Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=909&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||
|
||||||||||
|
||||||||||
99. Сын Мой, не бывало случая, чтобы Учитель Нарушил свое Обещание. Если оно не состоялось в определенных условиях, значит, будет исполнено оно в условиях иных, но исполнено будет. Общенью с Матерью время надо отвести и место. Надо создать готовность условий. Ток замыкается при наличии двух полюсов. Полюс восприимчивости пусть будет в готовности. Надземную свободу, которую получает дух после смерти, не сравнить с ограничениями земными. ... |
||||||||||
|
||||||||||
ЦАРИЦА НЕБЕСНАЯ 11 (Стенопись Храма Св. Духа в Талашкине) Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут спутники неумелые: не знающие различить, где добро, где зло. Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское все горе, греховное. Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления. Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют. Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала, тайну образующие. Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай, господи, Великий Дух. Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: “О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь”. 1910
11 Литературная разработка сюжета – росписи для алтарной части церкви Св. Духа в Талашкине (1911–1914 гг.). Оба произведения равноценны по своей значимости. Царица Небесная в них далека от канона православной церкви, она предстает не смиренной родительницей боже ственного младенца, а творящим началом мироздания, отождествляемым часто с женским началом и материальной структурой мироздания. |
||||||||||
|
||||||||||
«Талашкино - имение известной меценатки и художницы кн. Тенишевой, один из очагов русской художественной жизни. В алтарной абсиде церкви величественная композиция "Царица Небесная на берегу реки жизни". "Царица Небесная" у Рериха всесильна и вездесуща. Подножие Ее трона покоится на тверди земной. Мимо нее по бурой "реке жизни" плывут утлые челны, она возносит моления за род людской, идущий трудными путями, не зная подчас, где добро, где зло. И ее моления касаются и бурных волн житейских, и сказочных небесных городов». В. П. Князева «Н.К. Рерих» (монография 2), М., 1968 г. «"Царица Небесная" изображена сидящей на троне без традиционного младенца на руках. Ее изображение организует сложную символическую композицию. Основание трона опирается на незыблемую твердь земную, которую омывает "река жизни". К ногам царицы, борясь с бурыми волнами, устремляются в утлых челнах люди. Голова Владычицы достигает надземных сфер, и ангелы славят Ее. Роспись венчает шествие пророков, поклоняющихся кресту». П. Беликов, В. Князева «Рерих», ЖЗЛ «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые: незнающие различить, где добро, где зло. Милосердная Владычица Небесная о путниках темных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское горе все, греховное. Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления. Трудам Царицы ангелы изумляются! Из твердыни потрясенные сонмы подымаются. Красные, прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом славу поют. Из-за твердых стен поднялись Архангелы. Херувимы, Серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала тайну образующие. Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай Господи, Великий Дух. Подымается к Тебе мольба великая. Богородицы моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь"». Н.К. Рерих «Собрание сочинений», книга 1, с.310-311, М.,1914г. «Тенишева - верная поклонница древней Руси, устроила целый городок - мастерскую, преследующую цели возрождения русского прикладного искусства в самом широком смысле, начиная с убранства дома и кончая мелким шитьем и игрушками. Рерих исполнил для Тенишевской артели несколько эскизов мебели и резьбы по дереву». Эрнст |
||||||||||
|
||||||||||
Царица Небесная (1910 г.) Эта картина - мозаичная роспись алтарной части церкви Святого Духа в Талашкине. "Царица Небесная" Н.К.Рериха далека от канона православной церкви. Она предстаёт не смиренной родительницей божественного младенца, а творящим началом Мироздания, отождествляемым часто с женским началом и материальной структурой Вселенной. Художник называл Царицу Небесную Матерью Мира. На картине прослеживается неразрывная связь России и Индии. Царица - Матерь Мира - без традиционного ребенка на руках, сидит Она на земной тверди, омываемой океаном беспредельности. Царица изображена в русской одежде, украшенной русским орнаментом. Царица сидит на троне. Голова Владычицы достигает неземных Высших сфер, и ангелы славославят её.
Какая радость, что Ты есть! Какое это ликованье - Познать величие Твоё, какому в мире нет названья; Найти прибежище своё в Огне живительном Твоём И в Сердце, полном состраданья! Н.Спирина Со всех сторон нас обступает вся очевидность миража. Обманчивая манит Майя. Земля - на лезвии ножа. Молитвенно сплетаю руки: Позволь, Божественная Мать, Всю жизнь мою отдать за други, за недруги её отдать. И танец злобы перед храмом поникнет в звездный час. Глядит в глаза нам Орифламма, надеется на нас. О.Ауновская "Высоко проходит Небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые - незнающие различить, где добро, где зло. Милосердная Владычица Небесная о путниках тёмных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идет. Ясным покровом хочет покрыть людское всё горе, греховное. Из Светлого Града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за людской род возносит моления. Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясённые подымаются. Красные прекрасные силы в подвиге великом утверждаются. Трубным гласом Владычице славу поют. Из-за твёрдых стен поднялись Архангелы. Херувимы, Серафимы окружают Богородицу. Власти, Престолы, Господствия толпами устремляются. Приблизились начала, тайну образующие. Духу Святому, Господу Великому передаёт Владычица моления. О малых путниках вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай господи, Великий Дух. Подымается к Тебе мольба великая. Богородице моление пречистое. Вознесем Заступнице благодарение. Возвеличим и мы Матерь Господа: "О Тебе радуется, Благодатная, всякая тварь". (Н.К.Рерих. О вечном, с.366) "Восток посвящает Матери Мира следующие гимны. "Владычица, я Тебя возвещаю как Великую Сотрудницу Космического Разума. Владычица, поверх всех сил космических, Ты несешь в себе то сокровенное зерно, которое придает жизнь сияющую. Владычица, утверждающая все явления Разума, Ты Дательница радости Космического творчества. Владычица край устремленный украсит творческим огнем. Владычица мысли и Водворяющая жизнь, Тебе являем сияние Нашего Луча. Матерь, Владыками чтимая, Мы несем в сердце Огонь Твоей Любви. В Твоем Сердце живет луч дающий. В Твоем Сердце зарождается жизнь, и Луч Мы Владычицы утвердим. Да, да, да! Так Космос живет на величии Двух Начал! Так Матерь Мира и Владыки строят жизнь, да, да, да! И в беспредельном устремлении Космический Магнит объединяет свои сокровенные части. Так Мы Владычицу чтим за всеми пределами". (Иерархия, 9)
Всещедрой Матери Нижайший мой поклон, Заре-богине; златокосой Деве, - Тьму победив, даруешь Свет - Огонь, На Землю сыплешь звездные напевы. Царь-девица, Венера, Фрея, Лада. Блесни в Лазури Утренней Звездой, Сердца людей зажги лучистым взглядом, Явись из мрака Красною Весной. Покрой своей фатой от силы вражьей, - Не затупиться, не ржаветь мечу, Стоять в дозоре, вечно быть на страже, Быть в воинстве Твоём, о Мать, хочу. И сможет воин, если Ты укажешь, Промчась в грозе, разить скопленья туч. Чиста фата, как солнечная пряжа, Крепка, словно Алатырь камень бел-горюч". О.Ауновская
"Композиция "Царицы Небесной" насыщена деталями, элементами повествовательности, рассказа. Само изображение Царицы - символ возвышенного и праведного. На её одежде - изображение деревьев, птиц. Они выполнены почти силуэтно на светло-зеленом фоне. Далее краски идут ярче, активнее: желтое, темно-коричневое, алое. Сергей Эрнст оставил описание колорита Царицы Небесной: "Её колористический порядок таков: в центре - белое, золотое, зеленое, жёлтое с переходами в красное и бирюзовое, выше - желто-красно-карминное, та же гамма продолжается и ближе к склонам, в архитектуре преобладает бархатно-черное, на котором выделяются фигуры святых - белое, зеленое и коричневое. При росписи для богатства и ясности тона пришлось вследствие размеров храма употреблять сильные краски - чистую сиену, краплак, ультрамарин, чистый кадмий, чистую киноварь". (Н.К.Рерих. Жизнь и творчество. Сб. статей, ст. Журавлевой Л.С. "Н.К.Рерих в Талашкине", М.,"Изобр. искусство",1978) |
||||||||||
|
||||||||||
Это образец Рериховской церковной росписи. Высоко проходит небесный путь. Катится, холодно, своим чередом идёт таинственная река Жизни опасная, увлекает своим течением утлые судёнышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих, людей. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые, незнающие различить, где добро, где зло. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, Она — охранительница и предстательница за малых сих... [11, с.366]. 11. Библия, Издание Московской патриархии, М, 1992г. 1372с.
• Один из эскизов неосуществлённой росписи в пархомовской церкви назывался “Царица Небесная над Рекой Жизни”. Этот образ не каноничен. Ему нет аналогов в древнерусской живописи. Трон Царицы опирается на земную твердь, река у её ног — “река жизни”, а голова Царицы достигает небесных сфер. Руки сложены в благословляющем жесте. (в дальнейшем Рерих положил этот эскиз в основу решения алтарной росписи церкви Св. Духа в Талашкине (1911-1914)). Образ Царицы Небесной воплощает синтез религиозно-философских систем, основанный на знании Рериха тибетской и индийской мифологий. Прообраз рериховской Царицы Небесной уходит в глубину веков. В исследованиях, посвящённых культурам Индии и странам Центральной Азии, Рериха привлекали, как уже отмечалось выше, образы, выражавшие сострадание, милосердие и любовь. Он изображает прекрасную женщину, без указания на конкретную иконографическую принадлежность к какой-либо определённой религии. Это образ-синтез. “В Древней Индии представление о процессе возникновения жизни символически выразилось в образе “Великой Матери Мира, матери Земли”. В мифологии Индии и Тибета Рериха привлёк, по-видимому, образ Бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары, особенно почитавшийся в Тибете и северной Индии. “Авалокитешвара — “владыка, взирающий свыше с состраданием”, — считается в Тибете великим духом”. Его называют “милосердным Богом”, владыкой мира, Авалокитешвара имел свою женскую ипостась. В индийской мифологии художник почерпнул представление о синтезе мужского и женского созидающего начала. Женская ипостась Бодхисаттвы милосердия Авалокитешвары в равной степени воплощала божественную силу созидания. ...На Руси в языческие времена существовал древний культ женского божества. “Богородица не входила в понятие троицы, а это пришло в противоречие с народными языческими культами всех народов, в то или иное время воспринявших христианство. На Руси на протяжении нескольких столетий больше всего строилось церквей в честь Богородицы”. Таким образом, можно предположить, что Рерих в образе Царицы Небесной синтезировал не только образы религий стран Востока, но христианскую Богоматерь и языческое славянское божество. Не исключено, что в этом образе отражена ещё и соловьёвская идея “Мировой Души — Вечной Женственности, идущей в мир, чтобы спасти человечество, возродить его к новой, духовно полноценной жизни” (но Соловьёв эту идею мог заимствовать только или из эзотерических источников, или из религий стран Востока — почему эта идея “соловьёвская?” — составитель). В эскиз росписи введена “Река Жизни”. Этот образ также имеет древнее происхождение. О “Реке Жизни” говорилось в откровении Св. Иоанна (гл.22; 1,2,3). В то же время “Река — важный мифологический символ, элемент сакральной топографии. В ряде мифологий, прежде всего шаманского типа, в качестве некоего “стержня” Вселенной, мирового “пути”... выступает космическая, или мировая река”. В интерьере пархомовской церкви сохранился деревянный иконостас, выполненный, предположительно, по рисункам В.В. Голубева. В узорах иконостаса также прослеживается идея синтеза культур: там одновременно сосуществуют формы мавританской архитектуры, древнерусского зодчества, изображена звезда Давида — символ иудейской религии, элементы буддийского культа, “древо жизни”, петух, змея и ещё множество других символов. Совершенно очевидно, что востоковед В.В. Голубев и Рерих стремились воплотить в убранстве храма идею синтеза древних культур и верований народов нашей планеты как путь к единению человечества [40, с.25,26], 40. Л.В.Короткина. Н.К. Рерих. С-П, “Художники России”, "Золотой век”.1996г., 191с. |
||||||||||
|
||||||||||
Прекрасен Великий Путь Женщины, совершаемый на нашей планете, — Путь даяния, милосердия и любви. В лучших произведениях мирового искусства мы находим отблески того огня, которым просиял в веках этот Подвиг. Но никогда ещё великое назначение женщины не раскрывалось так значительно, как это сделал Николай Константинович Рерих — быть может, единственный в своём роде художник, духовные достижения которого столь же высоки, как и гений живописца. Как проницательно писал Голлербах*, искусство Рериха проникнуто «знанием вещей видимых и обличением вещей невидимых».
Творческая воля художника вызвала к жизни целый мир образов глубочайшего значения — мир, одушевлённый мудростью в античном смысле этого слова, ибо в Древней Греции художники именовались мудрецами.
В своём творчестве Николай Рерих совершенно по-новому раскрывает образ женщины, её значение и роль в жизни человечества. Матери, жёны и сёстры должны стать вдохновительницами на подвиг. Поднять себя на новую духовную ступень и тем одухотворить человечество — в этом видит Рерих великую миссию женщины.
Нередко на его полотнах образу женщины сопутствует образ огня, который на картинах явлен по-разному: то заревом костра, то лучами восходящей Зари, чашей огненных достижений или светоносными излучениями ауры. Иногда это присутствие огненной стихии лишь ощущается в картине и передаёт состояние напряжённого духовного горения героини... Это присутствие Огненного, Высшего Мира в жизни женщины отразилось и в названиях картин: «Лампада Герою», «Огненные мысли», «Агни Йога», «Cor Ardens», что в переводе с латыни означает «Пламенное Сердце». Через высокую символику картин Рериха прикоснёмся к красоте подвига пламенного сердца женщины.
Начнём с Подвига Высочайшего. Что способно осветить путь человека, бредущего во мраке земных дорог, — осветить и стать ведущей звездою? Только Любовь Великой Матери, её сострадание и милосердная помощь всем, кто сквозь тернии жизни, страдания и падения всё же идёт вперёд.
В картинах Рериха мы не встретим образов земных матерей, но лишь великий идеал каждой земной женщины и каждой матери — Матерь Всего Мира. Елена Ивановна Рерих писала о том, что наступает время, когда каждая женщина должна раздвинуть пределы своего очага и вместить очаги всего мира. Но это возможно, только имея перед собой Величайший Идеал.
Рерих создаёт целый ряд Образов Богоматери, при этом для него было важно, не подчёркивая принадлежности этого Образа к какой-либо одной религии или народности, дать Облик Матери, близкий каждому человеку и всем народам. Вот почему эти изображения не каноничны, то есть не традиционны, а если сказать более точно, синтезируют религиозные и художественные традиции разных народов. Тем самым художник стремится выразить идею единства представлений всех людей о Высшем Начале Вселенной.
Одна из первых таких работ Рериха — «Царица Небесная над Рекой Жизни». Ранний эскиз неосуществлённой росписи (1906) предназначался для церкви в имении Голубевых в селе Пархомовка под Киевом. Хорошо известная фотография 1914 года переносит нас в храм Святого Духа в Талашкино, где художник стоит на фоне росписи, выполненной по новым, переработанным эскизам.
Эта грандиозная работа была высоко отмечена современниками, в том числе и патриархами русской церкви. Тем не менее у многих она вызвала непонимание именно по причине необычного подхода к изображению Священного Облика.
В этой работе Рерих задумал осуществить «синтез всех иконографических представлений» о Богоматери. Потому в Облике Богоматери мы видим соединение самых различных истоков: от образов Богородиц древнерусской и византийской живописи, образов Мадонн западноевропейской живописи — до богинь, почитаемых на Востоке — в Индии, Китае, Тибете.
Рассмотрим внимательно, как строится картина. Центральное место в ней занимает Царица Небесная, фигура которой простирается через все миры, объединяя собой мир земной и мир надземный. Со всех сторон она окружена святыми, пророками, ангелами; она — центр Мироздания. «Вокруг Неё вырастают великие небесные города, охраняемые полками Ангелов; молитвенно к Ней обращены сонмы Святых»1. Всё устремляется к Матери, как бы образуя круговую композицию. Мир земной, символизируемый рекой с малыми судёнышками, занимает далеко не самое значительное место во всём построении, основное пространство картины заполнено Существами Высших Миров.
Судя по описаниям современников, роспись была необычайно красочная, яркая, переливающаяся всеми оттенками красок. Мы можем составить представление об этих красках по некоторым сохранившимся эскизам.
Поэт Максимилиан Волошин, увидев на выставке эскиз росписи «Царицы Небесной», был потрясён. Он описывал его так: «Пламенные, золотисто-алые, багряные, рдяные сонмы сил небесных, стены зданий, развёртывающихся над облаками, и посреди них Царица Небесная в белом платье, а внизу неяркий земной облачный день и студёные воды будничной реки жизни». Саму Богоматерь — как источник Высшего Света — художник изобразил в серебристо-белых тонах, с розовым и золотым.
А вот ещё одно описание картины, сделанное писателем Вс.Н.Ивановым: «Катится, холодно, своим чередом идёт таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые судёнышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она — охранительница и предстательница за малых сих... (...) Отметим, что вообще характерен этот мотив реки в творчестве Рериха; это некий лейтмотив движения, ухождения времени... (...) Река — движение; напротив, святые над нею — это нечто сильное, устойчивое, вечное. И это вечное притом и действенное, помогающее, активное — святое»2.
Таким образом, в этих описаниях сопоставляются два мира: земной — неяркий, будничный, облачный, Река Жизни — студёная, холодная — и огромный, развернувшийся на весь купол, яркий, праздничный, величественный мир Надземного. Так, композиционно и через колористическую гамму художник показывает соотношение двух миров, их место и значение в Мироздании.
И если мир Высший наполнен ликованием и прославлением Подвигов Матери, то мир земной живёт только благодаря её трудам. На помощь людям Владычица призвала «святых кормчих» — их мы видим в каждой лодочке рядом с фигурами людей.
Эта роспись была настолько величественна и необычна, что её можно сравнить только с самыми значительными монументальными произведениями искусства Древней Руси, Византии или Эпохи Возрождения. Свою картину художник сопроводил литературным описанием: «Высоко проходит небесный путь. Протекает река жизни опасная. Берегами каменистыми гибнут путники неумелые — не знающие различить, где добро, где зло.
Милосердная Владычица Небесная о путниках тёмных возмыслила. Всеблагая на трудных путях на помощь идёт. Ясным покровом хочет покрыть людское всё горе, греховное.
Из светлого града. Из красной всех ангельских сил обители Преблагая воздымается. К берегу реки жизни Всесвятая приближается. Собирает святых кормчих Владычица, за род людской возносит моления.
Трудам Царицы ангелы изумляются. Из твердыни потрясённые сонмы подымаются. (...) Трубным гласом Владычице славу поют. (...)
Духу Святому, Господу Великому передаст Владычица моления. О малых путников вразумлении, о Божьих путей посещении, о спасении, заступлении, всепрощении. Подай Господи, Великий Дух»3.
О том, как помогает Матерь путникам земли, сложено немало легенд. Одна из них, о монахине Беатрисе и о чуде, совершённом Пресвятой Девой, пришла к нам из времён средневековья и получила широкое распространение не только в католической Европе, но была хорошо известна и в России.
Сюжет легенды использовал известный бельгийский драматург Морис Метерлинк для создания пьесы «Сестра Беатриса». Жанр этой небольшой поэмы драматург определил необычным подзаголовком: «Чудо в трёх действиях».
Н.К.Рерих, которому М.Метерлинк был очень близок своими нравственными воззрениями, создал серию картин на его сочинения. При этом, по словам художника, он не пытался перевести на язык живописи сюжетную ткань первоисточника; Рерих уловил главное — «атмосферу напряжённой духовности», пронизывающую мир, созданный бельгийским драматургом.
О чём же повествует старинная легенда?
В одном средневековом монастыре жила юная монахиня Беатриса, лучшее украшение обители. Её отличали поразительная красота и необыкновенные добродетели. Среди обитателей монастыря не было сердца более преданного Пречистой Деве, чем сердце юной Беатрисы. Прекрасную статую Девы Марии она украшала лучшими цветами. Душа её была чиста и наполнена радостными молитвами. Но однажды эта безмятежная радость была нарушена. На пути Беатрисы появился искуситель в образе молодого человека, уверявшего её в своей любви и обещавшего подарить ей счастье там, в большом мире, за стенами монастыря. Находясь в мучительной тревоге и душевном разладе, девушка обращается к Пресвятой Деве, прося Её о помощи. Не в силах бороться с собой, она оставляет у ног Богоматери своё монашеское одеяние, ключи от монастырской ризницы и покидает монастырь вместе с тем, кто сулил ей счастье.
Прошли долгие годы — годы страданий, лишений и горя. Но в сердце Беатрисы всегда жила любовь к Пресвятой Деве, и это давало ей силы. Предчувствуя свою близкую кончину, нищая и больная, она возвращается в некогда родную обитель, надеясь перед смертью покаяться и тем заслужить прощение Богоматери. Каково же было её изумление, когда она узнала от монахинь, что сестра Беатриса не только никогда не покидала монастыря, но все эти годы совершала чудеса помощи, за что была названа святой. Чудо это объяснилось просто: движимая состраданием к своей любимой дочери и желая скрыть от всех её грех, Сама Пречистая, приняв облик Беатрисы, выполняла её обязанности по монастырю. Богоматерь знала, что Беатриса однажды вернётся и вновь займёт своё место. Так никто при жизни сестры Беатрисы и не узнал о том, что с ней произошло, и лишь после её смерти, по желанию Богоматери, история эта стала широко известна.
Рерих ощутил цветовую гамму произведений Метерлинка как множество «синих, фиолетовых, пурпурных аккордов», — эти тона были особенно близки самому художнику; как он писал, они ему «особенно отвечали».
На одной из лучших работ Рериха к «Сестре Беатрисе» — картине «В монастыре» — мы видим образ коленопреклонённой монахини перед статуей Девы, находящейся в нише. Сквозь открытую дверь видна крохотная келья Беатрисы.
Выстраивая композицию этой картины, Рерих ввёл яркий цветной витраж окон, противоположных стене, где находилась статуя. «В результате неповторимые живописные рефлексы розовых, зеленовато-синих, охристо-жёлтых и фиолетовых цветов дали ту ''тональную симфонию'', о которой мечтал художник. Отсветы этих рефлексов, подчёркивая фактуру каменной кладки пола, стен, сводов, прочность и тяжесть дверей, создали особую атмосферу, отвечающую духу поэтики Метерлинка»4.
Облик склонившейся монахини выражает состояние благоговейной молитвы; суровая красота и благородство старого католического монастыря рождает у зрителя чувство торжественного покоя и молитвенного предстояния.
Образы, навеянные Метерликом, навсегда остались дороги Рериху. Впоследствии мы вновь встретимся с этими мотивами — в более поздних картинах художника «Слава Герою» (1933), «Тайна Розы» (1933) и других.
Мадонне, которая трудится неустанно, спасая людей даже из пламени ада, посвящена известная картина Н.К.Рериха «Madonna Laboris (Труды Мадонны)» (существует два её варианта).
В одном из очерков Николай Константинович приводит древний христианский апокриф, рассказывающий о том, что в заоблачных высях надземного мира находится Рай — жилище Богов. Высоки окружающие его стены, а путь туда лежит только через врата Рая, и за ними строго следит ключарь Райской обители, Апостол Пётр. Но вот жалуется Пётр Владыке: «''Весь день берегу врата, никого не пускаю, а наутро новые люди в Раю''.
И сказал Господь: ''Пойдём, Пётр, ночным дозором''.
Пошли ночью и видят: Пресвятая Богоматерь опустила за стену Рая белоснежный шарф Свой и принимает по нему какие-то души. Возревновал Пётр и вмешаться хотел, но Господь шепнул: ''Ш-ш! не мешай!''»5.
Обратим внимание на то, что в картине, созданной по этой легенде, как бы противопоставляется два рода огней: серебристый сияющий Свет Небесного Ашрама и алое пламя чистилища. Излучения Богоматери, Христа и Апостола Петра особенно ярко горят на фоне глубокой синевы символических Небес, а красный огонь, вырывающийся из страшных чёрных расщелин и пропастей ада, создаёт впечатление особого мрака.
Вспомним, что Царица Небесная у Реки Жизни была изображена художником в состоянии молитвы, с раскрытыми к миру ладонями — символом её даяния. Теперь же мы видим, как из этих молитвенно сложенных рук, от сердца Богоматери протянута к людям серебряная нить спасения. Это тот самый Плат, который с давних времён опускает Матерь в низшие слои земного мира, чтобы не дать погибнуть душам человеческим, только бы сумели они воспользоваться Высшей Помощью и поднялись в Сферы Света. (В одном из своих выступлений Наталия Дмитриевна Спирина этим спасительным Платом называет Учение Живой Этики.)
Кто же принимает эту помощь? Мы видим две фигурки, мужскую и женскую, выбравшиеся из адского пламени. Они уже что-то преодолели в себе и больше не принадлежат этим мрачным слоям. На это указывает белый цвет этих фигур, отдалённо созвучный сиянию Богоматери. Первой поднимается женщина, в ней чувствуется необычайное устремление ввысь. Только так — «путём личного ярого устремления... может человек продвинуться к этой светлой цели...»1
Безгранично терпение Матери, велико Её милосердие, и как долго ждёт Она того часа, когда дети её, пройдя испытания, сумеют принять её помощь. Своей картиной Рерих словно говорит, какой великой радостью должна наполнять людей, этих печальных путников земли, мысль о том, что они — не одиноки, что «те, кто там, — нас любят и зовут», что сострадание их велико, а сердца всегда открыты для помощи.
И закончим стихотворением Наталии Дмитриевны Спириной — молитвой к Матери, которая трудится неустанно.
MADONNA LABORIS (Труды Мадонны)
Самосозданный ад... Возведи нас, Благая, из пекла Неизжитых страстей и ненужных и мелочных чувств! Затуманенный ум без любви покрывается пеплом, Затвердевшее сердце — сосуд, что поруган и пуст.
Подними нас в Твои ароматные райские кущи, Матерь, давшая жизнь бесконечным живым существам; В неземное Твоё бытие уведи нас, безмерно заблудших, От сует суеты допусти в Твой небесный Ашрам.
Чтобы вновь обрели мы, ушедшие в страны далече, Свой исходный и вечный, суждённый космический дом, Где от всех заблуждений, иллюзий и противоречий Мы гармонию мира и радость любви обретём7.
--------------------------------------------------------------------------------
* Э.Ф.Голлербах — художественный критик, искусствовед. 1 С.Эрнст. Н.К.Рерих // Держава Света. М., 1994. С. 33. 2 Вс.Н.Иванов. Рерих — художник-мыслитель // Держава Рериха. С. 219 – 220. 3 Н.К.Рерих. О Вечном... М., 1991. С. 366 – 367. 4 Е.Яковлева. Театрально-декорационное искусство Н.К.Рериха. Самара, 1996. С. 74. 5 Н.К.Рерих. Держава Света. Священный Дозор. Рига, 1992. С. 34 – 35. 6 Н.Д.Спирина. Отблески – 2001. Новосибирск, 2002. С. 75. 7 Н.Д.Спирина. Перед Восходом. Новосибирск, 1997. С. 131.
Источник http://voshod.sibro.ru/ |
||||||||||
|
||||||||||
Интересно проследить направление творчества Мастера за последнее время. Мы видим насыщенную работу, в которой каждый создаваемый образ как бы порождает следующий, сплетая хотя и разноцветный, но обобщенный венок. Картины очень различны по тональности, неожиданны по сюжету и тем не менее они укладываются в какую-то своеобразную гирлянду. Например: «Царица Небесная» в царственном уборе молится о преуспеянии мира, «Мадонна труда» [Madonna Laboris] в неустанном бдении спасает заблудшие души, и восхищен Господь этим подвигом, та же Мадонна — с младенцем, но скорбен взгляд ее. Этот облик как бы объединяется в триптихе, посвященном Жанне д'Арк: к той же скорбной Богоматери обращается св. Воительница перед битвой, к Ней же обращен и взгляд подвижницы во время казни. А небо, как в победе, так и над костром, — тоже необъятное, овеянное волною синевы, которую так широко умеет влить на полотно Рерих. |
||||||||||
|
||||||||||
...И в первую очередь взгляд Рериха обращается на русско-византийскую икону, он становится ее глашатаем и удивительно воспроизводит ее сосредоточенную красоту, не просто подражая ей, а своей художественной интуицией улавливая ее органику.
...Вот перед нами еще один образец рериховской церковной росписи — «Царица Небесная над рекой Жизни»... Катится, холодно, своим чередом идет таинственная река Жизни, увлекает своим течением утлые суденышки плывущих, лишь до поры до времени не тонущих людей. Слабы эти людишки, но не одиноки! Над ними Богородица. Она, Великая Жена, в сонме Небесных Сил, она — охранительница и предстательница за малых сих... |
||||||||||
|
||||||||||
...Ценя западную активность, русские космисты видели огромный потенциал России в духовно-творческой сфере. Ей отводилась роль связующего звена в соединении мистической истины Востока с утонченными плодами культуры Запада. "Взаимное исполнение восточных и западных начал, любовное слияние в единой правде, - считал Бердяев, - должно привести к более высокому, вселенскому типу религиозной жизни. Воссоединение восточной и западной религиозности должно начаться не с соглашения официальных, церковных правительств, а с взаимного устремления религиозных типов и духовных культур"[28]. Примером такого взаимного устремления в области религиозного искусства является талашкинская роспись Рериха "Царица Небесная над рекой жизни" (1911-1914). В основу ее композиции легли «мысли о синтезе всех иконографических представлений»[29]. Действительно, в лике Царицы Небесной, в ее украшениях можно найти немало общего с признанными византийскими мозаиками VI-X1I веков; в яркой цветистой содержательности фона, в рассказе о плывущих ладьях с путниками неумелыми — явное тяготение к ярославским фрескам XVII-XVIII веков. Поза Царицы Небесной, сидящей фронтально в мандорле с молитвенно сложенными руками, в короне на голове, с характерными складками ткани, в окружении херувимов, - все относит к итальянскому возрождению, к "Мадонне во славе" мастера из Марради конца XV века (Государственный Эрмитаж). Подобный иконографический тип смыкается с композицией "Вознесения Мадонны", например, фрески Антонио Венециано в пизанском монастыре Сан Томазо[30]. Связь рериховского замысла с итальянским примитивом будет еще отчетливей, если сравнить с ним ранний эскиз "Царицы Небесной над рекой жизни" 1906 года, где еще не было столь подробно развернутого фона. Покрывало богини со стилизованными изображениями птиц, животных и деревьев, узорами и символами, с "соловьевским" цветком "нездешних стран" [31] на груди - все это шло от глубоких языческих напластований. Само это соединение духовно созерцаемого небесного града и Богоматери с земным видением реки жизни в скалистых берегах и реальными человеческими персонажами несло в себе идею синтеза не только восточных и западных иконографий, но и христианского неба с языческой землей. Безусловно, талашкинская роспись отражала веяния того времени, религиозное переживание Матери-Земли, ее покровительства русской земле. Лидер "нового религиозного сознания" Д. С. Мережковский писал тогда: "Доныне казалось нам, что быть христианином - значит любить небо, отрекаясь от земли, ненавидя землю. Но вот христианство - не как отречение от земли, не как измена земле, а как новая, еще небывалая "верность земле", новая любовь к земле, новое "целование земли"..."[32]
Яркая декоративность росписи, взаимодействие чистых тонов на черном фоне давали в кульминации ее центральной фигуры интенсивное свечение цвета, равнозначное по светосиле расположенным по бокам окнам. Свет солнечный сравнивался, отождествлялся со светом духовным и, заражаясь им, вселял в человека в реальности земного бытия ощущение согревающего душу присутствия лучей благодати. Идея света, воплощавшая саму суть Храма Святого Духа в Талашкино, поверх всего убеждала в существовании пути Света, следуя которому можно плыть по реке жизни путем праведности к истинной соборной жизни. Необходимо только вместить в себя этот Свет, иметь, как писал Бердяев, "сознание органической принадлежности человека к космической иерархии..., исключающее всякий индивидуализм и отъединенность"[33]. ... 28. Бердяев Н. А., Философия Свободы.- М.:Правда. 1989. - С. 249. 29. Рерих Н. К. Из литературного наследия.- М.: Изобразительное искусство.1974. - С. 347. 30. Кустодиева Т. К. Итальянская живопись XIII - XV веков. Каталог выставки.- Л.: Государственный Эрмитаж. 1989. - С. 56. 31. Соловьев В. С. Избранное. - М.: Советская Россия. 1990. - С. 14. 32. Мережковский Д. С. Лев Толстой и Достоевский. - СПб. 1905. Т. II. - С. 18. 33. Бердяев Н. А. Смысл Творчества.- 1989. - С. 480.
|
||||||||||
|
||||||||||
...Безусловная доминанта духовности как меры всеохватности космоса прослеживается во всех его произведениях. На линии человек - человечество он углубляет и расширяет второй полюс. Этот настрой на почитание Культ - Уры настоятельно сильно проявлен, что открывает возможности перешагивания через границы народов - Востока и Запада, - границы государств, времен, но не культуры, не духа. Рериху удавалось преображение священных культов посредством мощного синтеза. Так, в сборник "Сказки" включены две разработки образа Божией Матери. В предреволюционные годы Рерих сделал роспись для алтарной части церкви Св. Духа в Талашкино и затем дал литературную разработку сюжета в "Царице Небесной". Здесь он уже отходит от канона иконографии, вводит богатую орнаментику восточной символики и поклонения всемогуществу женского начала, олицетворяющего рождение всего живого и земного. Но сам текст сказа "Царица Небесная" написан в стиле духовной прозы с элементами белого стиха и поэтики молитв к Богородице. В целом он написан как развернутое молебствие Владычице и Заступнице всех рабов Божиих. А в завершение приведен подлинник из молитвы: "О тебе радуется, Благодатная, всякая тварь."
В картинах, написанных на тот же сюжет позднее - "Царица небесная над рекой жизни" 1924 г., "Матерь Мира" 1924 Рерих усиливает вселенское звучание образа. Это скорее творящее начало всего мироздания, посланница звезд, соединяющая собой небо и землю. Иллюстрацией литературной к этому образу является сказ "Великая матерь", написанный в 30-е годы и включенный в книгу "Шамбала". В форме беседы ученых, представителей разных регионов мира, здесь представлены рассуждения о культе Богоматери, Мадонны, Радж-Раджесвари в Индии и др. В понимании автора все они лишь ступени к единому образу Матери Мира, к "Единому Лику общей всем Матери сущего". Известно далее, что одним из важнейших провозвестий эволюции Мира, в Живой Этике является приближение эпохи Матери Мира, в которой женщина займет свое достойное место наравне с мужчиной. ... |