Картины Н.К.Рериха <<   O   >> сменить фон

Чудь подземная
1928 или 1929

Н.К.Рерих. Чудь подземная. 1928 или 1929

Ссылка на изображение: http://gallery.facets.ru/pic.php?id=931&size=3

                 
Атрибуты картины

Название Чудь подземная
Год 1928 или 1929
Где находится Собрание Джо Джагода. США. Даллас
Материалы, размеры Холст, темпера. 89 x 148 см.
Источник Атриб.:Каталог живописи и графики Н.К.Рериха. Сост.В.Бендюрин http://www.roerich-encyclopedia.facets.ru/kartiny.html
Примечание Встречается название "Подземный народ"

Н.К. РЕРИХ Алтай — Гималаи. Предисл. Б.Г.Гафурова. Послесл. А.П.Окладникова. М., «Мысль», 1974. с.36,240 (примеч. с.311-312)

...Среднеазиатское предание говорит о таинственном подземном народе агарти. Приближаясь ко входам в его благое царство, все живые существа умолкают и благоговейно прерывают путь.

Вспомним русское предание о таинственной чуди *, ушедшей под землю от преследования злых сил. Священная легенда о подземном граде Китеже ведет в тот же тайник.

Вся земля толкует о подземных городах, хранилищах, о храмах, ушедших под воду *. И русский, и нормандский крестьянин знает это одинаково твердо. Так же как житель пустынь знает о сокровищах, иногда сверкающих из-под волн песков пустынь, и снова — до времени — уходящих под землю. К одному костру сходятся по¬мнящие о положенных сроках. Не о суеверии, но о знании говорим. О знании, выраженном в прекрасных символах.

...«А как выросла белая береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела чудь остаться под белым царем. Ушла под землю. И захоронилась каменьями». На Уймоне показывают чудские могилы, камнями выложенные. «Тут-то и ушла чудь подземная». Запечатлелось переселение народов.

*Чудь — древнерусское наименование эстов, а также племен, обитавших в пределах владений Новгорода Великого — от Онежского озера до Урала.

*«...Земля толкует о подземных городах... храмах, ушедших под воду» — имеются в виду легенды и предания у разных народов об «ушедших» под землю или под воду городах (как в «Сказании о граде Китеже»),

Такие легенды часто возникают на основании реальных событий — истории известен ряд случаев, когда поселения проваливались в результате обрушения кровли подземных пустот или уходили под воду вследствие опускания суши.

«Мир идей и дел Н.К. Рериха» Павлодарское областное Рериховское общество

Среди многочисленных легенд и сказок многих стран можно найти предания о затерянных племенах и подземных жителях. В разных местах люди говорят о подобных фактах. Но соотнося их, вы можете увидеть, что они являются главами одного и того же повествования...

Вы узнаете родственные связи в фольклоре Тибета, Монголии, Китая, Туркестана, Кашмира, Персии, Алтая, Сибири, Урала, Кавказа, русских степей, Литвы, Польши, Венгрии, Германии, Франции, от самых высоких гор до самых глубоких океанов. Вы услышите прекрасно сложенные предания в районе Турфана. Вам расскажут, как святое племя преследовал тиран, и как люди, не желая подвергаться жестокости, замуровали себя в горных подземельях. Вас даже спросят, не хотите ли вы посмотреть вход в пещеры, через который ушёл преследуемый святой народ.

В Кучаре вы услышите о короле По-Чане, правителе тохаров, и как, когда враг настиг его, он скрылся со всеми сокровищами своего королевства, оставив позади себя только песок, камни и руины.

В Кашмире рассказывают о потерянном племени Израиля; любой учёный рабби может объяснить Вам, что Израиль — имя тех, кто ищет, и что это означает не нацию, а характер народа. В связи с этими верованиями Вам покажут в Сринагаре могилу Благословенного Иссы — Иисуса. Вы можете услышать искусный рассказ о том, как был распят Спаситель, но не умер, и его последователи вынесли тело из гробницы и исчезли. Говорят, Исса воскрес и провёл оставшуюся часть жизни в Кашмире, проповедуя то же Евангелие. Говорят, что из этого подземного погребения доносятся различные ароматы. В Кашмире Вам покажут могилу Девы Марии, где спасалась святая Мать Иссы после жестокой казни её сына. Повсюду вы слышите разные рассказы о путешествиях и передвижениях великого значения.

... Во многих местах Центральной Азии говорят об агарти — подземном народе. В многочисленных прекрасных легендах описывается та же история о том, как лучший народ покинул предательскую землю и нашёл спасение в тайных странах, где он обрёл новые силы и подчинил мощные энергии.

В горах Алтая, в прекрасной горной долине Уймон седой старовер сказал мне: “Я докажу Вам, что легенда о чуди, подземном народе, не фантазия! Я приведу Вас ко входу в подземное царство”.

По дороге через долину, окружённую снежными горами, мой хозяин рассказал мне множество историй о чуди... Чудь и чудо имеют один корень. Вероятно, потому мы можем считать чудь чудесным племенем. Мой бородатый проводник рассказал мне, “как давным-давно в этой плодородной долине жило и процветало могучее племя чуди. Они знали, как изыскать минералы и как вырастить богатый урожай. Самым миролюбивым и трудолюбивым было это племя. Но потом пришёл Белый Царь с неисчислимыми отрядами жестоких воинов. Миролюбивая и трудолюбивая чудь не смогла сопротивляться насилию завоевателей и не хотела терять свою свободу. Они остались слугами Белого Царя. Потом впервые белая берёза начала расти в этом районе. И, согласно старинным пророчествам, чудь узнала, что пришло время их ухода. И чудь, не желая оставаться в подчинении у Белого Царя, ушла под землю. Только иногда Вы можете услышать пение святых людей; сейчас их колокола звонят в подземных храмах. Но придёт славное время человеческого очищения, и в эти дни великая чудь снова появится в полной славе”.

Так закончил старовер. Мы приближались к низкому каменистому холму. Он гордо показал мне: “Вот здесь вход в великое подземное царство. Когда чудь ушла в подземный ход, то закрыла вход камнями. Сейчас мы стоим прямо около этого подземного хода”.

Мы стояли перед огромным погребением, окружённым большими камнями, таким типичным для периода великого переселения. Подобные погребения с прекрасными образами готских реликвий мы видели в южнорусских степях, в предгорьях Северного Кавказа. Исследуя этот холм, я вспомнил, как во время перехода через Каракорумский перевал мой саис, ладакец, спросил меня: “Знаете ли Вы, что здесь, в подземных пещерах, спрятаны многие сокровища и что в них живёт удивительное племя, которое ненавидит грехи земли?”.

И опять, когда мы прибыли в Хотан, подковы наших лошадей звучали глухо, будто мы проезжали над пещерами или пустотами. Караванщики обратили наше внимание на это, говоря: “Вы слышите, какие пустые подземные переходы мы пересекаем? Через эти проходы люди, которые их знают, могут добраться до дальних стран”.

Когда мы наткнулись на входы пещер, наши караванщики рассказали нам: “Давным-давно здесь жили люди, сейчас они ушли под землю; они нашли подземный проход к подземному царству. Только очень редко некоторые из них появляются снова на земле. На наши базары такие люди приходят со старыми, очень древними монетами, но никто не может даже вспомнить то время, когда здесь пользовались такими деньгами”. Я спросил их, сможем ли мы тоже увидеть этих людей. И они ответили: “Да, если Ваши мысли высоки и общаются с этими святыми людьми, потому что на земле только грешники, а чистые и мужественные уходят к чему-то более прекрасному”.

Велика вера в Царство подземного народа. По всей Азии, на пространствах всех пустынь, от Тихого океана до Урала, Вы можете услышать одни и те же чудесные сказания об исчезнувшем святом народе. И даже далеко за Уральскими горами эхо тех же сказаний настигнет Вас. Часто Вы слышите о подземных племенах. Говорят, что иногда невидимый святой народ живёт за горой. Иногда или ядовитые, или живительные газы поднимаются над землёй, чтобы защитить кого-то. Иногда Вы слышите, как передвигаются пески огромной пустыни и на какой-то момент открывают доступ к сокровищам подземных царств. Но никто не смеет прикоснуться к этим сокровищам. Вы услышите, что в скалах самых пустынных горных хребтов можно увидеть отверстия, которые соединены с этими подземными переходами, и что прекрасные принцессы давным-давно живут в этих природных замках. На расстоянии эти отверстия можно принять за орлиные гнёзда, потому что всё, что принадлежит подземному народу, скрыто. Иногда Святой Город тонет, как в фольклоре Нидерландов и Швейцарии. И фольклор совпадает с действительными открытиями в озерах и у морских побережий. В Сибири, в Литве и Польше Вы найдёте много легенд и сказок о великанах, которые жили когда-то в этих странах, но потом, питая отвращение к новым обычаям, исчезли... [18, с. 137-140].

• Среди историй о подземных городах рассказ о Керженце под Нижним Новгородом обладает особой красотой, она относится ко временам татаро-монгольского ига. Святой народ города Керженца не мог защищать себя и ушёл под воду озера, которое впоследствии стало называться священным.

Даже сейчас один раз в году у озёр верующие устраивают крестный ход вокруг озера, где Святой Город ушёл под воду... После этого, сидя вокруг костров, люди ждут и слушают праздничные колокола невидимых церквей. Это шествие напоминает священный праздник на озере Маносаровар в Гималаях.

Бесконечные курганы южных степей хранят многочисленные истории о появлении неизвестного воина неизвестно откуда. В Карпатах Венгрии существует много подобных преданий о неизвестных племенах, великанах-воинах и таинственных городах.

Когда Вы соберёте все сказки о потерянных и подземных племенах, не будет ли перед Вами полная картина великих миграций? Старый миссионер-католик случайно рассказал нам, что район Лхасы когда-то назывался Гота. В Транс-Гималаях на высоте 4500-4800 метров мы обнаружили группы менгиров, о которых на Тибете никто не знает. На склонах гор был найдены загадочные длинные камни — доринги. Говорят, “полезно помазать жиром верхушки камней. Божества этого места помогают путешественникам. [18,c. 134 - 141].

18. Н.К.Рерих. Шамбала. МЦР., М..1994г. 207с.

Л.Р.ЦЕСЮЛЕВИЧ. На Алтае. «Н.К.Рерих. Жизнь и творчество». Сборник статей М., «Изобразительное искусство», 1978, 372 с. с ил.

Наиболее популярная легенда, связанная с этими курганами, — легенда о Чуди. В Верхнем Уймоне ее знает каждый 3. Легенда повествует, что здесь когда-то леса были только темные, хвойные и люди были темного цвета кожи. Но когда стала расти белая береза, народ решил, что придет белый царь, завоюет их и не будет им жизни. Люди выкопали ямы, поставили стойки, камни сверху навалили. Потом сами под низ подлезли, вырвали стойки и камнями засыпались.

Другой вариант легенды указывает, что Чудь не закопалась, но ушла тайными подземельями, и круги щебенки, оставшиеся на курганах после раскопок или хищений, будто бы являются засыпанными ходами.

В книге «Алтай — Гималаи» эта легенда дана очень сокращенно: «А как выросла белая береза в нашем краю, так и пришел белый царь и завоевал край наш. И не захотела Чудь остаться под белым царем. Ушла под землю и захоронилась камнями» 4.

Расширенное изложение этой легенды со следующим окончанием есть в книге «Сердце Азии»: «...только не навсегда ушла Чудь. Когда вернется счастливое время и придут люди из Беловодья и дадут всему народу великую науку, тогда придет опять Чудь со всеми добытыми сокровищами» 5.

Отношение Рериха к народным сказаниям и легендам раскрывается в словах, часто им повторяемым и хорошо запомнившихся Ф.П.Лаптеву: «Все легенды от были». Рерих в легендах искал отзвуки реальных исторических событий, видоизмененных народным воображением.

Легенда о Чуди связана с переселением народов, что отмечает Рерих в дневнике: «Тут-то и ушла Чудь подземная. Запечатлелось переселение народов» . В легенде есть намек на существование доныне где-то, возможно, в скрытом месте, народа с высокой культурой и знаниями. В этом отношении легенда о Чуди перекликается с легендой о скрытой стране Беловодье и с легендой о подземном городе народа Агарти, распространенной в Индии.

Легенде о Чуди была известна Николаю Константиновичу и раньше, так как в 1913 году он написал картину «Чудь подземная», где уходящие в расщелины древние люди изображены на фоне холмистой местности. Но второй вариант этого сюжета, «Подземный народ», написан им в 1927 году, то есть после пребывания на Алтае.

На этом полотне ясно выражена высокогорная местность. Через своды обледенелой сталактитовой пещеры видны пики высоких заснеженных гор. Люди в островерхих шапках уходят в глубокое подземелье, унося с собой свои сокровища. Они спокойны и уверены в будущем. Представление Рериха о связи легенды о Чуди с легендами о Беловодье и о подземном народе Агарти дает более широкую интерпретацию этим картинам.

3.Легенда о Чуди исследована в статье А.Уманского «Безмолвные стражи Алтайских степей». // «Алтай», 1966, № 2. С.93.

4.Рерих Н.К. Алтай — Гималаи. С.240.

5.Рерих Н. Сердце Азии. С.113.

Н.В. УРИКОВА Описание 100 картин Н.К.Рериха и 5 С.Н.Рериха

Подземный народ

Художник писал: "Что стоит за этим миром безмолвия? Следы исчезнувшей цивилизации или загадочная жизнь, скрытая от любопытных глаз современников?"

В Средней Азии существует предание о таинственном подземном народе Агарти, у русских - предание о таинственной чуди, ушедшей под воду. И русский, и нормандский крестьянин знает это одинаково твердо. Не суеверие это, но знание, выраженное в прекрасных символах. Зачем сочинять, когда истинного так много...

О подземных жилищах в области Лхасы и Кукунора говорят многие источники. Лама из Монголии вспоминает предание: "Когда строили основание монастыря Ганадан во времена Учителя Дзонкапы (14 век), то заметили, что через щели скалы поднимаются струи курений. Пробили ход и нашли пещеру, где неподвижно сидел старец. Дзонкапа вывел его из экстаза. Тот попросил чашку молока. Спросил, какое теперь Учение на Земле. И затем исчез." (Н.К.Рерих. Алтай-Гималаи)

 

Agni-Yoga Top Sites яндекс.ћетрика