Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=899&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
...Гималайские высоты в сокровенном сознании Востока — это родина Риши, великих духовных подвижников, мудрецов. «Не в предании, но в яви жили Риши. Их присутствие оживляет скалы, увенчанные ледниками, и изумрудные пастбища яков, и пещеры, и потоки гремящие. Отсюда посылались духовные зовы, о которых через все века помнит человечество. В школах заучивают их, на всякие языки переводят, но кристалл накопленный их наслоился на скалах Гималайских». ...«Страж входа» — объятый пламенем воин, подняв меч, стоит у входа в сверкающую золотистым заревом пещеру, и сияние указывает на скрытое священное место. Может быть, это легендарная подземная Агарта восточных сказаний — Царство Света... |
||||||||||||
|
||||||||||||
Каждое чувство имеет видимую форму своего выражения на том или ином плане. Чем устойчивее и повторнее чувство, тем устойчивее и форма. В теле физическом чувство также выражается и внешне по степени своей силы и неумения им владеть. Постоянно обиженные, вернее, чувствующие себя обиженными, люди сохраняют и на своем лице маску обиженности, другие – злобы, третьи – жестокости, четвертые – добродушия. Другими словами, устойчивые эмоции накладывают на внешнего человека печать своего выражения. Эти же отпечатки несут на себе и астральный двойник и тонкое тело. Но не все отпечатано резко на физическом теле. Часто за красивым или мало выражающим лицом скрывается целый ряд чувств, которые только к старости наложат на него свой отпечаток. Некоторые люди при этом умеют собою внешне прекрасно владеть и скрывать свои переживания, но это не распространяется на тонкое тело. Освободившись от физической оболочки, тонкое тело принимает тот вид, который соответствует сущности его владельца. Все положительные и отрицательные качества видимы явно и прочно запечатлены на этом проводнике сознания, который обладает пластичностью или подвижностью образующей его материи и в котором каждая мысль или чувство производят соответствующие их природе внешние изменения. Освободиться от этой формы нельзя, не освободившись при этом от свойств или причин, вызвавших ту или иную форму. Страж Порога, или объективизация внутренней отрицательной сущности человека, не отпустит своего породителя до тех пор, пока этот последний не найдет в себе достаточно сил и решимости отбросить его, то есть победить свою низшую дуаду, являющуюся носительницей всех пороков, страстей, слабостей и свершений низшей природы человека. Эта борьба со стражем Порога полна драматизма, ибо человек должен в буквальном смысле вырвать из своей сущности часть самого себя и отбросить ее. А ведь он с ней так крепко сжился, он любил ее и потворствовал ей, он лелеял ее желания и склонности, он думал о них и вынашивал их в своем сознании. Как может теперь он с ними расстаться, когда не расставался всю жизнь, им позволяя глубоко внедриться в проводники. И только понимание ужаса поражения и безысходности его результатов может дать силы себя преодолеть, и даже не себя, так как «Я» – это высшее, что есть в человеке, но свое низшее «я», средоточие страстей и вожделений. Поэтому овладения своей низшей природой надо достичь еще на Земле, чтобы заранее знать, что в том, последнем, столкновении с нею ее победит высшее «Я» человека, сбросив с себя весь груз земных пережитков. Победы надо достичь, ибо поражение означает предание себя тьме. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Страж входа. На картине «Страж входа» – суровый буддийский воин с поднятым мечом охраняет священный вход. Весь его облик находится в пламенном ореоле. Эта картина также написана по сюжету народных сказаний, которые гласят, что под Гималаями и другими горными грядами, находятся обширные подземные галереи. В них собраны сокровища от начала мира. И там есть стражи. Многие караванные люди видели высоких белых людей со светочами, которые появлялись из подземелий, помогали людям и вновь уходили туда.
Жребий брошен: ты встал на стезю боевую И пошёл в наступленье, сжигая мосты. Ничего, что сегодня враги торжествуют, Победителем завтра – останешься ты.
Пусть плывёт горнило суровых лишений, Пусть смеётся во тьму торжествующий враг; Каждый камень преград – это камень ступеней, По которым пройдёт не замедливший шаг.
Ты ведь шёл в этот мир не на радостный праздник, Как великий Учитель на древнем кресте, Свою самость ты предал безжалостной казни, Чтоб пробить через хаос врата к Красоте.
И когда ты, отвергнув путь ровный и зыбкий, Словно слон, поднимаешься, камни дробя, Кто-то видит твой путь, и сверкают улыбки, Кто-то знает – ничто не задержит тебя! (Николай Уранов) |
||||||||||||
|
||||||||||||
«Пламенный сказал Князю Тьмы: "Ты отравил воздух, ты загрязнил воды, ты истощил землю, но к огню ты не прикоснулся, и огонь не тронут тобою. И огонь будет жечь тебя, как Свет тьму поражает. Не устанет великое пламя, и не дерзнешь выйти из обиталища своего. Призову из Пространства новые огни, и они иссушат дела твои. Как трещины бесплодные, как кости истлевшие, так будешь уничтожен, изгнан, отступишь. Стена пламенная подвинется, и не найдешь в ней следов своих. Охраню пламя дальними мирами. Не можешь отравить, загрязнить, истощить его. Соберу род пламенный, рожденные огнем, они не поддадутся, и смущенные Тобою воды не зальют их горение. Князь Тьмы, бойся Огня!"». Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока»,«Пламенный»
Незваный не найдёт и не войдёт, Не опознает сокровенный вход. Он не поймёт, как истина проста: Лишь сердца стук в священные Врата Услышан будет там, где сердце - ключ, Горящее, звучащее на Луч. Н.Д. Спирина
Суровый буддийский воин с поднятым мечом в пламенном ореоле охраняет священный вход. Вторя причудливым очертаниям языков пламени, окружающие скалы загорелись золотом и пурпуром, глубокие расселины хребтов полны тайны. Вспоминая горные переходы Тибета и Гималаев, Рерих писал: «Конюх Гурбан опять приступил с вопросом: "Почему вы, иноземцы, знающие так много, не найдёте входа в подземное царство? ...Всё-таки и вам не войти в тайники, которые берегутся великим огнём». Легенды Азии повествуют, что глубоко в недрах гор «имеются обширные подземелья. В них собраны сокровища от начала мира. Там есть и великие стражи. Некоторым удавалось увидеть, как из скрытых входов появлялись высокие белые люди, а затем опять уходили под землю. Иногда они появляются и со светочами, и эти огни знают многие караванные люди. Зла не делают эти подземные народы. Они даже помогают людям». Н.К. Рерих |
||||||||||||
|
||||||||||||
Хранитель входа. Гармоничный, мощный воин охраняет вход в Сокровенную Обитель Шамбалы, где хранятся Высшие, Сокровенные Знания. Эти духовные сокровища доступны лишь Избранным, высокодуховным людям, очищенным от страстей, земных желаний, низких мыслей и чувств, Служителям Красоты и Общего Блага, которые не свернули с трудного пути восхождения, испили чашу яда на Земле, устремляясь к Владыке, к свету. Незваный не найдёт и не дойдёт, не опознает сокровенный Вход. Он не поймет, как истина проста: Лишь сердца стук в Священные Врата Услышан будет там, где сердце - ключ, Горящее, звучащее на Луч. Н.Спирина. Вся картина пронизана огнем. Огонь очищающий, охраняющий, огонь творящий, созидающий охватывает этого Духа - Хранителя Входа. Из глубины пещеры тоже пробивается свет-огонь - это сияние Знаний и огненных качеств духа Учителей Света. Это горит огонь победы. И свободен вход тогда, когда крыло озарения коснется смятенной души - это Владыки Шамбалы Знак.
И озарения крыло души смятенной коснулось. Прошлое ушло. И дерзновенно иду обрывистой тропой к огням победы. И страх не властен надо мной, не властны беды, Иду, ведомая звездой, лучом рассветным, иду отвесною скалой К истоку Света. Благословения пути я выбираю, Дверь мне открыта, но войти должна сама я. О.Ауновская На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах Н.К.Рерих встретил Ламу, который спокойно и утвердительно поведал: "Очень редко можно увидеть полуобнаженных "снежных" людей. Они - преданные хранители некоторых гималайских областей. Там скрыты священные Ашрамы Махатм. Раньше даже в Сиккиме находилось несколько подобных Ашрамов." "Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие Избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи) Много нужно пройти врат и много препятствий преодолеть, чтобы заслужить право Входа. "Страж, помни о доверенном сокровище. Считай - зовы Наши дают знание выше уставов старины". (Зов, 1922, апрель 25) "Когда поручен вход стражу, когда дан ему щит и когда он примет в щит все стрелы за Учителя, это будет своё действие, но оно будет противоположно корысти. Сердце отлично знает эти прекрасные свои действия, когда каждая вражеская стрела вырастает в новый лист пламенного лотоса. Эти свои действия, никем не принужденные, никем не приказанные, никем не опровергнутые, но всеми злыми осужденные, будут истинными лучами подвига." (Сердце, 244) "За ласку, за улыбку о красоте затвор первых врат уже повернется. А за желание отдать упадёт и второй замок. Попробуйте отдать или хотя бы предложить что-то, но без себялюбия и сомнения. Возмездие сторицей уже ожидает вас. И не в каких-то будущих жизнях, а именно теперь, здесь, если только уловите ритм жизни, ибо в ритме - гармония. Путники, сумейте отдать, чтобы получить; чтобы получить право на вход в храм." "Через красоту подойдёте. Поймите и запомните. Вам поручил сказать - Красота. Ты, имеющий ухо. Ты, имеющий глаз открытый. Ты, познавший Меня. И да будут глубины небес тебе благодатны. Благо тебе. Устреми взор, подобно соколу, в даль. Через Красоту подойдёте. Поймите и запомните". (Н.К.Рерих. Пути благословения, ст. "Право на вход",с.59-60) "Любовь - это свет, свет сердца. Торжественность - форма высших духовных эмоций. Учитесь звучать на ключе торжественности. Любовь, преданность, устремление - грани её. Это лучшее одеяние духа. Качество духа - это его одеяние, дающее право на вход в Башню. Отец Указует: дерзайте еще ярче. Победа над плотью. Со Мной всё возможно и всё достижимо, но при непрерываемости связи и полноте наполнения Мною всего сердца и всего сознания". (Грани Агни-Йоги, т.4,41) "Чтобы получить университетский диплом, надо поработать несколько лет и поучиться. Сколько же лет или жизней надо потрудиться над тем, чтобы получить право на вход в сферы пространственной Тайны. Кто-то думает, прочитав несколько книг, приобрести право на вход. Но заблуждение это. Пока всё существо, все мысли, все энергии, всё устремление и все силы не отданы этой цели, право на вход не даётся. Всё доступно, всё открыто, но на известных условиях. Первое из них - самоотрешение, т.е. отвержение от себя, т.е. победа над самостью и личным началом в себе. Кто же захочет из миллионов людей принять в приложении к жизни формулу "отвергнись от себя". Формула древняя, но последователей не находится и доныне, если иметь в виду не единицы, но многих. Отвергнута формула самоотвержения, и двери к сокровенному знанию закрыты, и пространство зорко хранит свои тайны от тех, кто не принял этой формулы жизни". (Гр.3, 421)
НА ПОСЛЕДНИХ ВРАТАХ На последних вратах нам сказали: "нельзя". Но мы всё же вошли. Мы подходим к вратам. Везде слышали слово "нельзя". Мы хотели знаки увидеть. Нам сказали: "Нельзя". Стражи седые, видавшие, знавшие! Ошибаетесь, стражи! Хозяин дозволил узнать. Видеть хозяин дозволил. Наверное, Он хочет, чтобы мы знали, чтобы мы видели. За вратами посланец стоит. Нам он что-то принес. Допустите нас, стражи! "Нельзя", нам сказали. И затворили врата. Но всё же много врат мы прошли. Протеснились. И "можно" оставалось за нами. Стражи у ворот берегли нас. И просили. И угрожали. Остерегали: "Нельзя". Мы запомнили всюду "нельзя". Нельзя всё. Нельзя обо всём. Нельзя ко всему. И позади только "можно". Но на последних вратах Будет начертано "можно". Будет за нами "нельзя". Так велел начертать Он на последних вратах. Н.К.Рерих "Творчество духа, идущего параллельно с притяжением Космического Магнита, является двигателем эволюции. Носитель огненных энергий даёт человечеству направление, Мы их называем Хранителями Света. На всех путях человечества стоят эти огненные Хранители Света. На всех путях стоят указанные Руководители". (Беспредельность 2, 371) Урикова Н.В. |
||||||||||||
|
||||||||||||
https://arc.violity.com/n-rerih-strazh-vhoda-1927g-holst-tempera-66-7h124-5-30142599 5.9.2018 на аукционе Violity Киев. Н.Рерих Страж входа. 1927 г. Холст,темпера. 66,7 х 124,5. Судя по остановке торгов на сумме 81 гривна, было обнаружено, что продается репродукция |