Цветы Тимура (Огни победы) (1931 г.)
Отец и сын Рерихи воплощали в своем творчестве идеи синтеза всех знаний востоковедения. Они сумели поднять значение этой области знания до уровня общечеловеческих ценностей. Именно в результате изучения восточных стран и их культур они пришли к фундаментальному выводу об определяющем значении культуры в судьбах современного человечества.
Идея знаменитого знака знамени Мира или Знамени культуры пришла Н. К. Рериху в 20-х годах XX века во время знаменитой Центральноазиатской экспедиции, в результате которой Рерихи за четыре года "посетили всю цепь буддийских стран", начиная с Индиии и кончая Монголией и Тибетом.
Н. К. Рерих был прекрасным знатоком Монголии и крупнейшим монголоведом. Юрий Николаевич Рерих часто говорил о том, что Николай Константинович не только любил эту страну, но и хорошо знал ее историю и культуру. Действительно, трудно представить, как без глубокого знания страны и ее народа можно создать столько прекрасных полотен, изображающих глубинное начало духовной культуры и исторического прошлого монголов, почти забытых в то время во внешнем мире.
Н. К. Рерихом создано довольно много картин на тему Монголии: «Великий Всадник, или Владыка Шамбалы Ригден-Дагба Джапо» (1927), «Держатель Чаши» (1927), «Ждущий» (1927), "Богдо-Ула, вход в Ургу" (1927), «Монгольский цам» (1928), «Караван» (1931) из серии «Чингисхан», «Юрты» (1931) из той же серии, «Мать Чингисхана» (1933), «Черные Гоби» (1928-1930), «Голос Монголии» (1937), «Священные камни» и другие.
И высятся на картине «Цветы Тимура» пламенеющие в сумерках сторожевые башни пустыни Гоби. «И во всех частях света на высотах горят дружеские огни. Около них доброжелательный путник всегда найдет себе место. И, правда, спешат эти путники. Ведь кроме печатного и почтового слова, есть всякие сообщения без проводов. Быстрее ветра. В едином вздохе переносящие по миру и радость, и скорбь, и помощь», - писал Николай Константинович в путешествии.
«Много рассказов о необычайной скорости передачи сведений в самых удаленных местностях Азии… Какая поэзия заключена в этих ночных таинственных звуках, передающих неведомо откуда спешные вести! Так же, как «цветы Тамерлана», сторожевые башни условными огнями быстрейше доносили нужнейшие оповещения.
Сердце звучит на все необычное и крепко врезает эти многоценные печати в сознание. Когда же мы видим далекого путника на безбрежной снежной равнине, нам думается, что не случайно и не бесцельно совершает он трудный путь. Наверно, он несет важную новость; и ждут его те, кто поймет знамение будущего» (Н. К. Рерих).