Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Ущелье
1907

Н.К.Рерих. Ущелье. 1907

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=888&size=3

     
Атрибуты картины

Название Ущелье
Год 1907
Серия Эскизы к опере «Валькирия» Р. Вагнера (постановка не осуществлена) (не авт. название)
Материалы, размеры Темпера
Источник "Николай Константинович Рерих" Текст Ю.К. Балтрушайтиса, А.Н. Бенуа, А.И. Гидони, А.М. Ремизова и С.П. Яремича. Пг.: Свободное Искусство, 1916.
Примечание Загружено 2 изображения. Местонахождение Картины неизвестно. Первоначально находилась в собрании В.К. Рериха , Санкт-Петербург. (В кат. Салон 1908/1909. СПб., 1909 № 294 под названием "Место поединка"; Рерих, 1916. С. 76 - воспр. С. 215; Эрнст. С. 118)

Ф.И.СЫРКИНА Рерих и театр. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

И вот в том же 1907 году (первом году работы на театре) Рерих работает над эскизами декораций к «Валькирии» Вагнера.

Обращение Рериха к Вагнеру закономерно. Художнику были близки литературные первоисточники вагнеровской музыки — суровая северная мифология, монументальность и симфонизм его опер-трагедий. Рерих обратился к «Валькирии» исключительно «по велению сердца», не имея на то никакого конкретного предложения. Поэтому, сочиняя эскизы декораций, он в силу сложившихся обстоятельств стал как бы режиссером-постановщиком этого так и неосуществленного спектакля: и когда «строил» жилище Гундинга с вековым ясенем в центре, крест-накрест пробитым могучими балками и пронзенным священным мечом Вотана; и когда изобразил «Ущелье», словно расколотое трещинами-пещерами, эту нерукотворную архитектуру, на фоне которой борются боги и гибнут герои; и когда решал 3-е действие — «Заклятие огня» — как траурный апофеоз. Эскиз декораций последней картины изображает опаленную языками пламени вершину, на которой лежит покрытая щитом спящая Брунгильда. Художник искал выражения музыки Вагнера в «готическом» стиле пейзажа — островерхие пики, каменные глыбы, пещеры, языки огня написаны в напряженных ритмах, в контрастах света и мрака.

С. ЭРНСТ Н.К.Рерих/ Держава Рериха. Сост. Д. Н. Попов. — М.: Изобразительное искусство, 1993. — 444 с.: ил. — Резюме англ.

Первой работой художника для театра являются три проекта декораций к «Валькирии» 1907 года, деланные им не по заказу, а «для себя»; здесь он, новичок в этом деле, создает нечто значительное и очень близкое к грозному пафосу вагнеровской музыки. Посмотрите, как великолепно и угрюмо поют черные и голубые тона «Жилища Гундинга», как страшно притаились великие горы под сумрачным небом в «Ущелье» или как пылает роковая слава червонного пламени, застывающего волшебно-голубеющими кристаллами, в «Заклятии Огня».

Николай Рерих в русской периодике, 1891–1918. Вып. 3: 1907–1909 / [Сост.: О. И. Ешалова, А. П. Соболев, В. Н. Тихонова; Отв. ред.: А. П. Соболев]. — СПб.: Фирма Коста, 2006. 558 с.[1] л.

Дубль-вэ

Три выставки картин

…мы направились в новый «Салон». Любезный устроитель выставки-салона С. К. Маковский предоставил нам возможность осмотреть всю выставку до её открытия.

Громадный музейный зал разделён на небольшие комнатки, в которых развешаны картины известных групп художников.

Художник Н. К. Рерих, известный знаток русской художественной археологии, занял своими картинами целый зал. ...

Очень эффектны эскизы декораций для пьесы «Валькирия»; Н. К. Рерих передал в них художественно-фантастическое настроение, почти всегда отсутствующее в декорациях, написанных для подобных сказочных пьес на казённых театрах. ...

Петербургский листок. 1909. 4/17 января. № 3. Воскресенье. С. 3.

Художественные вести

Вышел третий «Ежегодник» Общества архитекторов-художников. <...>

Из живописцев в «Ежегоднике» принимают участие: ... Рерих (ряд этюдов и эскиз к постановке «Валькирий»), ...

В мае месяце откроется в Париже выставка русского театрального декоративного искусства. Будут выставлены декорации, рисунки костюмов и т. д. Экспонентами будут Александр Бенуа, Н. К. Рерих, Е. Е. Лансере, Л. Бакст, А. Я. Головин, К. А. Коровин и др.

Речь. 1909. 8/21 апреля. № 94. Среда. С. 5.

А. Р-в

Художественные вести

Н. К. Рерихом довольно давно уже исполнены очень интересные эскизы декораций к «Валькириям» Вагнера, выставленные в этом году в «Салоне». Интересно, что дирекция Императорских театров, где как раз именно декорации к этой опере требуют полного обновления, не только до сих пор не вступила в переговоры с художником, а даже не поинтересовалась посмотреть его работы. Не ждут ли санкции Парижа, где будет устроена выставка театрально-декоративных работ русских художников?

Речь. 1909. 12/25 апреля. № 98. Воскресенье. С. 6.

А. Ростиславов

Художники в театре

...Дирекция [театров] до сих пор не воспользовалась прекрасными эскизами декораций Рериха к «Валькирии» Вагнера (воспроизводимыми в настоящем номере), не обеспокоилась даже, если не ошибаюсь, посмотреть их на выставке, хотя обновление обветшавшей постановки такой оперы неизбежно. Между тем, именно оба эти художника [Бенуа и Рерих], столь глубоко, исключительно и каждый своеобразно проникнутые историчностью известных эпох, для некоторых постановок прямо незаменимы, ...

Золотое руно. 1909. № 7–9. С. I–VII. Помещены илл. Н. К. Рериха: с. 34 — «Князь Игорь» (2 илл.); с. 35 — «Терем Ярославны» («Князь Игорь»), «Шатёр Грозного» («Псковитянка»); с. 36 — «Валькирии» 1 и 2 действие (2 илл.); c. 36а — «Половецкий стан» («Князь Игорь»), «Костюм хана Кончака» («Князь Игорь»); с. 36b — «Ярилина долина» («Снегурочка»).

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика