Картины Н.К.Рериха |
<< ![]() | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=919&size=3
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
|
||||||||||||||
МОЛИТВА НАСТАВЛЕНИЕ 21
"Снова и снова, лишь в несколько иной форме, вы задаете Мне один и тот же вопрос, и снова и снова Я отвечаю вам то же самое. Сами того не сознавая, вы часто требуете, чтобы законы, управляющие Вселенной, изменились для того, чтобы были удовлетворены некоторые ваши личные желания или склонности. Вы хотите, чтобы великий закон кармы — закон причин и следствий — был видоизменен или же заменен для того, чтобы предоставить вам некоторые преимущества или определенную силу, которых вы не заработали и не заслужили, — место, положение или какой-либо благоприятный случай, для которых вы еще не годитесь, не понимая, что неисполненный долг по отношению к такому месту или возможностям принесет в результате невыразимые страдания. Вы уже знаете, что ненависть, небратское отношение, резкая критика других — заслуженная или незаслуженная — порождают в вашей собственной ауре разъедающую, смертоносную форму силы, которая не только вызывает болезнь физического тела, но и затрагивает тело астральное, а также органы сознания на духовном плане, подобно тому как некоторые ядовитые металлы действуют на физическое тело. И все же некоторые из вас бывают жестоки друг к другу и к тем, кто от вас зависит и кто, справедливо или несправедливо, возбуждает ваш гнев. Вы часто думаете, что поступаете справедливо, напуская на себя вид судьи или яростно осуждая совершившего ошибку исполнителя; однако сейчас вы должны принять в соображение не возможность вашего оправдания, а действие универсальных, вселенских законов по отношению к желающему стать оккультистом. Если вам угодно развиваться с массами — что ж, дело ваше. Но если вы хотите идти дальше, вы должны подчиняться более высоким законам, нежели те, которые управляют материальной субстанцией. Вы должны постараться понять, что и Я также ограничен этими законами. Я могу рассказать вам о тех вещах, которые должны произойти, ибо могу судить по видимым знакам, а также опираясь на свое знание внутренних законов. Я могу рассказать, как можно было бы избежать некоторых катастроф, если бы человечество нынешнего века прислушалось к Моим словам и повиновалось. Но запомните — Я не могу изменить законы, управляющие проявленной материей. Я не могу получить из двух плюс два пять или вычесть два из пяти и получить в остатке четыре, хотя и мог бы при помощи гипноза или какой-то другой сверхфизической силы заставить вас поверить, что уже овладел этой хитростью. Одним из серьезнейших испытываемых вами затруднений является ваша неспособность принять как буквальную истину данные Мною и Теми, кто находился в подобном Моему положении, утверждения относительно действия законов Мироздания. Непокладистый и неподатливый человек неизбежно будет раздавлен Мировым колесом, тогда как его более гибкий собрат при шторме нагибается, и волны проходят над его головой, а если и затрагивают, то столь незначительно, что восстановление его прежнего положения после того, как опасность уже миновала, совершается без особых трудностей. Напряженное и возбужденное нервное состояние, от которого так страдают бесчисленные тысячи людей, во многом ответственно за то зло, что на них обрушивается. Тот же закон, который делает необходимым отдых для тела, стоит за подобной необходимостью отдыха и для души — это закон, известный всем как гравитация; и именно искренняя молитва приносит душе такой отдых и расслабление. Вместо этого энергия, которая должна была бы равномерно распределяться по всем нервам и мышцам, неразумно или невежественно употребляется именно для поддержания этого напряжения, ибо в настоящее время непомерные амбиции толкают мужчин и женщин на геркулесовы подвиги как в работе, так и в удовольствиях. В результате тело лишается необходимой силы, и ум уже не может функционировать спокойно и естественно; возникает антагонизм и, рано или поздно, зарождается болезнь, или начинается разложение. Вы должны научиться снимать это напряжение силой воли, и Я уже говорил вам, как следует развивать эту силу, если вы хотите ее обрести. Если в молитве посылается позитивная энергия сильного эгоистического желания, но недостаточно мощная, чтобы его осуществить, то она рассеивается, а тело, в котором она зародилась и через которое была послана, получает обратный удар и ослабляется. Если же душа в высоком самоотречении, в состоянии совершенной гармонии и покоя возносит молитву Высшему, Беспредельному — не ради какой-либо личной выгоды, а исполненная верой и любовью к этому Высшему, Беспредельному — тот же самый закон, который заставляет один полюс электричества реагировать на другой, принесет из этих Высших Сфер ответ, и ответ этот будет соответствовать действительным нуждам устремленной души. Вы еще не раз убедитесь в том, что самый верный путь приобретения какой-либо вещи — это отказ даже от самого желания ее иметь. Мысль есть один вид энергии. Слово — другой вид той же энергии. Соединяя их, мы получаем третью форму: и это и есть истинная, чистая молитва. Родившаяся в сердце и посланная от сердца человеческого, она может улететь так далеко, насколько позволяет ей ее сила. Если молитва или устремление эгоистичны, они встречают на внутреннем плане другие формы такой же энергии — противоположные им желания; эти формы нейтрализуют и уничтожают друг друга, вследствие чего ни одно из них не достигает тех, кто мог бы на них ответить. Мудрость веков выражена в словах, сказанных Иисусом: «Не Моя воля, но Твоя да будет». И лишь молитвы, которые соответствуют этим словам, окрыленные самоотверженной любовью, просящие позволения любить, а не быть любимыми, могут получить ответ от Всемогущего. Высшая власть приобретается отречением. Отрекись всем сердцем, люби всем сердцем, трудись всем сердцем — и все вещи, и земные, и небесные, будут принадлежать тебе."
Учение Храма. Том 1. 21. МОЛИТВА. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Складывается серия «Его страна» и начинается серия «Знамена Востока» *. ...
...Серия «Знамена Востока» сложилась *. 1. «Будда Победитель» перед источником жизни. 2. «Моисей Водитель» на вершине, окруженный сиянием неба. 3. «Сергий Строитель» — самосильно работает. 4. «Дозор Гималаев» в ледниках. 5. «Конфуций Справедливый» — путник в изгнании. 6. «Иенно Гуйо Дья» — друг путников (Япония). 7. «Миларайпа Услышавший» — на восходе познавший голоса дев. 8. «Дордже Дерзнувший» стать лицом к лицу с самим Махакалой. 9. «Сараха — Благая Стрела», не медлящий в благих посылках. 10. «Магомет на горе Хира (весть архангела Гавриила)», предание. 11. «Нагарджуна — Победитель Змия» видит знамение на озере владыки нагов. 12. «Ойрот — вестник Белого Бурхана», поверие Алтая. Уже в музее: 13. «Матерь Мира». 14. «Знаки Христа». 15. «Лао-цзы». 16. «Цзонхапа». 17. «Падмасамбхава». 18. «Чаша». 19. «Змий Древний».
*«Его страна», «Знамена Востока» — серии картин Н. К. Рериха, сюжеты которых навеяны впечатлениями описываемого путешествия. Под местоимением «его» подразумевается Майтрейя.
*«Знамена Востока» — попытка символически выразить дух народов Востока, как его понимал художник.
*«Серия «Знамена Востока» сложилась» — здесь перечисляются названия картин, составляющих эту серию: Н. К. Рерих взял для нее эпизоды из жизни мифических личностей вроде библейского вождя евреев Моисея, японского Йенно, «махатмы» Ак-Дордже (молния) и т. д., основателей религии (Будда, Иисус, Мухаммед), философов-этиков (Конфуций) и т. п., которые, по его представлениям, боролись за благо народов и выражали душу и чаяния народные. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
«Чаша Христа» — великий Учитель в Гефсиманском саду, среди оливковых деревьев, преклонив колена, возносит моление о Чаше, которая столь необычно мерцает в зелено-фиолетовой дымке темной южной ночи. Образ Христа бесконечно простой, человечный, озаренный, обращен к созвездию Ориона — к Будущему. В этот предрассветный час все так напряженно предвещает приближение великого космического подвига. Что передумал, что перестрадал Великий Путник в последнюю ночь, когда за несколько часов преоборол в себе все судьбы человечества, когда предвидел не только предательство, но и апофеоз победы Любви... |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Картина посвящена известному евангельскому событию – молению Христа в Гефсиманском саду в ночь перед взятием под стражу. Евангелисты по-разному описывают происходившее и соответственно по-разному трактуют его художники. Иисуса было принято изображать либо распростертым на земле, согласно Матфею и Марку («пал на землю» – Мк. 14:35), либо молящимся на коленях, согласно Луке («преклонив колени» – Лк. 22:41). Рерих остановился на последней версии. «И вышед пошел по обыкновению на гору Елеонскую; за Ним последовали и ученики Его. Пришед же на место, сказал им: молитесь, чтобы не впасть в искушение. И Сам отошел от них на вержение камня и, преклонив колени, молился, говоря: Отче! о, если бы Ты благоволил пронесть чашу сию мимо Меня! впрочем не Моя воля, но Твоя да будет. Явился же Ему Ангел с небес и укреплял Его. И находясь в борении, прилежнее молился; и был пот Его, как капли крови, падающие на землю» (Лк. 22:39-44). Свой первоначальный замысел Рерих воплотил в карандашном эскизе в экспедиционном блокноте. Коленопреклоненный Христос должен был располагаться на переднем плане среди камней и деревьев. Он молится, повернувшись направо и обратив свой взор куда-то вдаль. Низкий горизонт открывает огромное пространство неба. Большую часть рисунка Рерих проработал четкими линиями и только на дальнем плане остались нетронутыми еле заметные следы карандаша. Там просматривается облако в виде распятой фигуры, а над ним – размытое изображение чаши с широкой подставкой, как ее рисовали старые мастера. В дальнейшем Рерих заметно изменил свою концепцию; она запечатлелась в беглом схематичном наброске, сделанном, быть может, прямо в седле. Сцену моления художник переместил в верхний левый угол, горизонт же замкнул двумя скалистыми утесами и строениями под ними. Если ранее в эскизе доминировала вертикаль, то теперь в композиционном движении наметилась отчетливая диагональ. В самом общем виде рериховское построение стало близко известному шедевру Мантеньи (около 1460 г.) из Лондонской национальной галереи. Следует отметить, что сюжет «Моление о чаше» не разрабатывался в восточно-христианском иконописании, но зато был популярен у мастеров эпохи Возрождения. В силу этого связь рериховского замысла с традициями ренессансных живописцев кажется вполне естественной. Однако окончательно оформившееся полотно русского художника XX века заметно отличается как трактовкой сюжета, так и стилистикой от всего ранее созданного. Прежде всего Рерих смело вернулся к ночному освещению и к реальному окружению, в котором происходило евангельское событие. Здесь нет ни крылатых амурчиков, ни блистательных башен и роскошных одежд. В сравнении с пышным великолепием итальянских полотен здесь всё просто, даже аскетично. В то же время нельзя сказать, что художник принизил происходящее до обыденности. Нет, напротив, он возвел его в ранг космически значимого явления. В картине распахнулось огромное пространство с мерцающими звездами, и этот голубой небесный огонь, в который облечен и Христос, завораживает своим мощным сиянием. Туда, в высшие сферы устремлен и лик Христа. Его светящиеся в молении руки направлены к созвездию, которое своим абрисом напоминает чашу на высоком подставе. Мотив чаши присутствует здесь во всём, прежде всего в композиционной канве. Актуализированная диагональ трансформировалась в кривую, экстатически возносящуюся вверх. Стволы деревьев, уравновешивающие бег линий на восток, обрисовывают правую половину чаши. Она в геометрической прогрессии расширяет свои границы и, кажется, охватывает собой всю Вселенную. В центре ее – Христос, принесший себя в жертву во имя искупления грехов человечества. Картина не только воскрешает подвиг Спасителя, но и призывает причаститься из чаши вселенской любви. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Через два года, уже путешествуя по Азии, Рерих создаёт грандиозный художественный ансамбль – «Знамёна Востока» (1924–1925), состоящий из 19 произведений. Эта серия – одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-цзы, Нагарджуне и Сергию Радонежскому. Это подвижники, основатели мировых религий, Учители человечества, представленные в виде общеизвестных иконографических образов. Они спешат на помощь, они исцеляют, они неутомимо творят, они мыслят во благо, их осеняет мудрость. Каждый из них, по словам Н.О. Лосского, «внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие» . В «Знамёнах Востока» Рерих значительно расширяет Братство святых и подвижников, тем самым развивая христианское прочтение принципа Всеединства до масштаба космологического. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Через два года, уже будучи в Индии, Рерих создает грандиозный художественный ансамбль "Знамена Востока" (1924), состоящий из 19 произведений. Эта серия - одно из самых значительных и масштабных творений художника. Отдельные картины посвящены Моисею и Христу, Будде и Магомету, Конфуцию и Лао-Цзы, Сергию Радонежскому и Нагарджуне. Каждый из них представлен в значительный момент своих деяний, а вся серия может быть осмыслена как своеобразный иконостас. В нем Рерих расширяет Братство православных святых и подвижников до масштаба всемирного. В своей философской работе "Свет невечерний" Булгаков утверждает: "И если мы не можем отрицать положительного религиозного содержания в язычестве, то еще меньше мы имеем к тому основания относительно великих мировых религий, по-своему взыскующих Бога и духовно согревающих свою паству. Подвижники религии суть всегда вожди человечества, и, например, Рамакришна принадлежит не только Индии, но и европейскому миру"[36]. Интересную мысль, сказанную, правда, в отношении Л. Н. Толстого, можно обнаружить в исследовании Бердяева "Русская идея", где он пишет, что Толстой "стремился не к совершенству формы, а к жизненной мудрости. Он почитал Конфуция, Будду, Соломона, Сократа, к мудрецам причислял и Иисуса Христа, но мудрецы не были для него культурой, а были учителями жизни, и сам он хотел быть учителем жизни"[37]. Не менее интересны в этой связи и размышления Циолковского о живой Вселенной, о причине, породившей ее: "От причины исходит космос, как одно из ее проявлений. От космоса - совершенные человекоподобные существа, а от них абсолютная истина, ведущая вселенную к радости и устраняющая все страдания. Она оживляет мир и дает ему господство разума. Причина есть высшая любовь, беспредельное милосердие и разум. Совершенные существа выражают то же. Таково же и свойство исходящей из них абсолютной истины"[38].
По-видимому, рериховский замысел объемлет все эти три концепции русских мыслителей, во всяком случае, все они вполне могут выражать идею "Знамен Востока". Тогда, надо полагать, рериховские герои - это "вожди человечества", "учителя жизни", посланцы "от космоса". В то же время, рассматривая любое отдельное произведение, как часть единого ансамбля, можно сделать вывод, что каждый из деятелей, говоря словами Лосского "внутренне един со всем миром и обладает безграничной духовной силой, необходимой для бесконечно сложных интенциальных актов, направленных на мировое бытие"[39]. ... 36. Булгаков С. Н. Свет невечерний.- М.:Республика. 1994. - С. 283. 37. Бердяев Н. А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века. О России и русской философской культуре. - М.: Наука. 1990. С. 167. 38. Циолковский К. Э. Очерки о Вселенной. М.: ПАИМС. 1992. - С. 38 39. Лосский Н. О. Избранное. - М.: Правда.1991. - С. 586. |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...Главный герой старинных китайских картин, как правило, "уединенный вольный муж." [27] И хотя человек изображался в них среди грандиозных просторов, он представал не затерянным путником, а действенным средоточием мирового, круговорота. Такая художественно-эстетическая концепция таила для Рериха большие возможности в решении собственных представлений о сущности человека. В картине "Лахуль" (1931) крохотная фигурка горца, казалось бы, должна была раствориться среди -громадной панорамы. Тем не менее ее силуэт как бы заново повторяется в ритмике пространственных планов, утверждая в этой метафоре символическую соизмеримость духа. Великие Учителя человечества в серии "Знамена Востока" - это так же уединенные образы. Даже в работах христологического цикла, столь "многолюдных" в канонической иконографии, Рерих пишет Иисуса одиноким "Сошествие во ад" (1933), " Христос в пустыне" (1933), "Чаша Христа" (1924), "Исса и голова великанова" (1932). "Искушение Христа" (1933). 27. Малявин В.В Послесловие переводчика//Роули Дж. Принципы китайской живописи. - М.: Наука, 1989 - с. 121 |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
...а в концепциях его новых картин усиливается звучный колорит и богатство их построения: вот возносится Чаша Христа в ночной синеве Гефсимании; |
||||||||||||||
|
||||||||||||||
Биография Христа на проекте "Академия" |