Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Христос в пустыне. # 70
1933

Н.К.Рерих. Христос в пустыне. # 70. 1933

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=903&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Христос в пустыне. # 70
Год 1933
Где находится Международный Центр-Музей им. Н.К. Рериха. Россия. Москва
Материалы, размеры Холст, темпера. 60.9 х 50.9 см.
Источник Сайт Международного Центра-Музея им.Н.К.Рериха http://www.icr.su/rus/
Примечание Загружено 2 изображения. 1.1.8, КП 7

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.34,81 (примеч.с.325)

...Но где же Иисус был до тридцатилетия? Кто знает эти благие прибежища? Где эти Кориа Мориа? Можно ли их поведать?

......О манускриптах об Иисусе * сперва полное отрицание. Конечно, отрицание прежде всего идет из миссионерских кругов. Потом понемногу ползут отрывочные боязливые сведения, очень трудно добываемые. Наконец, выясняется, что о манускриптах слыхали и знают старые люди в Ладакхе.

Такие документы, как манускрипты о Христе и книга о Шамбале, лежат в самом «темном» месте. И фигура ламы — составителя книги о Шамбале стоит, как идол, в каком-то фантастическом уборе. И сколько еще других реликвий погибает по пыльным углам. И тантрикам-ламам нет до них дела. Надо было видеть и обратную сторону буддизма.

*«О манускриптах об Иисусе...» — здесь и далее Н. К. Рерих передает рассказы о так называемой сокровенной литературе, восходящие не далее как к XVI— XVII вв. Речь идет о легендах о путешествии молодого Иисуса Христа вместе с караваном, купцов в Индию и Тибет.

Н.Д. СПИРИНА Пояснение к картине Н.К.Рериха. ХРИСТОС В ПУСТЫНЕ. 1933 Журнал Восход № 4 (84), Апрель, 2001

У Николая Рериха есть поразительная по своему откровению картина «Христос в пустыне». В глубоком мраке движется светоносная фигура Спасителя среди мрачных, холодных скал, проливая на них тёплый, розовый, живительный луч. В своих холодных глубинах оживают каменные души и взирают на Христа с немой надеждой. А впереди на чёрном каменном выступе гнездится череп с оскаленными в страшной злобе клыками и выпученными пустыми глазницами, чуя своё неминуемое поражение. Светоносная фигура тихо, но неуклонно движется на него, и в этом неотвратимом движении залог того, что смерть и зло будут побеждены. Не вынесет тьма розового света вселенской любви, она обречена. А над скалами и над обликом Великой Жертвы горит одиноко Звезда, предвестница утра. И где-то вдали небо начинает светлеть. День новый непреложно настаёт.

Источник: http://voshod.sibro.ru/

Е.П. МАТОЧКИН Древний Китай в творчестве Н.К. Рериха.//Сборник материалов научной конференции, посвященной 120-летию со дня рождения Н.К.Рериха.- Нижний Новгород.:НГХМ.1994 г. 120с. ил.

...Главный герой старинных китайских картин, как правило, "уединенный вольный муж." [27] И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. В картине "Лахуль" (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Тем не менее ее силуэт как бы заново повторяется в ритмике пространственных планов, утверждая в этой метафоре символическую соизмеримость духа. Великие Учителя человечества в серии "Знамена Востока" - это так же уединенные образы. Даже в работах христологического цикла, столь "многолюдных" в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким "Сошествие во ад" (1933), " Христос в пустыне" (1933), "Чаша Христа" (1924), "Исса и голова великанова" (1932). "Искушение Христа" (1933).

27. Малявин В.В Послесловие переводчика//Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М.: Наука, 1989 - с. 121

Аннотация к Картине с сайта МЦР (сост.: И.Ю.Дьяченко)

Картина «Христос в пустыне» посвящена Великому Учителю человечества Иисусу Христу, к образу которого Н.К.Рерих неоднократно обращался в своем творчестве в разные годы, глубоко и всесторонне осмысливая евангельские сюжеты.

Христос изображен среди безлесных, пустынных гор. Их острые синие пики, поднимаясь все выше и выше, пронзают густую бирюзу сумеречного неба, на фоне которого блистает одинокая звезда. Граница гор словно разделяет мир вышний и мир земной, в который пришел Христос, объединив оба мира своим именем – Сына Божьего и Сына Человеческого.

Согласно Евангелиям, Христос, в уединении в пустыне, был встречен силами тьмы [Лука. 4:1–4:13]. В картине их символизирует чудовище, расположенное в правом нижнем углу полотна. Являясь порождением человеческого невежества, страха и злобы, служитель тьмы пытается смутить и устрашить Христа, потому и грозен его оскал. Но в утверждении истины Христос, преодолев все страхи, сомнения и физические тяготы, остается не поколебим. Спокоен, невозмутим и ясен его Лик. Преисполненный божественной мудростью и любовью, которые посылались на землю из Высших миров, Христос преодолел все искушения мира сего, принял испытания и страдания, сопутствующие его высоким стремлениям. Он открыл духовные богатства людям, направляя их сознание к Наивысшему. Став живым примером безупречного исполнения нравственных заповедей, Христос утвердил победу Света над тьмою.

«Твердо Он шел, – записано о Христе в Учении Живой Этики, – ибо решил в сердце подвиг. Уже был предуказан подвиг, но его нужно было принять всем сердцем, без сомнения и без сожаления» [1, § 149].

Почти прозрачная фигура Христа в картине излучает тончайший бело-золотистый свет, который ярко контрастирует с сине-зеленой гаммой окружающего пространства.

Если в произведениях «Искушение Христа» (1933, ГМВ, КП 5583II), «Сошествие во ад» (1933, ГМВ, КП 5564II), «Исса и голова Великанова» (1932, Музей Николая Рериха (Нью-Йорк)), «Исса» (1939, кат. № 3.1.41/40) и др. художник воспроизвел только нимб над головой Спасителя, то в картине «Христос в пустыне» он создал поток света, который льется от Христа в мир. Этот Свет достигает ближних и дальних уступов гор, мельчайшими кристалликами поблескивая на них и переливаясь разными оттенками, подобно неземной радуге. Такое художественное решение выделяет картину из ряда остальных работ мастера: в ней образ Христа обретает особую возвышенность и торжественность, становится глубоко сокровенным.

Н.К.Рерих стремился представить Христа как Царя Духа, как вселенский центр притяжения, как космический или духовный фокус, объединяющий сознания и сердца людей, собирающий все созидательные силы и вызывающий к жизни творческие энергии, отвечающие эволюции. Композиционно художник подчеркнул это тем, что расположил фигуру Христа, во всем ее сиянии, строго вертикально, а Лик – в самом центре произведения, на пересечении двух диагоналей.

В символической форме Н.К.Рерих дал представление о высочайшей духовной энергетике Великого Учителя, преображающей и просветляющей земную материю, несущей в себе глубочайший смысл космической эволюции человечества.

На картине образ Христа предстает перед зрителем подобный яркой звезде далеких миров, сияющей миру из беспредельных глубин космоса.

И.Ю.Дьяченко

Примечание:

1. Учение Живой Этики. Братство. Ч. 2: Надземное. В 3 кн. М.: МЦР, 1996–1997.

Урикова Н.В. Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Иисус Христос.

Великий Учитель изображен на одной из горных вершин, куда он уходил для очищения и Связи с Высшим. Но и здесь ему не даёт покоя темная сущность, изображенная с крыльями и хвостом.

"Великий Путник и тёмных встречал на пути. Не думайте, что сказанное о встрече с князем тьмы есть вымысел или символ... В чём же разница таких нападений от обычных натиской тьмы? Разница Велика, ибо Наши Браться (Учителя Света) не боятся их нападений и потому не могут быть повреждены. Так, Великий Путник нередко видел ужасные облики, но не убоялся." (Надземное)

Художнику удалось познакомиться в Гималаях с древней рукописью о Христе, которой более 1500 лет. В ней сказано, что Иисус был в Индии, где Его очень любили и почитали, что Он родился примерно на 150 лет раньше принятой даты. Родители Его были бедны, но происходили из благородного рода. Они отправляют сына в пустынную область Южной Иудеи для обучения в общине Евсеев. Своё высшее Посвящение Иисус получил в Гималаях. Три года после этого Он провёл странствуя и открыто проповедуя. Он исцелял болезни и совершал другие замечательные действия. Вокруг Него собралась небольшая группа учеников, которых Он учил более глубоким истинам духовной жизни. После смерти Христос приходил к своим ученикам в Тонком теле в течение 50 лет, и продолжал обучать их сокровенным истинам. Большинство Его учеников жили вместе в уединенной местности. После того, как их обучение завершилось, апостолы вернулись в мир, чтобы проповедовать, всё время получая помощь от своего Учителя.

Иисус (Исса) был во многих городах Индии, Непала, Гималаях. "Невозможно обнять всю глубину проповеди Великого Путника, ибо в самых простых словах Он давал наставления всей сущности жизни. Именно, ценность Его проповеди была в простоте. Эта простота не была измышлена для народа, но красота была в том, что высочайшее выражалось наипростейшими словами. Нужно постоянно обращать сложное в простое. Только в простоте выражается добро - такова деятельность Великого Путника.

Урикова Н.В.

"Материалы к выставке репродукций картин Н.К.Рериха «Вестник»" г.Новокузнецк, 2000 г., с.100, ил.

«Дух Христа веет через пустыни жизни».

Листы Сада Мории. Зов, 3.09.1921 г.

Дух Его веет через пустыни жизни,

А люди думают, что Он только в храме;

Они ставят перед Ним свечи,

Бьют земные поклоны

И плачут перед Его иконой.

Они думают, что Он где-то

На небе, в каком-то загробном мире;

Что Он - одно, а они - другое,

И между ними общего нет.

Кто сказал людям эту ложь?!

Кто отнял у них самое дорогое,

Чем возвышается дух человека,

Самое святое - сознание Единства?!

И люди стали как звери,

Потому что решили,

Что Он - одно, а они - другое;

И между ними общего нет.

И люди смешались с пылью

И погрузились в трясины,

Потому что решили,

Что они от земли, а Он от Неба,

И Ему можно лишь поклоняться,

Пресмыкаясь и ползая в прахе,

И бессильно молить о пощаде,

О благоденствии и времени мирном,

Попутно совершая подлость

И спокойно убивая друг друга...

Но теперь настаёт время Человека,

А не двуногого и не зверя; :

А «человек» это «чело веков»,

Над которым выдумка-смерть не имеет власти, -

Непреходящее, вечное, неразрушимое Я.

И это Я знает своё единство со Вселенной

И с Теми Лучшими, Которые приходили

С лучших планет на нашу малую Землю,

Чтобы пробудить это Я,

Погружённое в плотные слои материи,

Это Я, которое есть часть Их Самих,

И часть Космоса, и вечного Огня Жизни,

Который веет через все пустыни,

И возносится в стебле каждого цветка,

И сверкает в каждой звезде на небе.

Н.Д. Спирина

«Так начнём описание Его жизни, чтобы неизвращённое слово было записано на земле. Тридцать лет ходил Он, повторяя чтоб отдать тем, кто не примет. Учение Будды, Зороастра и старые сказания Вед Узнавал Он на скрещениях путей. Увидя чистые глаза, Он спрашивал - что знаете о Боге? Через перевоз рек поджидал Он путников, спрашивал - не ты ли несёшь для Меня? Ибо должен был земными ногами пройти и человеческими словами спросить. Когда Ему говорили о знаках звёзд, Он хотел знать решение, но азбука Его не привлекала. «Не тем люди живут. Как могу прекратить губительную бурю? Как могу открыть небо людям? Почему они оторваны от Бытия вечного, которому принадлежат?» Такое Учение сущности затмевало магические приёмы. Ибо вместо покорения малых духов природы, Он мечом духа своего разрубал все препятствия. Учение Его устремляло людей к возможности духа. Потому Волхов не было около Него, но лишь по звёздам знали о Нём. Мы знали многое, Он же мог всё. Послужить Его Учению решили мы тогда».

Ж. Сент-Илер «Криптограммы Востока», «Хождение Христа»

Биография Христа

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика