Картины Н.К.Рериха | << >> | сменить фон |
Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=927&size=3
|
||||||||||||
|
||||||||||||
|
||||||||||||
• В фольклоре и сагах знаем героев на белых конях. Видели белого коня Святого Егория. Видели белых коней св. Флора и св. Лавра. Также встречались с белым огненным Пегасом.
Видели белых коней древнего литовского бога Световита; на белых конях мчались германские валькирии.
Слышали о белом коне Исфагана в древнем Иране. Видели стерегущих храмы осёдланных коней Арджуны.
Слышали о коне Гесер-хана, великого героя Древней Азии, и даже видели на скалах Тибета удары подков его. Знали коня Химавата с огненной ношей Чинтамани.
Эрдени Мори — белый конь — монгольский носитель того же сокровища счастья.
На картинах китайских белые олени несут то же пламенное сокровище. Словно бы олень Святого Губерта. И поступь коня белого очерчивает пределы государства Китайского. От коня стена великая. И опять герои на белых конях. И в Монголии Цаган-Мори — Эрдени Мори — белый конь, будет отмечен всякими сказаниями. Мчится на нём и Ригден-Джапо, Владыка Шамбалы, и в отсветах пламенных конь становится огненным. И когда народ ожидает будущее, великий всадник обращает лица ждущих — туда, куда нужно.
Именно белый конь в сказаниях принадлежит герою. Именно белому коню предоставлено и одному ходить, принося великую весть. (...)
На скифских бронзах кони занимают такое существенное место. Конечно, они — носители быта. И в сказках коню приписываются вещие качества. Богатырь влезает в одно ушко и усиленным, мудрым вылезает из другого. Конь в сагах предупреждает воина об опасности. И в курганах конский костяк не расстается со своим хозяином [28, с. 26, 27].
• На скалах Шара Мурена знаки сокровища. Наран Обо притаил камень чудесный. Везде прошёл Эрдени Мори [28, с. 29].
18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с.
|
||||||||||||
|
||||||||||||
В творчестве Н.К.Рериха особое место занимает образ чудесного камня, воплощения высшей мудрости [4, с. 648–649]. Этот камень известен разным культурам. В буддизме он носит имя «Чинтамани» – «Драгоценный камень мысли» и символизирует духовные сокровища, которыми способен овладеть просветленный ум [6]. В буддийской иконографии Чинтамани входит в семь символов царя-покровителя буддийского Закона Чакравартина (санскр. «вращающий Колесо праведного правления»); на иконах-тханках его изображают на спине белого или бледно-серого коня. Такое изображение Чинтамани нанесено на знаменитую тханку Шамбалы [3, с. 112–113, ил. 21], которую Рерихи провезли по маршруту Центрально-Азиатской экспедиции (1924–1928). Белый конь без всадника, везущий на спине Сокровище, является одним из самых распространенных образов мифологии народов Центральной Азии [2, с. 298–302]. Белый конь с Чинтамани на спине изображен на сотнях и тысячах тибетских молитвенных флагов, развевающихся над опасными перевалами Гималаев, – этот конь спешит на помощь путникам. «На краю пропасти, у горного потока, в вечернем тумане показываются очертания коня, – писал Н.К.Рерих. – Всадника не видно. Что-то необычно сверкает на седле. Может быть, это конь, потерянный караваном? Или, может быть, он бросил всадника, перепрыгивая через пропасть? Может быть, этого коня, ослабевшего, бросили на пути и теперь, отдохнувший, он ищет владельца? Так мыслит рассудок, но сердце вспоминает другое. Сердце помнит, как от Великой Шамбалы, от свя щенных горных высот в сужденный час сойдет конь одинокий, и на седле его вместо всадника будет сиять Сокровище мира: Норбу Римпоче – Чинтамани – Чудесный Камень, Мира Спаситель. Не пришло ли время? Не приносит ли нам конь одинокий Сокровище Мира?» [1, с. 193–194]. На картине Н.К.Рериха белый конь, спускающийся с пламенеющих в лучах зари скал, несет на спине знак трех сфер, объятых золотым пламенем. Этот знак, избранный Рерихом для Знамени Мира, принадлежит к числу древнейших символов человечества, он известен еще с эпохи неолита. Этот знак встречается в самых разнообразных культурах; во многих философских системах ему придается особое значение: в христианстве это Троица, а в буддизме – Триратна, то есть Будда, его Учение и его Община [7]. Н.К.Рерих писал об этом так: «Чинтамани – древнейшее представление Индии о счастье мира – содержит в себе этот знак. В Храме Неба в Китае вы найдете то же изображение. <…> На знаменитой картине Мемлинга на груди Христа ясно виден этот же знак. Он же имеется на изображении Страсбургской Мадонны. Тот же знак – на щитах крестоносцев и на гербах тамплиеров. Гурда, знаменитые клинки кавказские несут на себе тот же знак. Разве не различаем его же на символах философских? Он же на изображениях Гесэр-хана и Ригден Джапо. Он же и на Тамге Тамерлана. Он же был и на гербе Папском. Его же можно найти и на старинных картинах испанских, и на картине Тициана. Он же на старинной иконе Св. Николая в Баре. Тот же знак на старинном изображении Преподобного Сергия. Он же на изображениях Св. Троицы. Он же на гербе Самарканда. Знак и в Эфиопии, и на Коптских древностях. Он же – на скалах Монголии. Он же на тибетских перстнях. Конь счастья на Гималайских горных перевалах несет тот же знак, сияющий в пламени. Он же на нагрудных фибулах Лахула, Ладака и всех Гималайских нагорий. Он же и на Буддийских знаменах. Следуя в глубины неолита, мы находим в гончарных орнаментах тот же знак» [5, с. 276]. Картина Николая Рериха «Чинтамани» – символ высочайшего значения: она не только отражение гималайской легенды, но и знак того, что с высот духа всему человечеству посылается чудесное сокровище Мудрости, приход которого знаменует собой новую страницу Космической Эволюции [8, с. 768–770]. В первоначальном варианте картины «Сокровище Мира – Чинтамани» (1924) из серии «Его Страна» конь несет в седле шкатулку, из которой исходит сияющий огонь.
А.Л.Баркова
Примечания: 1. Рерих Н.К. Свет пустыни // Рерих Н.К. Держава Света. Священный Дозор. Рига: Виеда, 1992. 2. Рерих Н.К. Эрдени Мори // Рерих Н.К. Листы дневника. В 3 т. Т. 1. М.: МЦР, Мастер-Банк, 1999. 3. Рерих Ю.Н. Тибетская живопись. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2002. 4. Рерих Е.И. Письма. В 9 т. Т. 3. М.: МЦР, Благотвор. фонд им. Е.И.Рерих, Мастер-Банк, 2001. 5. Рерих Н.К. Знамя Мира // Знамя Мира: Сб. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. С. 400–401 (воспр.). 6. Дар Ориона (Легенда о Сокровище Мира) // Космические легенды Востока. Р-н-Д., 1992. 7. Баркова А.Л. Знак Знамени Мира // Культура и время. 2005. № 3. 8. Шапошникова Л.В. Великое путешествие. В 3 кн. Кн. 3: Вселенная Мастера. М.: МЦР, Мастер-Банк, 2005. |