине Н.Д.Спирина посвятила стихотворение.
ГОРОД СТРОЯТ
Мы строим город небывалый, Одежды белые надев, Не ради власти или славы — Во имя блага всех людей.
Мы строим и не отступаем От трудностей и от преград; Свой труд за счастье почитаем, Не ждём похвал или наград,
И не боимся поношений. Мы знаем — в город тот придут Посланцы новых поколений, Которых неотложно ждут25. Продолжение следует
--------------------------------------------------------------------------------
1 Цит. по: Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России. М., 2000. 2 Там же. 3 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск 1. СПб., 2004. С. 81. 4 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск 2. СПб., 2005. С. 355. 5 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. М, 1999. С. 378 – 379. 6 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. Самара, 1999. С. 198. 7 Беликов П.Ф., Князева В.П. Рерих. Самара: Агни, 1996. С. 57. 8 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. М., 1995. С. 88. 9 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 90. 10 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 3. М., 1996. С. 404. 11 Николай Рерих в русской периодике. Выпуск 1. С. 377. 12 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 334. 13 Цит. по: Рериховские Чтения. Материалы конференции 3 – 6 ноября 1997 г. Новосибирск, 2000. С. 169. 14 Рудзитис Р. Встречи с Юрием Рерихом. Минск, 2002. С. 84. 15 Рерих в России. М.: МЦР, 1993. С. 27. 16 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С . 759 – 760. 17 Там же. С. 702. 18 Цит. по: Рериховские Чтения. Материалы конференции 1997 г. С. 171. 19 Там же. С. 178. 20 Петербургский Рериховский сборник. Т. II – III. С. 15. 21 Соловьёв С.М. Об истории Древней России. М., 1992. С. 32. 22 Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. С. 241. 23 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 2. С. 334. 24 Рерих Н.К. Листы дневника. Т. 1. С. 535. 25 Спирина Н.Д. Отблески — 2002. Новосибирск, 2003. С. 109.
Источник : http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
И в последующих картинах того же цикла — «Сходятся старцы» (1898), «Зловещие» (1901, ГРМ) — пейзаж словно окутан сумраком «векового тумана», сквозь который легче проникнуть в давно минувшее. Этот сумрак помогает смягчить контуры, наполнить картину единым дыханием прошлого, обобщить и завуалировать все случайное, препятствующее восприятию древней жизни. Рерих, по существу, создает здесь новый жанр «исторического пейзажа», в котором жизнь древних славян протекает в неразрывном единстве с природой. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
В работе 1898 года "Сходятся старцы" Рерих стремился передать историческую атмосферу древности и считал, что это ему удалось. В одном из писем он пишет: "В этой картине очень неудовлетворительна техника, масса пробелов в сочинении, но именно если что есть в ней - это историчность"12. Уже в эскизе художнику удалось создать впечатление таинственности. Этому способствуют единство колорита, незавершенность форм и полумрак, скрадывающий очертания фигур. |