Памятники древности
Известный художник и археолог Н. К. Рерих на днях отправляется в Углич, Звенигород, Калязин и Торжок с целью воспроизведения памятников русской старины. Написанные им картины будут служить продолжением начатой художником в прошлом году серии картин, изображающих быт древней Руси.
Санкт-Петербургские ведомости. 1904. 20 мая / 2 июня. № 135. Четверг. С. 4.
Так же: Русь. 1904. 20 мая / 2 июня. № 156. Четверг. С. 3.
Новые открытки, изданные в пользу
Общины св. Евгении
<…> Рерих Н. К.
1489. Углич
1490. Углич. Воскресенский монастырь. …
Открытое письмо. 1904. № 11.
Императорское С.-Петербургское
Общество архитекторов
Заседание 2-го ноября
Председатель И. С. Китнер.
Сообщение Н. К. Рериха «Из прошлой и настоящей жизни русского искусства» (по приблизительной стенограмме).
...Нынешнем летом мне пришлось видеть ещё несколько обломков прошлого; я был на тихом верхнем плёсе Волги в Калязине, Угличе и некоторых монастырях.
...В Угличе дело росписи обстоит худо: в церквах и монастырях остались небольшие уголки нетронутые. — Поистине, замечателен там Воскресенский монастырь. Белой великой грудою развалился он среди зелёной площади; пережил и ограду, и кладбище. Ржавеет, расползается в трещинах ([Рерих] показывает акварели и объясняет по ним). А мы ждём какого-то чуда самопоновления! Не шучу.
Мне приходилось говорить со сторожем. Он говорил: «У нас Владычица поновляется». — «Кто же поновляет?» — «А как кто? Она сама поновляется». — «Как?» — «А как временами краска пропадает, через год она сама начинает выступать». — В этих нехитрых словах было что-то бесконечно злое. Правда, лишь чудом можно спасти многие красоты нашей старины, нашего художества… Может быть, вся чудная стенопись выступит со временем сама? Не знаю, а что и знаю, то почти в полной мере направлено против искусства. И что значат вздохи наши против бодрой деятельности исказителей? Воскресенский монастырь давно уже лишён прихода и отписан к духовному училищу; восстановить его трудно, так как на это потребуются громадные суммы. В тёплой церкви за трапез[н]ой ещё сохранились отличные царские врата (показывает и объясняет), но около них всё древнее уже истреблено и лишь малыми отрывками приходится выхватывать первоначальную красоту. Не хватает средств поддержать красивое, но испортить что-нибудь — на это средства всегда найдутся. И здесь, в проходе между тёплой церковью и трапез[н]ой, сколком Белой Палаты Ростова, сложили изразцовую печь. Сложили эту печку на проходе из церкви в трапезную и одною этою вставкою сразу погубили весь смысл конструкции превосходных храмин. С каким чувством работали наши предки, а теперь искажают именно все лучшие места их труда, и трудно уже приблизиться к картинам даже недалёкого прошлого, даже XVII века....
Искусство. 1905. Апрель. № 4. С. 48–54.
Б.
Искусство и художники
Вышел двенадцатый номер благотворительного журнала «Открытое письмо», редактируемого Ф. Г. Беренштамом. Номер посвящён художнику Н. К. Рериху. Помещены его портрет с автографом, репродукции с некоторых вещей и биография, написанная О. Базанкур.
Заслуживает внимания злободневная открытка Рериха, изображающая бой между древними русскими богатырями и благородными японскими самураями. Заслуживают внимания виды Углича и памятники архитектурной старины — область, в которой талантливый художник обнаруживает весьма тонкое проникновение духом эпохи. ...
Биржевые ведомости. 1905. 12/25 октября. Утренний выпуск. № 9071. Среда. С. 5.