Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=844&size=3
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
На темы Востока Рерих написал несколько произведений со знаком Знамени Мира. Своеобразным эпиграфом к ним можно считать картину "Тибет" (1933). Расходящиеся из небесного фокуса линии гор как бы осеняют высшим светом монастырь - символ земной мудрости. На смысловой центр полотна указывает тибетская хоругвь, где изображён конь с тремя горящими кругами - сокровищем мира - Чинтамани. Источник : http://www.smr.ru/centre/win/books/matoch_01.htm |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«В Тибете у Рериха зарождается серия картин Твердыни Тибета, изображающая значительные памятники тибетского зодчества раннего средневековья.
С седьмого века Тибет становится центром северного буддизма. Словно птичьи гнезда приютились по склонам тибетских гор монастыри различных буддийских сект. "Нужно было иметь и чувство красоты и мужественную самоотверженность, чтобы укрепляться на такой высоте" -писал Рерих».
А Юферева, А. Лукашева «Н. Рерих», Издание главного управления Госсзнака, М., 1970 г.
«Углубленное созерцание картин Рериха позволяет утверждать, что выдающегося философа и живописца волновала не мистика потустороннего, а верная архитектоника мудрых тибетцев. Ведь высокие горы предъявляют суровые требования к выживанию. Те же ламаистские монастыри и храмы возводились в неприступных, суровых ярусах не из-за сентиментальной любви к гранитам и сквознякам. Главная причина тут в изолированности от врагов. Войны возникали и здесь в разные времена. Уничтожались люди, отары скота, жилища. А книжная премудрость уцелевала в тайных пещерах, заоблачных монастырях. И новые поколения жителей узнавали, с чего начинать. Недаром такие монастыри, вознесенные к небу, врастали в скалы столь же прочно и органично, как кристаллы хрусталя или аметиста в подстилающую основу».
Ю. Макунин «Любовь моя», Литературная Россия,17.06.83г.
«Здания монастырей на неприступных горных утесах вызывают удивление смелостью и феноменальным мастерством древних зодчих.
Лаконичные, простые формы архитектуры органически сливаются с горными вершинами, составляя с ними одно целое».
Каталог выставки Н.К. Рериха, М., 1959 г.
Она - как башня маяка
Над темным морем человечьим...
О, как Ты путнику близка,
Как жаждет он заветной встречи!
И знает он,- его там ждут,
И знанье окрыляет сердце,
И поступь делается крепче.
Н.Д. Спирина |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
На переднем плане СТУПЫ, на среднем - большой монастырь, на заднем - близкие вершины гор, покрытые вечными снегами. Брезжит рассвет. Все засыпано снегом. Зима... Что привело людей на эти вершины? Откуда взялась сила, воздвигнувшая эти большие монолитные строения из хорошо отесанных камней? Зимой здесь температура падает ниже семидесяти и несутся ураганные ветры. Как можно существовать в этом царстве смерти? Как затащить на эти вершины пищу, топливо... Да отапливаются ли эти помещения - нигде не видно ни труб, ни дыма?.. Что же привело людей на эти вершины? Откуда они берут воду чтобы пить и обмываться? Вероятно, они пьют снеговую воду? Два импульса обычно движут людьми: жажда блаженства или необходимость - желание избежать страдания. Но люди, шедшие на эти вершины, шли в объятия жестоких страданий, во имя чего? Какая радость влекла их сюда? Так будет рассуждать тот, кто живет радостями тела и не знает, что такое РАДОСТЬ ДУХА. Поверьте - человек не станет делать чего-то напрасно. Построить здесь жилище и жить в таких суровых условиях - это не легкомыслие. Для такого подвига нужно было иметь какую-то сверхмощную серьезнейшую причину. Конечно, это была радость духа. За радостью духа шли на вершины тибета люди. Здесь в этих невероятных для жизни условиях, под обжигающим ветром вьюг, на вечных лугах расцветали огненные розы духа, и чистые ледяные ветры несли аромат в долины, где жили люди другие, - те, которые еще не могли подняться на вершины. Вдыхая аромат этих огненных роз, они окрылялись надеждой тоже когда-то взойти на вершины и отсюда шагнуть в Беспредельность, с последних ступеней Земли перенестись на дальние миры! Люди шли на вершины не только для того, чтобы преодолеть газовую отраву низших слоев, вдохнуть блаженство чистого озона, но для того, чтобы завоевать себе освобождение. Здесь они могли оторваться от магнетизма отяжеляющих вожделений. Здесь, воспользовавшись холодной чистотой высокогорной праны, они могли легко достичь общения с высшими слоями тонкого мира и непосредственно встречаться с Высокими Разумами. Здесь восторги духа и сверкание огненных проявлений были возможны, не опасны и часты. Помните миф о сотворении гор - Два Начала творили планету, и было предусмотрено время заражения долин, когда избранные люди смогут найти спасение лишь на вершинах. А что значат эти ступы на переднем плане? Ступы воздвигали над прахом великих подвижников. Но что изображает собой ступа? Ступени ведут к чаше, из которой поднимается кверху пламя. Чаша это, конечно ЦЕНТР ЧАШИ. Пламя над ней указывает на то, что центр чаши был зажжен, что захороненный подвижник, пройдя все ступени, ведущие на вершины Земли, накопил ПОЛНУЮ ЧАШУ, ибо только полная чаша накоплений может быть зажжена. Великий Дух, собравший полную чашу трансмутированных энергий Земли, вознес эту чашу служения человечеству и получил освобождение от притяжения к планете. Он закончил сансару - тяжкий путь воплощений и, как пламя чаши, мог вознестись к небу, приобщившись к Беспредельности, к Бессмертию. На переднем плане две ступы. Одна еще совсем целая, значит совсем молодая, подальше уже разрушенная временем, вдали виднеются еще более древние ступы. Значит в этом монастыре было немало подвижников, достигших высших ступеней озарения, вознесших свои полные чаши самоотверженного служения Иерархии и получивших полное освобожедние. Значит не напрасно пришли они на вершины, где соединяются вершины Земли и Неба! Святое место! Сколько высокого магнетизма наслоено на этих камнях. Сколько пришедших было намагничено этим магнетизмом. Захоронены в ступах добытые из Беспредельной Сокровищницы откровения. Пробьет час, и труды эти послужат человечеству. Говорят, что многие монастыри скрывают входы подземные пещерные галереи, которые ведут в Шамбалу. Может эти монастыри и запечатлены на полотнах? Кто знает! Может быть это действительно так! Почти наверняка... Н. Уранов. Огненный подвиг. Картина Н.Рериха «Тибет» |