Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=922&size=6
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
• “Замечательный русский художник Н.К. Рерих, обращаясь к темам праистории, выявлял становление человеческого начала, рост сознания, рассказывал о творческих находках, изобретениях первобытных людей, находил в них своеобразную красоту, поэтизируя окружающий их светлый земной мир”. “Первозданные истоки бытия для Рериха не тёмно-уродливы, но прекрасны... Пантеизм, ощущение всего существующего как сущего, одушевлённого, единого — органическая основа мировоззрения художника, определяющая и формы его отражения мира. Поэтому так слитны у него в картинах человеческие существа и неодушевлённая природа — живы люди и живы облака, живы каменные орудия, сделанные людьми, и сами камни. Поэтому картины всегда сочетают замкнутость в пространстве, вечный покой и вечное движение [8, с. 109]. • Большую группу произведений составляют пейзажи, в которых заложено пантеистическое восприятие природы, столь характерное для различных народов периода родового строя. Древние славяне тоже обожествляли силы природы, поклонялись солнцу, небу, огню, воде, земле, животным, растениям, также признавали существование сверхъестественных, мистических сил, непосредственную связь с ними человека. Их языческая религия оставила на многие века красивые сказки и предания, отголоски которых бытуют в народе в настоящее время. Рерих считал эту религию глубоко поэтичной и видел в поклонении природе один из источников творчества древних народов [27, с. 90, 91]. • Элементы пантеистического мистицизма есть также в картинах “Бой”, 1906, “Человечьи праотцы”, 1911, “Звёздные руны”, 1912, “Стрелы неба — копья земли”, 1915 и других. [27, с. 91]. • Увлечённый историческими “видениями”, Рерих создает значительные пейзажи, в которых силой знания и художественного чутья восстанавливает исчезнувший лик земли. Его любимыми темами становятся виды древних городищ, урочищ, различные виды погребений... Но “чистых” исторических пейзажей у Рериха сравнительно мало. Особый интерес для него представляла проблема общения древнего человека с природой. Ему казалось, что люди далёких эпох, постоянно находясь на лоне природы, значительно тоньше понимали красоты её, черпали в ней духовные и физические силы. “... Широко жил и чувствовал древний. Если хотел он раскинуться свободно, то забирался на самый верх местности, чтобы в ушах гудел вольный ветер, чтобы сверкала под ногами быстрая река или широкое озеро, чтобы не знал глаз предела в сияющих, заманчивых далях”, — писал художник. Не случайно фоном почти всех его картин является пейзаж. Не случайно во многие произведения пейзажного жанра он вводит фигуры людей, оставляет их наедине с природой, созерцающими красоты её, поверяющими ей свои думы и чувства, сливающимися с ней духовно и физически [27, с. 89, 90]. • Многообразен мир природы Рериха. Скромные натурные этюды сочетаются с историческими реминисценциями, фантастическими образами. Но над каким бы пейзажем он ни работал, каждое его творение звучит гимном вечной красоте природы. [27, с. 92]. 8. Е.И.Полякова. Рерих, М., “Искусство”, 1973г.344с. 27. В.П.Князева. Николай Рерих. С-П..1994г.. 160с. |
||||||||||||
|
||||||||||||
Чара звериная (Праотцы) (1911 г.) На холме, поросшем ёлками, рускокудрый юноша играет на свирели. Музыка одухотворяет окрестный мир, и бурные мертвые валуны превращаются в оживающих бурых медведей. Своими звериными душами они понимают очарование музыки. Но откуда музыка, чем она рождена? Этим вот северорусским пейзажем, мотивом чуда, вечно живущим в нем. Человек этот мотив только извлекает и его душа сливается в единое целое с одухотворенной природой. Яркость красок выражает гармонию природы, человека и животных. Звуки свирели сближают и объединяют всё в единую Красоту. Сюжетом для картины послужил миф об Орфее, от игры которого вся природа преображалась и оживала. "Иногда Н.К.Рерих воплощает движение природы не в водах, камнях и облаках, а в другом, столь же сильном и столь же непосредственном цветке природы - человеке: в летний день по муравным холмам залегли бурые медведи послушать игреца на жалейке. И чудится, что поет не свирель, а солнечный, веселый голос всей земли, зовущий к жизни и травы, и воды, и всякого зверя, и всякого человека". (А.Бенуа) |